УИД 58RS0002-01-2021-000089-05
№ 2-38/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Спасск
Пензенской области 24 февраля 2021 г.
Спасский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Артамоновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Основиной Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело
по исковому заявлению прокурора Спасского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Спасского района Пензенской области обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области (далее в тексте – МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области) о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой района проверки исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов и об образовании установлено, что в нарушение требований действующего законодательства: статей 15 и 19 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»; статей 28 и 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; пунктов 3 и 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 09 ноября 2015 г. № 1309 при входе в здания:
- МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска, по адресу: <адрес>;
- филиал МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска в с.Липлейка, по адресу: <адрес>,
которые относятся к объектам социальной инфраструктуры, не установлены вывески с названием, графиком работы образовательной организации, плана здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Тем самым ограничиваются права граждан с ограниченными возможностями на получение информации о зданиях, их помещениях и на беспрепятственный доступ к предоставляемым услугам, в том числе на образование. Отсутствие в образовательных учреждениях воспитанников-инвалидов по зрению не освобождает ответчика от обязанности исполнения в своей деятельности приведенных требований нормативных актов. В связи с чем на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор обращается с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, и просит суд возложить на МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем размещения при входе в здания образовательных учреждений, расположенных по вышеуказанным адресам, информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, графиком работы, плана здания с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (л.д.5-8).
Определением от 03 февраля 2021 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены учредитель МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области - Администрация Спасского района Пензенской области и собственник имущества - Отдел образования администрации Спасского района Пензенской области (л.д.2-3).
В судебное заседание представители сторон и третьих лиц не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
От представителя истца - помощника прокурора Спасского района Пензенской области Елизарова С.С. и представителя ответчика МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области Потаповой О.В. поступили ходатайства с просьбой рассмотреть дело без участия представителей, где содержатся сведения, что истец иск поддерживает (л.д.34, 35).
Представитель третьего лица - начальник отдела образования Шадчнева И.А. адресовала суду ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по заявленным требованиям суду не предоставила (л.д.36).
Представителем третьего лица – администрации Спасского района Пензенской области сведения о причинах неявки и возражения по иску суду не предоставлены.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон и третьих лиц.
Изучив материалы дела, оценив доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ). Целью такой политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула данного закона).
В части 1 статьи 1 Федерального закона № 181-ФЗ дано понятие инвалида как лица, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Как установлено статьей 2 Федерального закона № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В статье 19 Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено, что государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной зашиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
В соответствии пунктами 5 и 6 части 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам:
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Тем самым положения поименованного закона предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, объекты и учреждения образования и науки.
В силу пп. «а» п.4 приказа Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. № 798/пр.
В данных правилах использование для изложения информации шрифта Брайля - специального рельефного шрифта для лиц с полной потерей зрения (незрячих) и слабовидящих, - названо одним из основных средств адаптации среды для соответствующей категории маломобильных лиц (пункт 3.56 СП 59.13330).
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами относится к компетенции образовательной организации (пункт 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Как следует из материалов дела, учредителем МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области является администрация Спасского района Пензенской области (пункт 1.11 Устава МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска).
Согласно пункту 1.13 Устава – учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в финансовом отделе администрации Спасского района Пензенской области для учета операций со средствами бюджета, круглую печать со своим полным наименованием на русском языке и указанием его места нахождения, вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства индивидуализации (л.д.18-25).
В соответствии с пунктом 5.1. Устава, имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Собственником имущества, закрепляемого за учреждением, является муниципальный район в лице отдела образования администрации Спасского района Пензенской области (пункт 5.2 Устава).
Согласно пункту 1.3 Устава детский сад имеет филиал – Филиал МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска в с.Липлейка.
Из материалов дела следует, что в оперативном управлении МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска находятся:
- нежилое здание, общей площадью 2855,4 кв.м., инвентарный номер №, лит.А, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 января 2012 г., запись в ЕГРН № (л.д.16);
- нежилое здание, общей площадью 305,6 кв.м., инвентарный номер №, лит.А, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13 февраля 2015 г. запись в ЕГРН № (л.д.17).
Прокуратурой Спасского района Пензенской области 29 декабря 2020 г. проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов и об образовании в деятельности МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска и его филиале в с.Липлейка, в ходе которой установлено, что здания детского сада относятся к объектам социальной инфраструктуры. Между тем при входе в здания вывески с названием образовательной организации, графиком работы организации, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, отсутствуют (л.д.9-11).
Таким образом, МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области и его филиал, расположенные по вышеназванным адресам, являясь образовательными учреждениями, относятся к объектам социальной инфраструктуры, и на них в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов в организации, как объектам образования, является обязанностью образовательной организации.
Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства нарушает конституционные права неограниченного круга лиц, включая несовершеннолетних, с полной потерей зрения (незрячих) и слабовидящих, имеющих ограничения по зрению, на беспрепятственный доступ, достойную жизнь и свободное развитие; нарушает принцип полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.
В связи с чем в силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор обоснованно обратился в суд с настоящим исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, который является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Суд считает, что указанный истцом срок три месяца для исполнения решения суда с момента вступления в законную силу для спорного правоотношения является разумным и достаточным.
С учетом положений статей 88, 98,103 ГПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Спасского района Пензенской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области (<данные изъяты>) обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем размещения при входе в здания образовательных учреждений
- МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области, по адресу: <адрес>;
- филиал МБДОУ детский сад № 1 г.Спасска в с.Липлейка Спасского района Пензенской области, по адресу: <адрес>,
информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, графиком работы, плана здания с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 г.Спасска Спасского района Пензенской области (<данные изъяты>) государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования Спасский район Пензенской области в размере 300 (триста) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пензенский областной суд через районный суд.
Председательствующий: - П/П
Решение принято в окончательной форме 02 марта 2021 г.
Председательствующий: - П/П