Материал № 13а-1-50/2019
Дело 2а-1-144/2017
Определение
15 апреля 2019 года рабочий поселок Базарный Карабулак
Саратовская область
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Карпачевой Т.В.,
при секретаре Логиновой М.Ю.,
с участием старший помощник прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области Серов Р.Н.,
представителя ответчика – главы администрации Старожуковского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области Бобкова А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление представителя ответчика - главы администрации Старожуковского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области Бобкова А.П. об отсрочке исполнения решения суда от 03 мая 2017 года,
установил:
представитель ответчика – глава администрации Старожуковского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области Бобков А.П. обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 03 мая 2017 года по гражданскому делу № 2а-1-144/2017 по иску прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области к администрации Старожуковского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании бездействия по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества в регистрирующем органе незаконным.
В настоящее время исполнить решение Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 03 мая 2017 года для администрации Старожуковского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области является затруднительным, поскольку, согласно информации ООО «Саратовское бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» стоимость проведения кадастровых работ по подготовке технических планов с последующим предоставлением кадастровых паспортов при постановке на учет указанных бесхозяйных объектов составляет 165,000 рублей. Собственных денежных средств администрация не имеет, а бюджет Старожуковского муниципального образования на 2019 год сформирован с учетом первоочередных расходов, финансовое обеспечение расходов по постановке на учет бесхозяйных объектов не предусмотрено.
Таким образом, представитель ответчика – глава администрации Старожуковского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области Бобков А.П. просит предоставить отсрочку исполнения решения суда от 03 мая 2017 года сроком до первого квартала 2020, пояснив, что при формировании бюджета на 2020 год вопрос о необходимости проведения кадастровых работ по подготовке технических планов при постановке на учет бесхозяйных объектов, будет учтен.
Представитель ответчика – глава администрации Старожуковского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области Бобков А.П. в судебном заседании поддержал заявление об отсрочке решения суда по основаниям, изложенным в заявлении.
Старший помощник прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области Серов Р.Н. не возражал против предоставления отсрочки исполнения решения суда от 03 мая 2017 года по гражданскому делу № 2а-1-144/2017 по иску прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области к администрации Старожуковского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании бездействия по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества в регистрирующем органе незаконным, полагал целесообразным предоставить отсрочку на срок до 01 марта 2020 года.
Иные участники процесса, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно части 2 данной статьи указанные в части 1 настоящей статьи заявления рассматриваются в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению и разрешению поставленного перед судом вопроса об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка его исполнения.
Выслушав мнение явившихся участников процесса, исследовав представленные материалы, а также материалы гражданского дела № 2а-1-144/2017, суд приходит к следующему выводу.
03 мая 2017 года решением Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области, вступившим в законную силу, постановлено: признать незаконным бездействие администрации Старожуковского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в регистрирующем органе следующих бесхозяйных недвижимых объектов:
водонапорные сети протяженностью 25 км, расположенные по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Старая Жуковка;
водонапорная башня, расположенная по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Старая Жуковка.
Обязать администрацию Старожуковского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке бесхозяйных объектов недвижимого имущества на учёт:
водонапорные сети протяженностью 25 км, расположенные по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Старая Жуковка;
водонапорная башня, расположенная по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Старая Жуковка.
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения (часть 1 статья 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения (часть 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Аналогичные положения содержатся в статье 37 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Закона N 229-ФЗ, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. По смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая "судебного разбирательства". С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
В силу вышеперечисленных норм основания для рассрочки и отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, сохраняя при этом соразмерность и обеспечение баланса прав и законных интересов всех участников исполнительного судопроизводства.
Установлено, что 03 мая 2017 года решением Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области, вступившим в законную силу, удовлетворены требования прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области к администрации Старожуковского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании бездействия по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества в регистрирующем органе незаконным.
Однако до настоящего времени решение суда от 03 мая 2017 года не исполнено.
Согласно сведениям, представленным представителем ответчика - и.о. главой администрации Старожуковского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области Бобковым А.П. стоимость проведения кадастровых работ по подготовке технических планов с последующим предоставлением кадастровых паспортов при постановке на учет указанных бесхозяйных объектов составляет 165,000 рублей.
Согласно сведениям, представленным начальником финансового управления администрации Базарно-Карабулакского района Саратовской области Малышевой Е.А. от 15 мая 2018 года, бюджет Старожуковского муниципального образования на 2018 год сформирован с учетом первоочередных расходов, финансовое обеспечение расходов по постановке на учет бесхозяйных объектов не предусмотрено.
В соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Таким образом, в связи указанными обстоятельствами, возможность исполнить решение суда в настоящее время для ответчика затруднительна.
В силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу части 4 статьи 15 Конституции РФ являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.
Европейский Суд по правам человека особо отмечал, что нарушение «права на суд» может также приобрести форму задержки исполнения решения; при этом не каждая задержка в исполнении решения суда представляет собой нарушение «права на суд», а лишь такая, которая искажала бы саму суть данного права, гарантируемого статьёй 6 Конвенции (постановление от 18 ноября 2004 года по делу «Вассерман против России»).
Суд, принимает во внимание, что сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ) начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта, и исполнение судебного решения должно осуществляться в разумные сроки.
Поскольку законодатель не устанавливает перечень оснований для отсрочки исполнения решения суда, вопрос о возможности ее предоставления должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности и с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Исходя из конкретных обстоятельств и предоставленных представителем ответчика доказательств, подтверждающих затруднительность исполнения решения суда в настоящее время, характер требований заявителя, об отсрочке которых просит ответчик, мнение истца, не возражавшего против предоставления отсрочки исполнения решения суда, суд считает возможным удовлетворить заявление частично, предоставить ответчику отсрочку сроком до 01 марта 2020 года, поскольку отсрочка, при данных обстоятельствах, не будет свидетельствовать о нарушении разумных сроков исполнения судебного решения и прав взыскателя.
Руководствуясь статьями 189, 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
предоставить администрации Старожуковского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области отсрочку исполнения решения Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 03 мая 2017 года по гражданскому делу № 2а-1-144/2017 по исковому заявлению прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области к администрации Старожуковского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании бездействия по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества в регистрирующем органе незаконным, до 01 марта 2020 года.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в течение пятнадцати дней со дня вынесения.
Судья Т.В.Карпачева