дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 мая 2016 года
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пятовой Д.В.,
с участием помощника прокурора Корниловой Т.С.,
при секретаре Васильевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тункеева НВ к Зыковскому сельскому Совету депутатов Березовского <адрес> о восстановлении на работе,
У С Т А Н О В И Л:
Тункеева НВ обратилась в суд с иском к Зыковскому сельскому Совету Депутатов Березовского <адрес> о восстановлении на работе. Требования, с учетом уточненного искового заявления от <дата> истица мотивировала тем, что <дата> между ней и главой Зыковского сельсовета был заключен трудовой договор, на основании которого она была назначена на муниципальную должность специалист 1 категории Зыковского сельсовета. <дата> ей вручено уведомление от <дата> о том, что на основании распоряжения председателя Зыковского сельского Совета депутатов Е.М. Матвеева от <дата> № «О проведении организационно-штатных мероприятий по сокращению численности и штата работников» занимаемая штатная муниципальная должность специалиста 1 категории сокращается с <дата>, с указанным распоряжением она ознакомлена не была. <дата> ей вручена копия распоряжения № за подписью председателя Зыковского сельского Совета депутатов Матвеева Е.М. от <дата> о прекращении действия трудового договора от <дата> в связи с сокращением численности и штата работников организации, не основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Считает увольнение незаконным, так как работодателем был нарушен установленный трудовым законодательством порядок увольнения. Полагает, что поскольку трудовой договор от <дата> с заключен с ней главой Зыковского сельсовета, следовательно, работодателем для нее является глава Зыковского сельсовета. Распоряжение о сокращении № от <дата> и распоряжение о расторжении трудового договора № от <дата> подписал председатель Совета депутатов, который не уполномочен на прием и увольнение работников ни Уставом, ни Регламентом Зыковского Совета депутатов. Кроме того, председатель Зыковского Совета депутатов сам не является штатной единицей Зыковского сельсовета, т.е., не является штатным работником ни администрации, ни Совета депутатов, следовательно, не является работодателем для нее.
Кроме того, администрация Зыковского сельского совета и Совет депутатов Зыковского сельсовета входят в структуру Зыковского сельсовета, в связи с чем считает, что при исключении из структуры Зыковского сельского Совета депутатов занимаемой ею должности специалиста 1 категории и одновременном утверждении структуры администрации Зыковского сельсовета с введением новой должности главного специалиста - юриста решением Зыковского сельского Совета депутатов от <дата>, ей должна была быть предложена вновь вводимая должность главного специалиста - юриста. Занимаемая ею должность специалиста 1 категории была связана с юридическим сопровождением НПА, проектов НПА и др. документов, участием в судебных заседаниях в качестве представителя администрации, Совета депутатов, главы администрации Зыковского сельсовета, главы Зыковского сельсовета. При этом она заканчивает обучение в высшем учебном заведении на юридическом факультете, имеет пять лет стажа муниципальной службы, т.е. полностью соответствуем всем квалификационным требованиям вновь вводимой должности главного специалиста - юриста, которая при уведомлении о предстоящем сокращении ей предложена не была, что противоречит положениям ст. 180 ТК РФ, а также, п. 2.1. Распоряжения Председателя Совета депутатов № от <дата>.
Действиями, связанными с незаконным увольнением, ответчик причинил ей моральные и нравственные страдания, так как она была лишена возможности выполнять любимую работу, лишена средств к существованию, учитывая ее возраст у нее возникли сложности с трудоустройством; причиненные ей моральные страдания повлекли за собой расстройство здоровья и временную утрату трудоспособности. Просит суд признать незаконным с момента издания и отменить распоряжение председателя Зыковского сельского Совета депутатов Е.М. Матвеева от <дата> № «О проведении организационно-штатных мероприятий по сокращению численности и штата работников» как изданное не уполномоченным лицом; признать незаконным с момента издания и отменить распоряжение председателя Зыковского сельского Совета депутатов Е.М. Матвеева от <дата> № об увольнении истицы по п.2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ; обязать Зыковский сельский Совет депутатов внести изменения в Решение Зыковского сельского Совета депутатов № Р от <дата>, а именно: абзац 2 пункта 4 Решения Зыковского сельского Совета депутатов № Р от <дата> изложить в следующей редакции: «Исключить из структуры Зыковского сельского Совета депутатов должность специалиста 1 категории, в связи с чем, ввести в структуру администрации Зыковского сельсовета должность специалиста 1 категории для перевода работника ранее замещавшего должность специалиста 1 категории в Зыковском сельском Совете депутатов»; в абзаце 1 пункта 3 Приложения № к Решению Зыковского сельского Совета депутатов № Р от <дата> слова «Главный специалист-юрист» заменить словами «Специалист 1 категории»; в абзаце 4 пункта 3 Приложения № к Решению Зыковского сельского Совета депутатов № Р от <дата> слова «Главный специалист-юрист» заменить словами «Специалист 1 категории»; в абзаце 5 пункта 3 Приложения № к Решению Зыковского сельского Совета депутатов № Р от <дата> слова «Главный специалист-юрист» заменить словами специалист 1 категории; в Приложения № к Решению Зыковского сельского Совета депутатов № Р от <дата> слова «главный специалист-юрист» заменить словами «специалист 1 категории». Восстановить ее на работе в ранее занимаемой муниципальной должности - специалиста 1 категории Зыковского сельского Совета - в представительном органе местного самоуправления Зыковского сельсовета. Обязать ответчика Зыковский сельский Совет депутатов Березовского <адрес> перевести ее на вновь введенную Решением Зыковского сельского Совета депутатов № Р от <дата> должность специалиста 1 категории в исполнительно-распорядительном органе местного самоуправления Зыковского сельсовета - администрации Зыковского сельсовета. Взыскать с ответчика в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула за период с <дата> по <дата> в размере 203 242 руб. 95 коп., компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В судебном заседании истица Тункеева НВ исковые требования поддержала в полном объеме по указанным выше требованиям.
Представитель ответчика Зыковского сельского Совета Депутатов, третьего лица администрации Зыковского сельского совета Стрикелева С.А., действующая на основании доверенностей от <дата> исковые требования не признала в полном объеме, пояснила суду, что на основании п.1 ст. 34 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ст. 10 Устава Зыковского сельсовета, органы местного самоуправления, к которым в соответствии с Уставом относятся представительный орган местного самоуправления - Зыковский сельский Совет депутатов и исполнительно- распорядительный орган местного самоуправления - администрация Зыковского сельсовета, являются самостоятельными юридическими лицами. Решением Зыковского сельского совета депутатов от <дата> в структуру представительного органа Зыковского сельского Совета депутатов с <дата> была введена должность консультанта-юриста. В соответствии с решением Зыковского сельского совета депутатов от <дата>, должность консультанта-юриста исключена из структуры представительного органа и введена должность специалиста 1 категории. Постановлением главы Зыковского сельсовета от <дата> в штатное расписание представительного органа Зыковского сельсовета с <дата> введена должность специалиста 1 категории, одновременно должность консультанта-юриста исключена. Таким образом, в силу действующего законодательства работодателем для специалиста 1 категории представительного органа Зыковского сельсовета является Зыковский сельский Совет депутатов. Согласно распоряжения главы Зыковского сельсовета Джурко В.Д. от <дата> Тункеева НВ была принята на должность специалиста 1 категории в Зыковский сельский Совет депутатов с <дата>.
В соответствии со ст. 21 Устава Зыковского сельсовета, в редакции, действующего на момент возникновения трудовых отношений с Тункеева НВ, глава Зыковского сельсовета одновременно являлся председателем Зыковского Сельского Совета депутатов. Таким образом, работодателем для Тункеева НВ являлся Зыковский сельский Совет депутатов. Согласно части 3 статьи 81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. На момент принятия решения о расторжении трудового договора с Тункеева НВ и до даты её увольнения, у работодателя - Зыковский сельский Совет депутатов отсутствовали вакантные должности. Должность «главный специалист— юрист», введенная решением Зыковского сельского Совета депутатов от <дата> в структуру администрации Зыковского сельсовета не могла быть ей предложена, поскольку администрация Зыковского сельсовета трудового договора с Тункеева НВ не заключала, обладает самостоятельным статусом юридического лица, также как и Зыковский сельский Совет депутатов; при этом на дату увольнения истицы в штатном расписании администрации Зыковского сельсовета должность «главный специалист-юрист» отсутствовала. Кроме того, поскольку Тункеева НВ в период проведения процедуры сокращения штата не имела высшего образования, то введенная в структуру администрации Зыковского сельсовета должность «главный специалист-юрист», на основании ст.2 Закона Красноярского края от <дата> «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае", не могла быть ей предложена.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, заключение помощника прокурора, полагавшую увольнение законным, а требования истицы необоснованными, суд находит требования Тункеева НВ не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании п. 2 ч.1 ст.81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.
В соответствии с ч.1,2 ст.180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Согласно ст.2 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
В силу ст.34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что Решением Зыковского сельского совета депутатов от <дата>, подписанного главой Зыковского сельсовета Джурко В.Д., внесены изменения в решение Зыковского сельского совета депутатов от <дата> «Об утверждении структуры Зыковского сельского Совета депутатов», исключена из структуры представительного органа Зыковского сельского Совета депутатов должность консультанта-юриста, введена в указанном органе должность специалиста 1 категории.
<дата> между Зыковским сельсоветом в лице главы Зыковского сельсовета Джурко В.Д., действующего на основании Устава Зыковского сельсовета и Тункеева НВ заключен трудовой договор, по условиям которого Тункеева НВ назначена на муниципальную должность- специалист 1 категории Зыковского сельсовета. Распоряжением главы Зыковского сельского совета депутатов Джурко В.Д. от <дата>, на основании решения Зыковского сельского совета депутатов от <дата> «Об утверждении структуры Зыковского сельского Совета депутатов», внесенными в него изменениями от <дата>, на основании утвержденного штатного расписания от <дата> Тункеева НВ принята на муниципальную должность специалиста 1 категории в Зыковский сельский Совет депутатов с <дата> с окладом, согласно штатного расписания.
Штатным расписанием представительного органа Зыковского сельсовета от <дата> предусмотрены должность главы сельсовета и одна должность специалиста 1 категории.
Согласно Устава Зыковского сельсовета Березовского <адрес> Красноярского края с изменениями, зарегистрированными <дата>, действовавшего на момент заключения с Тункеева НВ трудового договора, глава Зыковского сельсовета- выборное, высшее должностное лицо, избираемое жителями сельсовета путем прямых выборов сроком на 4 года, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории сельсовета. Зыковский сельский Совет депутатов- представительный орган местного самоуправления; администрация Зыковского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом сельского самоуправления. Руководство деятельностью администрации осуществляет на основе принципа единоначалия Глава администрации сельсовета (статья 9 Устава). Согласно ст.10 Устава Зыковский сельский Совет депутатов и администрация Зыковского сельсовета обладают правами юридического лица. На основании ст.17 Устава Глава сельсовета, в том числе издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности сельского Совета депутатов, является председателем сельского Совета депутатов, организует его работу, созывает сессии сельского совета депутатов. Положениями Устава с изменениями от <дата>, действующего на момент расторжения трудовых отношений с истицей, закреплены аналогичные положения; изменена ст.17 Устава, исключено указание о том, что Глава сельсовета является председателем сельского Совета депутатов, организует его работу. Статьей 21 Устава (в редакции от <дата>) предусмотрено, что работу сельского Совета депутатов организует его председатель, который, в том числе, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов сельсовета, подписывает решения Совета депутатов.
Решением Зыковского сельского Совета депутатов от <дата> «Об утверждении структуры администрации Зыковского сельсовета и перечня муниципальных должностей муниципальной службы администрации Зыковского сельсовета исключена из структуры Зыковского сельского Совета депутатов должность специалиста 1 категории, должность сокращена; признано утратившим силу решение Зыковского сельского совета депутатов от <дата>, о внесении изменений в решение Зыковского сельского совета депутатов от <дата> «Об утверждении структуры Зыковского сельского Совета депутатов».
Распоряжением председателя Зыковского сельского Совета депутатов Матвеева Е.М. от <дата> с <дата> исключена из штатного расписания выборных должностных лиц и муниципальных служащих Зыковского сельского Совета депутатов должность специалиста 1 категории. <дата> Тункеева НВ получено уведомление о сокращении занимаемой ею штатной должности специалиста 1 категории с <дата>, о чем в уведомлении имеется ее подпись. Распоряжением Зыковского сельского Совета депутатов, в лице председателя Совета депутатов Матвеева Е.М. от <дата> с Тункеева НВ прекращено действие трудового договора с <дата>, в связи с сокращением численности и штата работников организации, п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ.
Штатным расписанием Зыковского сельсовета с <дата> предусмотрена одна штатная единица главы сельсовета.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Абрамова В.А. пояснила суду, что она работала в должности главного бухгалтера в администрации Зыковского сельского совета с <дата> по <дата>; администрация осуществляла бухгалтерское и кадровое обслуживание таких учреждений, как библиотека, дом культуры, а также Зыковского Совета депутатов на основании договора об организации бухгалтерского учета от <дата>, договора о бухгалтерском обслуживании от <дата>; в апреле 2010 года Тункеева НВ была принята на должность специалиста 1 категории в Зыковский сельский Совет депутатов, который имеет статус самостоятельного юридического лица, свой расчетный счет в федеральном казначействе, ИНН, КПП, с которого Тункеева НВ и председателю Совета Депутатов выплачивалась заработная плата; председатель Совета Депутатов решал кадровые вопросы, в том числе издавал приказы о предоставлении истице ежегодного отпуска, подписывал зарплатные ведомости.
Оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что Тункеева Н.А. была принята на работу на муниципальную должность специалиста 1 категории в Зыковский сельский Совет депутатов, распоряжение о ее принятии издано главой Зыковского сельсовета в рамках полномочий, предусмотренных действовавшим Уставом Зыковского сельсовета Березовского <адрес> Красноярского края, поскольку глава сельсовета являлся председателем сельского Совета депутатов, в связи с чем был наделен полномочиями по решению кадрового вопроса о принятии на должность специалиста в Зыковский сельский Совет депутатов. Распоряжение Зыковского сельского Совета депутатов о проведении организационно-штатных мероприятий по сокращению численности и штата работников от <дата> и распоряжение от <дата> о прекращении действия трудового договора с Тункеева НВ изданы председателем Совета депутатов также в рамках полномочий, предусмотренных п.4 ст.21 действующего Устава, согласно которых председатель Совета депутатов издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов, подписывает решения Совета депутатов. Факты сокращение численности штата работников Зыковского сельского совета депутатов и отсутствие в штате указанного органа вакантной должности не оспаривались истицей в судебном заседании и подтверждаются представленными в материалы дела штатными расписаниями и распоряжением работодателя о проведении организационно-штатных мероприятий по сокращению численности и штата работников.
