Дело № 2-1253/2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 октября 2016 года
Смоленский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего судьи Петроченко Ю.А.,
при секретаре Проскурновой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каптюровой ФИО15, Чадаевой ФИО16, Степченковой ФИО17, Тимофеевой ФИО18, Тимофеева ФИО19, Лабузовв ФИО20 к администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности строительства дороги местного значения,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились с иском к ответчику об обязании администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области разработать проектно-сметную документацию и построить дорогу местного значения по улице Цветочная в д.Алтуховка Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
Уточнив заявленные требования, указали, что Каптюрова О.С. на основании договора купли-продажи от 28.05.2014 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Козинское с.п<адрес>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.06.2014 года сделана запись регистрации № 67-67-01/201/2014-915.
Степченкова Екатерина Андреевна на основании договора дарения от 16.06.2015 года является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1068 кв.м., расположенного по адресу: Смоленская область, Смоленский район, <адрес>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.06.2015 года сделана запись регистрации № 67-67/001 -67/001/172/2015-5100/2..
Тимофеева И.О. и Тимофеев Д.Е. на основании договора купли-продажи от 13.12.2013 года являются собственниками в праве общей долевой собственности, по 1/2 каждый, земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: Смоленская область, Смоленский район, <адрес>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.12.2013 года сделана запись регистрации №67-67-01/306/2013-627.
Лабузов А.В. на основании договора купли-продажи от 14.04.2014 года является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Козинское с.п.; <адрес>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.04.2014 года сделана запись регистрации № 67-67-01/173/2014-729.
Чадаева М.Б. на основании договора купли-продажи является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Козинское с.п., <адрес>. Земельный участок имеет кадастровый номер №, общую площадь - 1000 кв.м., предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, относится к категории земель - земли населенных пунктов.
В настоящее время доступа к земельным участкам истцов не имеется, транспортного сообщения нет, в настоящее время истцами Лабузовым А.В., Тимофеевой И.О., Тимофеевым Д.Е., Каптюровой О.А. разрабатывается проектная документация по строительству индивидуального жилого дома. Истцы Чадаева М.Б. и Степченкова Е.А. уже являются собственниками жилых домов, и постоянно проживают в них со своими семьями и малолетними детьми.
Ввиду отсутствия какой-либо дороги доставка строительных материалов невозможна, попасть к существующему жилому дому также невозможно, использовать участок для выращивания сельскохозяйственных культур также не представляется возможным ввиду фактического отсутствия доступа на земельные участки истцов.
До настоящего времени действия по обустройству временных подъездных путей в щебеночном исполнении и подъездной дороги к участкам и жилым домам истцов не осуществлены. В весенне-осенний и зимний периоды времени года истцы не могут проехать к домам и земельным участкам, так как временная полевая дорога не обслуживается и не расчищается. Истцам приходится оставлять свои автомобили на длительном расстоянии от участков, что создает риск совершения в отношении автомобилей незаконных действий. Продукты питания, вещи и предметы, необходимые для жизнедеятельности и благоустройства земельных участков и жилых домов, в том числе крупногабаритные, тяжеловесные, приходится переносить вручную.
Кроме того, в связи с отсутствием дороги к земельным участкам истцов не может подъехать специальный автотранспорт служб пожарной и скорой помощи, также является невозможной доставка почтовой корреспонденции, что нарушает конституционные права истцов на обеспечение безопасных условий жизни, охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 7 Устава Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
Истцы обратились в Администрацию Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области с жалобой, в которой просили провести ремонт дороги местного значения по улице Цветочная.
Своим письмом от 22.04.2016 года исх. №93 ответчик отказал истцам в ремонте дороги по улице <адрес>, мотивируя ответ тем, что автомобильной дороги общего пользования по <адрес> юридически не существует.
Истцы считают отказ ответчика незаконным нарушающим их права и охраняемые законом интересы по следующим основаниям:
статьей 1 закона Смоленской области от 30.11.2014 года № 141-3 «О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения» за сельскими поселениями Смоленской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 13, 13.1, 15, 18, 22, 26, 27, 31, 33.1, 33.2, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 7 статьи 3 данного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу ст. 12 Конституции РФ и ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ выбор способов решения вопросов организации дорожной деятельности осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
Истцы просили суд обязать администрацию Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области разработать проектно-сметную документацию и построить дорогу местного значения по улице Цветочная в д.Алтуховка Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, действующим законодательством и строительными нормами и правилами, обеспечивающую подъезд к земельным участкам с кадастровыми номерами №, расположенным по <адрес> Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
Степченова Е.А. также просила взыскать с ответчика в свою пользу понесенные судебные расходы.
Истцы Каптюрова О.С., Чадаева М.Б., Тимофеев Д.Е., Лабузов А.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Согласно ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц.
В судебном заседании Степченкова Е.А., Тимофеева И.О. и их представитель Егорова Е.А. заявленные требования поддержали, по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что какая-либо дорога к земельным участкам истцов в настоящее время отсутствует, в связи с чем, подъезд к ним транспортных средств крайне затруднён, что создаёт препятствия истцам в пользовании земельными участками и строительстве.
Представили фотоснимки местности в д<адрес>.
В судебном заседании представитель администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области – Барсукова Е.Н. возражала против заявленных требований, пояснив, что администрация Козинского сельского поселения не занимается разработкой проектно-сметной документации по строительству дорог в связи с отсутствием в штате соответствующих специалистов, а также в настоящее время администрация считает нецелесообразным строительство дороги, указанной истцами, так как в д.<адрес> ведётся строительство жилых домов, на объекты завозят строительные материалы на тяжёлых грузовиках, в результате разбивается дорожное покрытие.
Также Решением Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 05.07.2016 г. утверждена новая редакция муниципальной программа «Развитие улично-дорожной сети муниципального образования Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на 2014-2017 гг.», в которой указан перечень мероприятий по ремонту объектов внутрипоселковых автомобильных дорог Козинского сельского поселения на 2014-2017 гг., в том числе, в д.<адрес>
Представитель истцов, уточнив формулировку заявленного требования, просила обязать ответчика обеспечить подготовку проектно-сметной документации по строительству автодороги местного значения по ул.Цветочная л.Алтуховка и построить автодорогу местного значения по <адрес> Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
в судебном заседании установлено, что истцам на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами №, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, относящиеся к категории земель - земли населенных пунктов, расположенные по улице Цветочная в деревне Алтуховка Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и схемой расположения земельных участков (л.д.53; 64; 87; 88; 92; 107), и не отрицалось представителем ответчика.
Чадаева М.Б. и Степченкова Е.А. также являются собственниками жилых домов, построенных на принадлежащих им земельных участках и постоянно проживают в них со своими семьями (л.д.63, 106).
Дорога к вышеуказанным участкам отсутствует, в связи с чем, подъезд к ним транспортных средств крайне затруднён, что препятствует истицам в пользовании земельными участками и строительстве жилых домов.
Согласно Перечню мероприятий по ремонту объектов внутрипоселковых автомобильных дорог Козинского сельского поселения на 2014-2017 гг., являющегося приложением к муниципальной программе «Развитие улично-дорожной сети муниципального образования Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на 2014-2017 гг.», в д.Алтуховка в 2016 – 2017 гг. запланировано лишь проведение ремонта покрытия проезжей части улиц из песчано-гравийной смеси в местах с выявленными отдельными повреждениями в виде поперечных выступов и углублений, колейности, многочисленных выбоин на проезжей части улицы (л.д.144-148).
Однако из представленных истцами фотоснимков усматривается, что какое-либо дорожное покрытие на ул.Цветочная в д.Алтуховка вдоль расположенных по ней земельных участков полностью отсутствует (л.д.54). Доказательств обратного представителем администрации Козинского сельского поселения суду не представлено.
Согласно ст.14 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.50 данного Федерального закона в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Согласно ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.9 ст.5 данного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст.15 данного Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ст.16 данного Закона проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции автомобильных дорог, их участков, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Разрешение на строительство, реконструкцию автомобильных дорог в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается органом местного самоуправления поселения в отношении автомобильных дорог поселения, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять в границах поселения.
Согласно ст.48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры местного значения, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
В соответствии с частями 4; 5; 5.2 данной статьи виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
Договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.
Согласно ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключе6нием случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на строительство выдаётся органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с Уставом Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (п.10 ч.1 ст.7); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения в них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2 ч.2 ст.7) (л.д.136-141).
Действующим законодательством: Градостроительным Кодексом РФ, Федеральным законом от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Сводом правил "СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиПа 12-01-2004", утвержденного Приказом Минрегионразвития России от 27.12.2010 N781, иными нормативными актами установлен порядок разработки проектной документации и строительства сооружений, в том числе, дорог местного значения.
Таким образом, поскольку дорожная деятельность в силу вышеуказанных Федеральных законов включает в себя проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, на администрации Козинского сельского поселения лежит обязанность, предусмотренная как Федеральными законами, так и Уставом Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, по строительству в границах населенных пунктов сельского поселения автодорог, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, в том числе, и автодороги местного значения по ул.Цветочная в д.Алтуховка.
Пояснение представителя ответчика о нецелесообразности в настоящее время такого строительства в д.<адрес> не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований истцов, поскольку не освобождает администрацию сельского поселения от исполнения обязанностей по строительству автодороги, предусмотренных законодательством.
Истица Степченкова Е.А. также просила взыскать с ответчика в свою пользу понесенные судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей – за оплату услуг представителя Егоровой Е.А. (л.д.122-124), 2 000 руб. – за написание жалобы на имя Главы Козинского сельского поселения до обращения в суд с иском (л.д.125).
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
С учетом обстоятельств и сложности дела, количества времени, затраченного представителем истицы на участие в судебном процессе, и вышеприведенных правовых норм, суд определяет размер судебных расходов, подлежащих взысканию с администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в пользу Степченковой Е.А. в размере 3 000 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Каптюровой ФИО22, Чадаевой ФИО23, Степченковой ФИО24, Тимофеевой ФИО25, Тимофеева ФИО26, Лабузовв ФИО27 к администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности строительства дороги местного значения удовлетворить частично.
Обязать администрацию Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области подготовить проектно-сметную документацию и построить автодорогу местного значения по <адрес> Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, действующим законодательством и строительными нормами и правилами, обеспечивающую подъезд к земельным участкам с кадастровыми номерами 67№, расположенным по улице Цветочная в деревне Алтуховка Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
Взыскать с администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в пользу Степченковой ФИО28 понесенные по делу судебные расходы в размере 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области
Председательствующий Ю.А.Петроченко