Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-380/2013 ~ М-337/2013 от 26.06.2013

                                     

                                              Р Е Ш Е Н И Е

                           ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Сосновское                                                             *** года.

Сосновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Рябовой Т.Н.

с участием помощника прокурора Сосновского района Шакурова Р.Д.

при секретаре Шишкиной Т.М..

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сосновского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации.. . муниципального района Нижегородской области и администрации муниципального образования.. . муниципального района Нижегородской области о понуждении совершить ремонт автомобильных дорог.

                                    У С Т А Н О В И Л:

     Прокурор Сосновского района обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации.. . муниципального района Нижегородской области о понуждении совершить ремонт автомобильных дорог., указывая на то, что прокуратурой Сосновского района совместно с ОГИБДД МО МВД России «***» проведено обследование автодорог общего пользования, расположенных в границах.. . муниципального района и являющихся собственностью.. . муниципального района.

    Согласно ст.20 и ст.41 Конституции РФ - каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

     На основании п.5 ч.1 ст.14, п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее закон), определяет дорожную деятельность как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

     Согласно ст. 13 Закона одними из полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности являются: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.

     Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (часть 1 статьи17 Закона).

    Частью 1 статьи 18 Закона предусмотрено, что ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

     При этом органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

      Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

     Исходя из положений ч.1 ст.21, ч.1 ст.22 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», мероприятия по организации дорожного движения осуществляется в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

     Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

     В период с *** года по *** года прокуратурой Сосновского района совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «***» обследована автодорога в.. ., проходящая по улице.. . и автодорога по ул... ., при этом было установлено, что - в нарушение пунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 в покрытии проезжей части автодороги по данным улицам в.. . представляет собой щебень, который имеет просадок, выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения.

При проведении работ необходимо следовать требованиям Приказа Министерства транспорта РФ № 402 от 16.11.2012 г. «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».

    Указанные нарушения отражены в справке обследования улиц.. . и.. ..

    На основании выписки из реестра объектов имущества муниципального образования.. . района по автомобильным дорогам обследованная дорога входит в муниципальную собственность.. . муниципального района Нижегородской области.

     Согласно представленной ОГИБДД МО МВД России «***» информации несоответствие улично-дорожной сети требованиям ГОСТ приводит к росту аварийности, снижению пропускной способности улиц и дорог. Дороги, имеющие дефекты (выбоины), являются местами концентрации дорожно-транспортных происшествий.

     Таким образом, администрацией.. . муниципального района и администрацией муниципального образования ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности посредством ненадлежащего обеспечения сохранности дорог, следствием чего является нарушение прав граждан - участников дорожного движения на свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам (статья 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

     Невыполнение требований закона и возложенных на органы местного самоуправления.. . муниципального района обязанностей привело к тому, что обследованные участки дороги представляют опасность для жизни и здоровья граждан. Их ненадлежащее эксплуатационное состояние способствует дорожно-транспортным происшествиям.

       Бездействие администраций по содержанию автомобильных дорог в надлежащем состоянии негативно сказывается на безопасности дорожного движения, а именно: на низкой степени защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, создают предпосылки повышения уровня возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий, и как следствие, возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

       В целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, требуется обеспечить надлежащее содержание автомобильной дороги путем проведения ремонта. Состав работ по разборке и установке бортовых камней, ремонту асфальтобетонного покрытия дороги предусмотрен государственными элементными нормами на строительные работы.        

      На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ прокурор просит обязать Администрацию.. . муниципального района Нижегородской области произвести дорожные работы по приведению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог по ул... . и ул... . в соответствии с требованиями технического регламента.

     В судебном заседании помощник прокурора Сосновского района Шакуров Р.Д. исковые требования поддержал в полном объеме.

     Представитель Администрации.. . муниципального района Нижегородской области Чикина Э.М., действующая по доверенности, с исковыми требованиями прокурора не согласен, пояснив в судебном заседании, что договоры на обслуживание дорог заключаются не с Администрацией.. . района, а с поселковой администрацией. Дороги по улицам.. . и.. . действительно требуют ремонта, но не в полном объеме, а некоторые участки. Данные дороги находятся в черте поселка и обслуживать их должна поселковая администрация, в настоящее время поселковая администрация не передала обслуживание дорог Администрации.. . района.

       Представитель администрации муниципального образования п... . муниципального района Нижегородской области Зыков А.А. с исковыми требованиями прокурора согласен частично, пояснив, что автодороги по ул... . и ул.... не соответствуют требованиям частично, по ул... . ремонт дороги планируется и будет производиться, что касается ул... ., то на данную улицу имеются два съезда с дороги ул...., а от дома №*** до дома №*** дороги нет, но в этой части никто не проживает, поэтому более целесообразно произвести ремонт дороги по ул... . от дома № *** до дома №*** и от дома №*** до дома №***. Согласен с актом последней проверки состояния автодорог по спорным улицам. Финансирование автодорог производится из бюджета поселка и районной администрации.

       Заинтересованное лицо - представитель ОГИБДД МО МВД России «***» Ермолаев А.А. с исковыми требованиями прокурора согласен.

       Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

       Исходя из положений ч.1 ст.21, ч.1 ст.22 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», мероприятия по организации дорожного движения осуществляется в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.       Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

        Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

        Согласно п.5 ч.1 ст.14, п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      В соответствии со п.5 ст.5 Устава.. . муниципального района Нижегородской области - к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Согласно ст.4 п.5 Устава муниципального образования рабочего поселка.. . муниципального района Нижегородской области - к вопросам местного значения поселка относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселка, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, Согласно ст.4 п.5 Устава муниципального образования рабочего поселка.. . муниципального района Нижегородской области - к полномочиям поселковой администрации относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселка, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      В силу пунктов 6,7,1,12 ст. 3       Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог п.6

Владельцы автомобильных дорог- исполнительные органы государственной власти, местная администрация ( исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ /п.7/; ремонт автомобильной дороги- комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги /п.11/: содержание автомобильной дороги -комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения /п.12/.

На основании части 1 и части 4 ст.17 данного Федерального закона содержание дорог осуществляется в соответствии с требованиями технического регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно- эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технического регламентов.

Согласно части 1 ст. 18 приведенного выше Федерального закона ремонт автомобильных дорог в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Согласно пункту 6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В силу части 3 ст. 15 данного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В материалах дела имеется решение Земского собрания.. . муниципального района Нижегородской области от *** г. №*** «Об утверждении Реестра муниципального имущества.. . муниципального района Нижегородской области в новой редакции» с выпиской из данного реестра автомобильных дорог, согласно которым улицы.. . и улица.. . включены в состав муниципального имущества.. . района лд.69,71-7241,42-43.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Учитывая положения ст.210 ГК РФ и указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что обязанность по ремонту дорог по ул... . и ул... . п... . должна быть возложена на владельца дороги- администрацию.. . муниципального района Нижегородской области.

Кроме того в деле имеется Соглашение №*** от *** г. о передаче Администрации.. . муниципального района части полномочий рабочего поселка.. . по решению вопросов местного значения, согласно которому владение, пользование муниципальным имуществом : передача муниципального имущества на праве оперативного управления, безвозмездного пользования, в хозяйственное ведение/подготовка распоряжений, договоров, актов приема-передачи, регистрации прав. Финансирование полномочий, требующих финансовых затрат, осуществляется путем передачи межбюджетных трансфертов из бюджета поселения в районный бюджет с указанием конкретного переданного полномочия.

Поэтому в части возложении обязанности по проведению дорожных работ на администрацию поселка следует отказать.

Исходя из ст.12 ГК РФ- защита гражданских прав может осуществляться в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права: пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушение: присуждение к исполнению обязанности в натуре. Поэтому судебным решением на ответчика может быть возложена обязанность устранить нарушение права, восстановить нарушенное право, в данном случае- осуществить ремонт проезжей части дороги, провести транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорог в соответствии с требованиями технического регламента.

Технический способ, с использованием которого автомобильная дорога будет производится в соответствии с требованиями технического регламента, может быть определена самим ответчиком.

Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от *** г., представленному в судебное заседание в результате обследования установлено, что по ул... . п... . автомобильная дорога от дома №*** до дома № *** в нарушение пп.3.1.1:3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» имеет выбоины, просадки, продольные колеи, которые затрудняют движение транспортных средств с разрешенной ПДД РФ скоростью.

-По ул... . п... . от дома *** до дома №*** пп.3.1.1:3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» имеет выбоины, просадки, продольные колеи, которые затрудняют движение транспортных средств с разрешенной ПДД РФ скоростью.

Данные недостатки по указанным улицам стороны в судебном заседании подтвердили.

     Данные обстоятельства подтверждаются и представителем 3-го лица - Ермолаевым А.А.

     Таким образом, администрацией.. . муниципального района ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности посредством ненадлежащего обеспечения сохранности дорог, следствием чего является нарушение прав граждан - участников дорожного движения на свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам.

       Невыполнение требований закона и возложенных на органы местного самоуправления.. . муниципального района обязанностей привело к тому, что обследованные участки дороги представляют опасность для жизни и здоровья граждан. Их ненадлежащее эксплуатационное состояние способствует дорожно-транспортным происшествиям.

      В целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, требуется обеспечить надлежащее содержание автомобильной дороги путем проведения дорожных работ в части устранения недостатков, установленных актом от *** г.

      На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                             Р Е Ш И Л :

       Иск прокурора Сосновского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации.. . муниципального района Нижегородской области о понуждении совершить ремонт автомобильных дорог по ул... . района Нижегородской области удовлетворить частично.

      Обязать Администрацию.. . муниципального района Нижегородской области произвести дорожные работы по приведению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог в соответствие с требованиями технического регламента по проезжей части автодороги по ул... . от дома №*** до дома №*** в п... . района Нижегородской области и

по     проезжей части автодороги по ул... . от дома №*** до дома №*** в п... ... . района Нижегородской области, в остальной части иска отказать.

     

      Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сосновский районный суд в течение месячного срока со дня изготовления в окончательной форме.

СудьяРешение не вступило в законную силу                                         Рябова Т.Н.

         

2-380/2013 ~ М-337/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Скорлупкин А. С.
Ответчики
Администрация Сосновского муниципального района Нижегородской области
Сосновская поселковая администрация
Другие
ОГИБДД МО МВД России "Павловский"
Суд
Сосновский районный суд Нижегородской области
Судья
Рябова Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
sosnovsky--nnov.sudrf.ru
26.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2013Передача материалов судье
27.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.07.2013Предварительное судебное заседание
23.07.2013Предварительное судебное заседание
02.08.2013Судебное заседание
06.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее