Решение по делу № 2-1051/2018 ~ M-1076/2018 от 12.10.2018

2-1051/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 ноября 2018 года                  г.Благовещенск

Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гариповой С.И.,

при секретаре Григорьевой И.В.,

с участием представителя истца - заместителя Благовещенского межрайонного прокурора РБ Еникеева Э.Р., истца Макеева В.В., представителя ответчика Администрации муниципального района <адрес> РБ – Матюшиной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Макеев В.В. к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещении специализированного жилого фонда и заключить договор найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Благовещенский межрайонный прокурор Республики Башкортостан в интересах Макеева В.В. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района <адрес> РБ об обязании предоставить Макеев В.В. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 18 кв.м. и заключить договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.

В обоснование исковых требований истец указал, что в ходе проверки были установлены нарушения требований закона, связанные с непредставлением жилья. В нарушение установленных норм федерального и республиканского законодательства жилье указанной категории лиц, надлежащим образом не выделяется.

Макеев В.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет. После окончания общеобразовательного учреждения в настоящий момент обучается в высшем учебном заведении.

Согласно выписке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от 07.03.2014г. за Макеевым В.В. зарегистрирована доля в праве 1/4 на жилое помещение, расположенное по адресу: РБ, <адрес>.

Вместе с тем, согласно справке ОНД <адрес> вышеуказанный жилой дом полностью уничтожен в результате пожара.

Постановлением главы администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от 01.04.2014г. Макеев В.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Вместе с тем, Макееву В.В., не являющемуся нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, с момента окончания образовательного учреждения (учреждения социального обслуживания населения) до настоящего времени администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан не предоставлено благоустроенное жилое помещение.

Тем самым истец полагает, что нарушены жилищные права заявителя, который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.

Учитывая, что указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах межрайонным прокурором инициировано данное исковое заявление в интересах Макеева В.В.

Заявитель юридически не грамотный, средств для обращения за квалифицированной юридической помощью не имеет в связи с тяжелым материальным положением, является лицом, относящимся к категории граждан, оставшихся без попечения родителей, и таким образом, относится к социально незащищенной категории граждан.

Просит суд обязать администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить Макеев В.В. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 18 кв. м и заключить договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.

В судебном заседании представитель истца - заместитель Благовещенского межрайонного прокурора РБ Еникеев Э.Р. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.

Макеев В.В., поддержав иск, просил удовлетворить исковые требования, суду пояснил, что включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.

Представитель ответчика <адрес> РБ Матюшина Э.Р., исковые требования не признала, просила отказать в иске, суду пояснила, что постановлением администрации муниципального района <адрес> Макеев В.В. включен в Список очередников детей-сирот, в настоящее время право на предоставление ей жилого помещения не утратил, жильем не обеспечен в связи отсутствием финансирования муниципального бюджета на указанные цели. Ответчик надлежаще исполняет свои обязанности, а по мере поступления денежных средств и окончания строительства дома, Макееву В.В. будет предоставлено жилье.

Представитель третьего лица Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, возражений по существу исковых требований не представил.

В силу ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть иск в отсутствие извещенных, но не явившихся лиц.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Судом установлено, материалами дела подтверждено, ответчиком не оспаривается, что Макеев В.В., 22.11.1999г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать Макеева В.В. – М.Е.Н., 30.06.1974г.р., умерла 24.09.2008г., что подтверждается Свидетельством о смерти II-АР от 06.10.2008г.

Постановлением администрации муниципального района <адрес> от 28.11.2008г., в связи с тем, что одинокая мать Макеева В.В. – М.Е.Н. умерла, опекуном над несовершеннолетним племянником Макеевым В.В. назначена Д.Н.Н.

Согласно справке Макеев В.В. обучался в МОБУ СОШ имени К.М.А. <адрес> РБ.

Как пояснил суду истец Макеев В.В., в настоящее время он является студентом 3 курса БМПК.

Из выписки из ЕГРН Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от 07.03.2014г. видно, что Макееву В.В. на праве общей долевой собственности (1/4) принадлежало жилое помещение по адресу: РБ, <адрес>.

Между тем, согласно справке ОНД <адрес> указанный жилой дом и домашнее имущество уничтожены в результате пожара 05.11.2011г.

Согласно данных Благовещенского территориального участка ГУП Бюро технической инвентаризации РБ Макеев В.В. собственником объектов недвижимости на территории <адрес> и <адрес> не установлен.

С заявлением о постановке на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении Макеев В.В. обратился в Администрацию МР <адрес> РБ 25.02.2014г.

На основании Постановления Администрации муниципального района <адрес> РБ от 01.04.2014г. Макеев В.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако до настоящего времени он не обеспечен жилым помещением.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот" и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3).

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (абз. 1). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года №60-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06 сентября 2013 года № 407 «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан» предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании РБ, на территории которого эти лица включены в список. Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования РБ, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания (пункты 8.3, 8.4).

Постановлением Администрации муниципального района <адрес> РБ от 21.03.2012г. установлены нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м.

С учетом приведенных обстоятельств, суд считает, что администрация муниципального района <адрес> РБ обязана предоставить Макееву В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, при этом исходит из того, что Макеев В.В., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящее на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на получение жилого помещения, которое он до настоящего времени не реализовал.

При этом суд обращает внимание, что анализ положений статей 1, 2 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", при установленных судом обстоятельствах свидетельствует о наличии у органа местного самоуправления, в данном случае, Администрации муниципального района <адрес> РБ, обязанности по предоставлению Макеев В.В., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Довод ответчика о надлежащем исполнении своих обязанностей и об отсутствии денежных средств для приобретения жилья, не состоятелен. Не исполнение органом местного самоуправления государственной гарантии по обеспечению социально - незащищенной категории граждан жилым помещением не может ставиться в зависимость от наличия финансирования муниципального бюджета на указанные цели, поскольку влечет нарушение основополагающих конституционных принципов Российской Федерации, провозгласившей себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Благовещенского межрайонного прокурора РБ в интересах Макеев В.В. удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить Макеев В.В. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 18 кв.м. и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Благовещенский районный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий:                    С.И. Гарипова

2-1051/2018 ~ M-1076/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Макеев Виталий Вячеславович
Благовещенский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация муниципального района Благовещенский район РБ
Другие
Правительство РБ
Суд
Благовещенский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Гарипова С.И
Дело на странице суда
blagoveschensky--bkr.sudrf.ru
12.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2018Передача материалов судье
16.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2018Подготовка дела (собеседование)
24.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2018Судебное заседание
13.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2019Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее