копия
Дело № 2-762/ 2013 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Каменск-Уральский 16 декабря 2013 года
Свердловской области
Синарский районный суд г. Каменска-Уральского, Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Ю.В.,
при секретаре Дегтяревой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России № 22 по Свердловской области к Орленко В.Н. о взыскании задолженности по земельному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
(дата) Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с иском к Орленко В.Н. о взыскании задолженности по земельному налогу за (дата) сумме <*****>
В судебном заседании представитель истца Юровских М.Н., действующая на основании доверенности от (дата) г., исковые требования поддержала в сумме <*****>, уточнив, что задолженность в сумме <*****> рублей была погашена ответчиком в процессе судебного разбирательства. В обоснование иска она указала, что Орленко В.Н. в (дата) являлся плательщиком земельного налога, поскольку являлся на тот момент собственником трех земельных участков, расположенных в <адрес>: 1) по <адрес> № №) по <адрес> № № по <адрес> № №. По первому земельному участку земельный налог по ставке 1% с учетом льготы <*****> рублей был исчислен за 12 месяцев (дата) в сумме <*****> рублей, по второму земельному участку по ставке <*****>% - <*****> рублей, по третьему земельному участку по ставке <*****>% - <*****> рубля. До (дата) земельный налог выплачен Орленко В.Н. не был в связи с чем был предъявлен в суд иск, в процессе разбирательства которого, по третьему земельному участку долг по земельному налогу был погашен ответчиком.
Ответчик Орленко В.Н. иск не признал. При этом он указал, что не оспаривает принадлежность ему на праве собственности трех вышеуказанных земельных участков и свою обязанность уплатить земельный налог за (дата). Вместе с тем, по его мнению, земельный налог по участку земли <адрес> № № необоснованно завышен, так как его кадастровая стоимость, на основании которой исчислен земельный налог, значительно выше реальной рыночной стоимости этого имущества. По его обращению Арбитражный суд Свердловской области 11.07.2013 года вынес решение о признании кадастровой стоимостью указанного земельного участка по состоянию на (дата) его рыночной стоимости <*****> рублей, исходя из которой земельный налог подлежит пересчету. До этого момента он не согласен платить земельный налог, тем более, что требуемой истцом суммы у него, как у пенсионера по возрасту не имеется. Земельный налог за (дата) по земельному участку по <адрес> № № он уже оплачивал, хоть и не может предоставить доказательства, подтверждающие это, поэтому иск и в части требований о взыскании земельного налога <*****> он не признает.
Представитель Росреестра, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки, просьб об отложении судебного разбирательства не представил, в связи с чем судом было вынесено определение о рассмотрении дела в его отсутствие на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, изучив письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд считает необходимым иск с учетом его уточнения по состоянию на (дата) удовлетворить по следующим ниже основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Таким образом, уплата налога является публичной обязанностью налогоплательщиков.
Налоги являются составной частью доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 41 Бюджетного Кодекса РФ, поэтому неуплата налогов в бюджет нарушает права государства или муниципального образования на формирование соответствующего бюджета, за счет которого исполняются публичные обязанности государства или муниципального образования, возложенные на них Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными актами.
В соответствии с подпунктами 9, 14 пункта 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки, пеней, штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок требования об уплате налога (сбора), пеней и штрафов, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании соответствующих сумм за счет имущества данного физического лица (в т.ч. денежных средств на счетах в банках и наличных денежных средств), в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (сбора), пеней, штрафа. Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога и пеней.
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к числу местных налогов. Данный налог регламентирован положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в соответствии с ними же вводится в действие и прекращает действовать и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 387).
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога на землю признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговым периодом по земельному налогу признается год (ст. 393 НК РФ).
В судебном заседании установлено, что ответчик Орленко В.Н. в (дата) имел в собственности три земельных участка, расположенных в <адрес>: 1) по <адрес> № № площадью <*****> кв.м., 2) по <адрес> № № площадью <*****> кв.м., 3) по <адрес> № № площадью <*****> кв.м..
Сведения о наличии у ответчика в собственности вышеперечисленных объектов недвижимости были предоставлены истцу в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 85 НК РФ. Действительность данных сведений в судебном заседании опровергнута не была.
Таким образом, ответчик Орленко В.Н. являлся плательщиком земельного налога в (дата).
Порядок исчисления и уплаты земельного налога установлен п.3 ст. 396 НК РФ, в соответствии с которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Срок уплаты устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 1 ст. 397 НК РФ).
В соответствии с п. 11, 12 ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
В силу требований ст. 396 НК РФ, сведения об объектах вносятся в базу данных налогового органа на основании сведений органов, осуществляющих ведение кадастрового учета, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляемых в налоговый орган в соответствии со ст. 85 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ, налоговая база при исчислении земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Пунктом 1 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 ст. 390 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного Кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Из пункта 1 Правил следует, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастр объектов недвижимости и его территориальными органами, для чего привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 25.08.1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и п. 10 Правил, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Таким образом, налоговые органы не наделены полномочиями участвовать в проведении государственной кадастровой оценки земель, равно как и полномочиями по утверждению результатов такой оценки, не вправе определять правомерность и законность размера кадастровой стоимости земельных участков, установленного по результатам государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии со ст. 23, гл.31 НК РФ, п. 2 ст.3 Решения Городской Думы г. Каменска-Уральского от 21.09.2011 N 397 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования город Каменск-Уральский" срок уплаты земельного налога за 2011 год был установлен не позднее 1 ноября 2012 года.
Ставки налога на землю в 2011 году были установлены в ст. 2 Решения Городской Думы г. Каменска-Уральского от 21.09.2011 года № 397 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования город Каменск-Уральский" (далее Решение).