Доводы истицы о том, что трудовой договор от <дата> был заключен с ней главой Зыковского сельского совета, она была принята на работу в администрацию Зыковского сельского совета, а не в Зыковский сельский Совет депутатов, которые являются структурными подразделениями Зыковского сельского совета суд находит несостоятельными в силу неверного толкования указанных выше положений Устава Зыковского сельсовета. При этом из распоряжения от <дата> следует, что Тункеева Т.В. принята на должность специалиста 1 категории в Зыковский сельский Совет депутатов, доказательств, с достоверностью подтверждающих ее трудоустройство в администрацию Зыковского сельского совета истицей суду не представлено. Ссылка истицы на штатные расписания Зыковского сельсовета от <дата> и <дата>, табели учета рабочего времени за январь-апрель 2015 года не свидетельствуют о ее трудоустройстве в администрацию Зыковского сельского совета.
Суд находит обоснованными возражения представителя ответчика, согласно которых администрация Зыковского сельского совета и Зыковский сельский Совет депутатов обладают статусом юридических лиц, на основании чего их руководители наделены полномочиями решать кадровые вопросы приема на работу и прекращения трудовых отношений, поскольку эта позиция подтверждается положениями Устава Зыковского сельсовета, свидетельствами о регистрации в качестве юридических лиц администрации Зыковского сельского совета и Совета депутатов. По указанной причине истице не могла быть при сокращении численности штата предложена должность в администрации Зыковского сельского совета, а также не могут быть удовлетворены ее требования о переводе истицы из Зыковского сельского Совета депутатов на вновь введенную должность главного специалиста юриста в администрацию Зыковского сельского совета. При этом указанная должность, как обоснованно указано представителем ответчика, не могла быть предложена Тункеева НВ в том числе в связи с тем, что для ее замещения необходимым требование закона является наличие высшего образования, отсутствовавшего у истицы на момент ее введения.
Кроме того, довод истицы о том, что она была принята на должность специалиста 1 категории в администрацию Зыковского сельского совета, соответственно лишь глава администрации Зыковского сельского совета был наделен полномочиями ее уволить, при этом председатель Совета депутатов не является штатной единицей опровергается приведенными выше положениями Устава, свидетельствами о государственной регистрации в качестве юридических лиц администрации Зыковского сельского совета и Зыковского сельского совета Депутатов, в соответствии с которыми председатель Зыковского сельского Совета Депутатов, как руководитель обособленного юридического лица имеет право принятия кадровых решений. Указанные полномочия председателя Совета депутатов по решению кадровых вопросов, в том числе предоставление отпуска, подпись зарплатной ведомости подтвердила в судебном заседании свидетель Абрамова В.А. Кроме того, штатно-списочным составом муниципальных служащих администрации Зыковского сельского совет по состоянию на <дата> и на <дата>, а также штатным расписанием муниципальных служащих администрации Зыковского сельского совета на <дата> подтверждается, что на дату приема истицы на работу и на дату сокращения занимаемой ею должности в штате администрации Зыковского сельского совета имелась 1 должность специалиста 1 категории, на которую была трудоустроена Расулова Т.В.
Также суд не усматривает нарушений увольнения Тункеева НВ по сокращению численности штата организации, предусмотренной ст. 180 ТК РФ, поскольку о предстоящем увольнении с <дата> работник был уведомлен <дата>, то есть более чем за два месяца под роспись, уволена истица была с <дата>; другой работы (вакантной должности) в штате Зыковского сельского Совета депутатов не имелось.
При таких обстоятельствах суд не усматривает нарушений трудового законодательства и прав истицы изданием распоряжения председателем Зыковского сельского Совета депутатов Матвеева Е.М. от <дата> «О проведении организационно-штатных мероприятий по сокращению численности и штата работников» и распоряжения от <дата> о прекращении действия трудового договора с Тункеева НВ в связи с сокращением численности и штата работников организации, на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ и полагает необходимым в иске Тункеева НВ о признании распоряжений незаконными, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований, предъявленных к администрации Зыковского сельского Совета депутатов о признании распоряжений незаконными, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда Тункеева НВ отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Председательствующий: Д.В.Пятова