Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Сосновское *** года.
Сосновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Рябовой Т.Н.
с участием помощника прокурора Сосновского района Шакурова Р.Д.
при секретаре Шишкиной Т.М..
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сосновского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации.. . муниципального района Нижегородской области и администрации муниципального образования.. . муниципального района Нижегородской области о понуждении совершить ремонт автомобильных дорог.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сосновского района обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации.. . муниципального района Нижегородской области о понуждении совершить ремонт автомобильных дорог., указывая на то, что прокуратурой Сосновского района совместно с ОГИБДД МО МВД России «***» проведено обследование автодорог общего пользования, расположенных в границах.. . муниципального района и являющихся собственностью.. . муниципального района.
Согласно ст.20 и ст.41 Конституции РФ - каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
На основании п.5 ч.1 ст.14, п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее закон), определяет дорожную деятельность как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ст. 13 Закона одними из полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности являются: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (часть 1 статьи17 Закона).
Частью 1 статьи 18 Закона предусмотрено, что ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
При этом органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
Исходя из положений ч.1 ст.21, ч.1 ст.22 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», мероприятия по организации дорожного движения осуществляется в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
В период с *** года по *** года прокуратурой Сосновского района совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «***» обследована автодорога в.. ., проходящая по улице.. . и автодорога по ул... ., при этом было установлено, что - в нарушение пунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 в покрытии проезжей части автодороги по данным улицам в.. . представляет собой щебень, который имеет просадок, выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения.
При проведении работ необходимо следовать требованиям Приказа Министерства транспорта РФ № 402 от 16.11.2012 г. «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».
Указанные нарушения отражены в справке обследования улиц.. . и.. ..
На основании выписки из реестра объектов имущества муниципального образования.. . района по автомобильным дорогам обследованная дорога входит в муниципальную собственность.. . муниципального района Нижегородской области.
Согласно представленной ОГИБДД МО МВД России «***» информации несоответствие улично-дорожной сети требованиям ГОСТ приводит к росту аварийности, снижению пропускной способности улиц и дорог. Дороги, имеющие дефекты (выбоины), являются местами концентрации дорожно-транспортных происшествий.
Таким образом, администрацией.. . муниципального района и администрацией муниципального образования ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности посредством ненадлежащего обеспечения сохранности дорог, следствием чего является нарушение прав граждан - участников дорожного движения на свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам (статья 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Невыполнение требований закона и возложенных на органы местного самоуправления.. . муниципального района обязанностей привело к тому, что обследованные участки дороги представляют опасность для жизни и здоровья граждан. Их ненадлежащее эксплуатационное состояние способствует дорожно-транспортным происшествиям.
Бездействие администраций по содержанию автомобильных дорог в надлежащем состоянии негативно сказывается на безопасности дорожного движения, а именно: на низкой степени защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, создают предпосылки повышения уровня возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий, и как следствие, возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, требуется обеспечить надлежащее содержание автомобильной дороги путем проведения ремонта. Состав работ по разборке и установке бортовых камней, ремонту асфальтобетонного покрытия дороги предусмотрен государственными элементными нормами на строительные работы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ прокурор просит обязать Администрацию.. . муниципального района Нижегородской области произвести дорожные работы по приведению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог по ул... . и ул... . в соответствии с требованиями технического регламента.
В судебном заседании помощник прокурора Сосновского района Шакуров Р.Д. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации.. . муниципального района Нижегородской области Чикина Э.М., действующая по доверенности, с исковыми требованиями прокурора не согласен, пояснив в судебном заседании, что договоры на обслуживание дорог заключаются не с Администрацией.. . района, а с поселковой администрацией. Дороги по улицам.. . и.. . действительно требуют ремонта, но не в полном объеме, а некоторые участки. Данные дороги находятся в черте поселка и обслуживать их должна поселковая администрация, в настоящее время поселковая администрация не передала обслуживание дорог Администрации.. . района.
Представитель администрации муниципального образования п... . муниципального района Нижегородской области Зыков А.А. с исковыми требованиями прокурора согласен частично, пояснив, что автодороги по ул... . и ул.... не соответствуют требованиям частично, по ул... . ремонт дороги планируется и будет производиться, что касается ул... ., то на данную улицу имеются два съезда с дороги ул...., а от дома №*** до дома №*** дороги нет, но в этой части никто не проживает, поэтому более целесообразно произвести ремонт дороги по ул... . от дома № *** до дома №*** и от дома №*** до дома №***. Согласен с актом последней проверки состояния автодорог по спорным улицам. Финансирование автодорог производится из бюджета поселка и районной администрации.
Заинтересованное лицо - представитель ОГИБДД МО МВД России «***» Ермолаев А.А. с исковыми требованиями прокурора согласен.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ч.1 ст.21, ч.1 ст.22 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», мероприятия по организации дорожного движения осуществляется в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
Согласно п.5 ч.1 ст.14, п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со п.5 ст.5 Устава.. . муниципального района Нижегородской области - к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.4 п.5 Устава муниципального образования рабочего поселка.. . муниципального района Нижегородской области - к вопросам местного значения поселка относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселка, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, Согласно ст.4 п.5 Устава муниципального образования рабочего поселка.. . муниципального района Нижегородской области - к полномочиям поселковой администрации относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселка, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 6,7,1,12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог п.6
Владельцы автомобильных дорог- исполнительные органы государственной власти, местная администрация ( исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ /п.7/; ремонт автомобильной дороги- комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги /п.11/: содержание автомобильной дороги -комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения /п.12/.
На основании части 1 и части 4 ст.17 данного Федерального закона содержание дорог осуществляется в соответствии с требованиями технического регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно- эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технического регламентов.
Согласно части 1 ст. 18 приведенного выше Федерального закона ремонт автомобильных дорог в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Согласно пункту 6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу части 3 ст. 15 данного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В материалах дела имеется решение Земского собрания.. . муниципального района Нижегородской области от *** г. №*** «Об утверждении Реестра муниципального имущества.. . муниципального района Нижегородской области в новой редакции» с выпиской из данного реестра автомобильных дорог, согласно которым улицы.. . и улица.. . включены в состав муниципального имущества.. . района лд.69,71-7241,42-43.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая положения ст.210 ГК РФ и указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что обязанность по ремонту дорог по ул... . и ул... . п... . должна быть возложена на владельца дороги- администрацию.. . муниципального района Нижегородской области.
Кроме того в деле имеется Соглашение №*** от *** г. о передаче Администрации.. . муниципального района части полномочий рабочего поселка.. . по решению вопросов местного значения, согласно которому владение, пользование муниципальным имуществом : передача муниципального имущества на праве оперативного управления, безвозмездного пользования, в хозяйственное ведение/подготовка распоряжений, договоров, актов приема-передачи, регистрации прав. Финансирование полномочий, требующих финансовых затрат, осуществляется путем передачи межбюджетных трансфертов из бюджета поселения в районный бюджет с указанием конкретного переданного полномочия.
Поэтому в части возложении обязанности по проведению дорожных работ на администрацию поселка следует отказать.
Исходя из ст.12 ГК РФ- защита гражданских прав может осуществляться в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права: пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушение: присуждение к исполнению обязанности в натуре. Поэтому судебным решением на ответчика может быть возложена обязанность устранить нарушение права, восстановить нарушенное право, в данном случае- осуществить ремонт проезжей части дороги, провести транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорог в соответствии с требованиями технического регламента.
Технический способ, с использованием которого автомобильная дорога будет производится в соответствии с требованиями технического регламента, может быть определена самим ответчиком.
Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от *** г., представленному в судебное заседание в результате обследования установлено, что по ул... . п... . автомобильная дорога от дома №*** до дома № *** в нарушение пп.3.1.1:3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» имеет выбоины, просадки, продольные колеи, которые затрудняют движение транспортных средств с разрешенной ПДД РФ скоростью.
-По ул... . п... . от дома *** до дома №*** пп.3.1.1:3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» имеет выбоины, просадки, продольные колеи, которые затрудняют движение транспортных средств с разрешенной ПДД РФ скоростью.
Данные недостатки по указанным улицам стороны в судебном заседании подтвердили.
Данные обстоятельства подтверждаются и представителем 3-го лица - Ермолаевым А.А.
Таким образом, администрацией.. . муниципального района ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности посредством ненадлежащего обеспечения сохранности дорог, следствием чего является нарушение прав граждан - участников дорожного движения на свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам.
Невыполнение требований закона и возложенных на органы местного самоуправления.. . муниципального района обязанностей привело к тому, что обследованные участки дороги представляют опасность для жизни и здоровья граждан. Их ненадлежащее эксплуатационное состояние способствует дорожно-транспортным происшествиям.
В целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, требуется обеспечить надлежащее содержание автомобильной дороги путем проведения дорожных работ в части устранения недостатков, установленных актом от *** г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Сосновского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации.. . муниципального района Нижегородской области о понуждении совершить ремонт автомобильных дорог по ул... . района Нижегородской области удовлетворить частично.
Обязать Администрацию.. . муниципального района Нижегородской области произвести дорожные работы по приведению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог в соответствие с требованиями технического регламента по проезжей части автодороги по ул... . от дома №*** до дома №*** в п... . района Нижегородской области и
по проезжей части автодороги по ул... . от дома №*** до дома №*** в п... ... . района Нижегородской области, в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сосновский районный суд в течение месячного срока со дня изготовления в окончательной форме.
СудьяРешение не вступило в законную силу Рябова Т.Н.