Согласно указанному Решению для земельного участка ответчика по <адрес> № № ставка налога составляет 1% от его кадастровой стоимости, по земельному участку по <адрес> № № и по земельному участку по <адрес> № № -1,2% от их кадастровой стоимости. Ставки налога по виду разрешенного использования его земельных участков ответчиком оспорены не были.
Таким образом, согласно предоставленному истцом расчету, суммы земельного налога, подлежащие уплате ответчиком за (дата) составили: по первому земельному участку при его кадастровой стоимости <*****> рублей по ставке 1% с учетом льготы <*****> рублей за 12 месяцев (дата) - <*****> рублей, по второму земельному участку при его кадастровой стоимости <*****> рублей по ставке 1,2% - <*****> рублей, по третьему земельному участку при его кадастровой стоимости <*****> рубля по ставке 1,2% - <*****> рубля.
Данный расчет соответствует требованиям вышеприведенного законодательства и не вызывает сомнений у суда, так как установлено, что при исчислении земельного налога МИФНС руководствовалась сведениями (информационной базой данных) по объектам налогообложения и плательщикам земельного налога, предоставленными, в соответствии с п. 11 и п. 12 ст. 396 НК РФ, органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Ссылки ответчика на то, что кадастровая стоимость земельного участка по <адрес> № № и, как следствие, сумма требуемого с него земельного налога должны быть уменьшены в связи с признанием судебным решением использованной истцом в расчетах кадастровой стоимости этого земельного участка неверной, суд во внимание не принимает по следующим ниже основаниям.
На основании ст. 54 НК РФ налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым периодам, а также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11 июля 2013 года по делу № А60-20459/2013 по иску Орленко В.Н. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и к Управлению Росреестра по <адрес> действительно была установлена кадастровая стоимость земельного участка по <адрес> № № равной его рыночной стоимости, в сумме <*****> рублей по состоянию на (дата) года.
Кадастровая стоимость названного выше земельного участка, установленная вышеприведенным решением Арбитражного суда, в силу приведенных выше положений Налогового кодекса Российской Федерации не может быть применена при расчете земельного налога по нему за налоговый период (дата)., поскольку перерасчет земельного налога налоговым органом возможен только на основании сведений, представленных органами, осуществляющими кадастровый учет, в то время как стороной ответчика не представлено доказательств пересмотра Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" кадастровой стоимости указанного земельного участка ответчика на налоговый период (дата). При этом права Орленко В.Н., нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены иным способом - посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Кадастровую стоимость земельных участков по <адрес> № № и по <адрес> № № Орленко В.Н. в судебном разбирательстве не оспаривал.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).
В соответствии с требованиями ст. 397 НК РФ налоговым органом ответчику были направлены налоговое уведомление № о подлежащей уплате Орленко В.Н. суммы земельного налога за (дата) <*****> рубля. Налоговое уведомление было получено Орленко В.Н. лично (дата) года, о чем свидетельствует копия налогового уведомления в материалах дела.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ, неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.
Судом установлено, что в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ истцом выявлено наличие недоимки ответчика по налогу на землю за (дата). в сумме <*****> рубля, что подтверждается извещением о выявлении недоимки у налогоплательщика № от (дата) Вследствие изложенного в соответствии со ст. 69 НК РФ ответчику было направлено требование № от (дата) о необходимости погашения недоимки в срок до (дата) года. Требование направлено по почте, о чем свидетельствует копия почтового реестра и квитанции о приеме почтовых отправлений по безналичному расчету.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование инспекции до настоящего времени ответчиком не исполнено, вследствие чего истцу пришлось обратиться в суд для взыскания задолженности по налогу.
Судом установлено, что истец исчислил сумму налога на основании предоставленных регистрирующими органами сведений о земельных участках, принадлежащих ответчику. Доказательств, опровергающих доводы истца о принадлежности ответчику данных объектов недвижимости, а также об образовании задолженности по налогу и об уклонении ответчика от выполнения законного требования налогового органа об уплате недоимки по налогам в установленный срок, ответчиком суду не представлено. Суд согласен с расчетом истца об определении задолженности по налогам, ответчиком он не опровергнут. Требования истцом предъявлены в суд в сроки, установленные вышеприведенным законодательством.
В связи со всем выше изложенным суд полагает необходимым удовлетворить требования истца о взыскании с ответчика задолженности по налогу на землю в размере <*****> рублей по земельному участку по <адрес> № №, и <*****> рублей по земельному участку по <адрес> № №. Несмотря на утверждение истца о погашении им недоимки в сумме <*****> рублей, доказательств этому Орленко В.Н. суду не представлено, вследствие чего данный довод суд отклоняет, как голословный. На сумму <*****> рублей по земельному участку по <адрес> № № налоговым органом исковые требования были уменьшены в связи с признанием долга в этой части погашенным, поэтому вынесения судебного решения в этой части не требуется.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. С учетом указанного с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой МИФНС России № 22 по Свердловской области была освобождена в силу указания закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 22 по Свердловской области удовлетворить.
Взыскать с Орленко В.Н. в пользу Межрайонной ИФНС России № 22 по Свердловской области задолженность по налогу на землю за (дата) в сумме <*****> по реквизитам: Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области в г.Екатеринбург, Счет УФК: 40101810500000010010, БИК: 046577001, получатель УФК по Свердловской области (Межрайонная ИФНС России №22 по Свердловской области), ИНН / КПП: 6612001555/ 661201001, ОКАТО: 65436000000, КБК: 18210606022041000110 (для земельного налога).
Взыскать с Орленко В.Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <*****>
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского.
Решение изготовлено в машинописном варианте в окончательной форме 17.01.2014 года и является подлинным.
Судья: подпись
Копия верна. Судья Ю.В. Кузнецова
Секретарь М.В. Дегтярева