Решение по делу № 2-38/2021 ~ М-27/2021 от 01.02.2021

УИД 58RS0002-01-2021-000089-05

№ 2-38/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Спасск

Пензенской области 24 февраля 2021 г.

Спасский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Артамоновой Г.А.,

при секретаре судебного заседания Основиной Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело

по исковому заявлению прокурора Спасского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Спасского района Пензенской области обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области (далее в тексте – МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области) о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой района проверки исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов и об образовании установлено, что в нарушение требований действующего законодательства: статей 15 и 19 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»; статей 28 и 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; пунктов 3 и 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 09 ноября 2015 г. № 1309 при входе в здания:

-       МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска, по адресу: <адрес>;

-       филиал МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска в с.Липлейка, по адресу: <адрес>,

которые относятся к объектам социальной инфраструктуры, не установлены вывески с названием, графиком работы образовательной организации, плана здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Тем самым ограничиваются права граждан с ограниченными возможностями на получение информации о зданиях, их помещениях и на беспрепятственный доступ к предоставляемым услугам, в том числе на образование. Отсутствие в образовательных учреждениях воспитанников-инвалидов по зрению не освобождает ответчика от обязанности исполнения в своей деятельности приведенных требований нормативных актов. В связи с чем на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор обращается с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, и просит суд возложить на МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем размещения при входе в здания образовательных учреждений, расположенных по вышеуказанным адресам, информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, графиком работы, плана здания с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (л.д.5-8).

Определением от 03 февраля 2021 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены учредитель МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области - Администрация Спасского района Пензенской области и собственник имущества - Отдел образования администрации Спасского района Пензенской области (л.д.2-3).

В судебное заседание представители сторон и третьих лиц не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

От представителя истца - помощника прокурора Спасского района Пензенской области Елизарова С.С. и представителя ответчика МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области Потаповой О.В. поступили ходатайства с просьбой рассмотреть дело без участия представителей, где содержатся сведения, что истец иск поддерживает (л.д.34, 35).

Представитель третьего лица - начальник отдела образования Шадчнева И.А. адресовала суду ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по заявленным требованиям суду не предоставила (л.д.36).

Представителем третьего лица – администрации Спасского района Пензенской области сведения о причинах неявки и возражения по иску суду не предоставлены.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон и третьих лиц.

Изучив материалы дела, оценив доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ). Целью такой политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула данного закона).

В части 1 статьи 1 Федерального закона № 181-ФЗ дано понятие инвалида как лица, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Как установлено статьей 2 Федерального закона № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В статье 19 Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено, что государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной зашиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

В соответствии пунктами 5 и 6 части 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам:

-         надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

-         дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Тем самым положения поименованного закона предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, объекты и учреждения образования и науки.

В силу пп. «а» п.4 приказа Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. № 798/пр.

В данных правилах использование для изложения информации шрифта Брайля - специального рельефного шрифта для лиц с полной потерей зрения (незрячих) и слабовидящих, - названо одним из основных средств адаптации среды для соответствующей категории маломобильных лиц (пункт 3.56 СП 59.13330).

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами относится к компетенции образовательной организации (пункт 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Как следует из материалов дела, учредителем МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области является администрация Спасского района Пензенской области (пункт 1.11 Устава МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска).

Согласно пункту 1.13 Устава – учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в финансовом отделе администрации Спасского района Пензенской области для учета операций со средствами бюджета, круглую печать со своим полным наименованием на русском языке и указанием его места нахождения, вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства индивидуализации (л.д.18-25).

В соответствии с пунктом 5.1. Устава, имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Собственником имущества, закрепляемого за учреждением, является муниципальный район в лице отдела образования администрации Спасского района Пензенской области (пункт 5.2 Устава).

Согласно пункту 1.3 Устава детский сад имеет филиал – Филиал МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска в с.Липлейка.

Из материалов дела следует, что в оперативном управлении МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска находятся:

-       нежилое здание, общей площадью 2855,4 кв.м., инвентарный номер , лит.А, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 января 2012 г., запись в ЕГРН (л.д.16);

-       нежилое здание, общей площадью 305,6 кв.м., инвентарный номер , лит.А, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13 февраля 2015 г. запись в ЕГРН (л.д.17).

Прокуратурой Спасского района Пензенской области 29 декабря 2020 г. проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов и об образовании в деятельности МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска и его филиале в с.Липлейка, в ходе которой установлено, что здания детского сада относятся к объектам социальной инфраструктуры. Между тем при входе в здания вывески с названием образовательной организации, графиком работы организации, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, отсутствуют (л.д.9-11).

Таким образом, МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области и его филиал, расположенные по вышеназванным адресам, являясь образовательными учреждениями, относятся к объектам социальной инфраструктуры, и на них в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов в организации, как объектам образования, является обязанностью образовательной организации.

Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства нарушает конституционные права неограниченного круга лиц, включая несовершеннолетних, с полной потерей зрения (незрячих) и слабовидящих, имеющих ограничения по зрению, на беспрепятственный доступ, достойную жизнь и свободное развитие; нарушает принцип полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.

В связи с чем в силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор обоснованно обратился в суд с настоящим исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, который является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Суд считает, что указанный истцом срок три месяца для исполнения решения суда с момента вступления в законную силу для спорного правоотношения является разумным и достаточным.

С учетом положений статей 88, 98,103 ГПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Спасского района Пензенской области удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области (<данные изъяты>) обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем размещения при входе в здания образовательных учреждений

-       МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области, по адресу: <адрес>;

-       филиал МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска в с.Липлейка Спасского района Пензенской области, по адресу: <адрес>,

информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, графиком работы, плана здания с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области (<данные изъяты>) государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования Спасский район Пензенской области в размере 300 (триста) рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пензенский областной суд через районный суд.

Председательствующий: - П/П

Решение принято в окончательной форме 02 марта 2021 г.

Председательствующий: - П/П

2-38/2021 ~ М-27/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Спасского района Пензенской области
Ответчики
МБДОУ детский сад №1 г. Спасска Спасского района Пензенской области
Другие
Отдел образования администрации Спасского района Пензенской области
Администрация Спасского района Пензенской области
Суд
Спасский районный суд Пензенской области
Судья
Артамонова Галина Александровна
Дело на сайте суда
bednodemyanovsky--pnz.sudrf.ru
01.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2021Передача материалов судье
03.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.02.2021Судебное заседание
02.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2021Дело оформлено
07.06.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее