Дело№12-10/2022
Решение
21января2022года пос.Парфино
СудьяСтарорусскогорайонногосудаНовгородскойобластиВоронинаЕ.Б.(Новгородскаяобласть,Парфинскийрайон,п.Парфино,ул.К.Маркса,д.46),рассмотревжалобуРомановаС.А.напостановлениезаместителяруководителяуправления-начальникаотделаантимонопольногоконтроляУправленияФедеральнойантимонопольнойслужбыпоНовгородскойобластиАванесянаМ.В.№053/04/14.32-482/2021от13июля2021года,которымдолжностноелицодиректорНовгородскогообластногоавтономногоучреждения«Парфинскийлесхоз»Романов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения,предусмотренногоч.4ст.14.32КоАПРФиподвергнутадминистративномунаказаниюввидеадминистративногоштрафавразмере15000рублей,
установил:
ПостановлениемзаместителяруководителяУправленияФедеральнойантимонопольнойслужбы(далее-Управление)АванесянаМ.В.№053/04/14.32-482/2021от13июля2021годадолжностноелицодиректорНовгородскогообластногоавтономногоучреждения«Парфинскийлесхоз»(далее-НОАУ«Парфинскийлесхоз»)РомановС.А.признанвиновнымвсовершенииадминистративногоправонарушения,предусмотренногоч.4ст.14.32КоАПРФ,иемуназначеноадминистративноенаказаниеввидеадминистративногоштрафавразмере15000рублей.
НесогласившисьсуказаннымпостановлениемРомановС.А.обратилсявсудсжалобой,указавнанезаконность,необоснованностьипреждевременностьпостановления,посколькупривлечёнкответственностинаоснованиирешенияУФАСот25сентября2020годаопризнаниидействий,нарушающимиположенияФедеральногозакона"Озащитеконкуренции",обжалуетсявАрбитражномсудеиневступиловзаконнуюсилу.
СрокобжалованияуказанноговышепостановлениявосстановленРомановуС.А.решениемНовгородскогообластногосудаНовгородскойобластиот30ноября2021года(л.д.252-254).
ВсудебноезаседаниеРомановС.А.,егопредставительСениговаЛ.В.,представительУФАСпоНовгородскойобластинеявились,оместеивременисудебногозаседанияизвещенынадлежащимобразом,просилирассмотретьделовсвоеотсутствие,всвязисчем,наоснованиист.25.1,25.15,30.6КоАПРФделорассмотреновотсутствииуказанныхлиц.
Проверивматериалыделаобадминистративномправонарушении,изучивдоводыжалобы,прихожукследующимвыводам.
Частью4ст.14.32КоАПРФпредусмотренаадминистративнаяответственностьзазаключениехозяйствующимсубъектомнедопустимоговсоответствиисантимонопольнымзаконодательствомРоссийскойФедерациисоглашениялибоучастиевнем,заисключениемслучаев,предусмотренныхчастями1-3настоящейстатьи.
Всоответствиисп.8ч.1ст.15Федеральногозаконаот26.07.2006№135-ФЗ"Озащитеконкуренции"(далееЗакон№135)федеральныморганамисполнительнойвласти,органамгосударственнойвластисубъектовРоссийскойФедерации,органамместногосамоуправления,инымосуществляющимфункцииуказанныхоргановорганамилиорганизациям,организациям,участвующимвпредоставлениигосударственныхилимуниципальныхуслуг,атакжегосударственнымвнебюджетнымфондам,ЦентральномубанкуРоссийскойФедерациизапрещаетсяприниматьактыи(или)осуществлятьдействия(бездействие),которыеприводятилимогутпривестикнедопущению,ограничению,устранениюконкуренции,заисключениемпредусмотренныхфедеральнымизаконамислучаевпринятияактови(или)осуществлениятакихдействий(бездействия),вчастностизапрещаетсясозданиедискриминационныхусловий.
Согласноп.3,4ст.16Закона№135запрещаютсясоглашениямеждуфедеральнымиорганамиисполнительнойвласти,органамигосударственнойвластисубъектовРоссийскойФедерации,органамиместногосамоуправления,инымиосуществляющимифункцииуказанныхоргановорганамиилиорганизациями,атакжегосударственнымивнебюджетнымифондами,ЦентральнымбанкомРоссийскойФедерацииилимеждунимиихозяйствующимисубъектамилибоосуществлениеэтимиорганамииорганизациямисогласованныхдействий,еслитакиесоглашенияилитакоеосуществлениесогласованныхдействийприводятилимогутпривестикнедопущению,ограничению,устранениюконкуренции,вчастностикразделутоварногорынкапотерриториальномупринципу,объемупродажиилипокупкитоваров,ассортиментуреализуемыхтоваровлибопосоставупродавцовилипокупателей(заказчиков);ограничениюдоступанатоварныйрынок,выходаизтоварногорынкаилиустранениюснегохозяйствующихсубъектов.
Пунктом18ст.4Закона№135предусмотрено,чтодляцелейсоответствующегоправовогорегулированияподсоглашениемпонимаетсядоговоренностьвписьменнойформе,содержащаясявдокументеилинесколькихдокументах,атакжедоговоренностьвустнойформе.
Всоответствиисост.22Закона№135антимонопольныйорганобеспечиваетгосударственныйконтрользасоблюдениемантимонопольногозаконодательства,втомчислехозяйствующимисубъектами;выявляетнарушенияантимонопольногозаконодательства,принимаетмерыкпрекращениюнарушенийантимонопольногозаконодательства,привлекаеткответственностизатакиенарушения.
Всоответствиисч.1ст.39Закона№135антимонопольныйорганвпределахсвоихполномочийвозбуждаетирассматриваетделаонарушенииантимонопольногозаконодательства,принимаетпорезультатамихрассмотрениярешенияивыдаетпредписания.
Всоответствиисч.1ст.40Закона№135длярассмотренияделаонарушенииантимонопольногозаконодательстваантимонопольныйоргансоздаетвпорядке,предусмотренномнастоящимФедеральнымзаконом,комиссиюпорассмотрениюделаонарушенииантимонопольногозаконодательства.Комиссиявыступаетотимениантимонопольногооргана,принимаетрешения,предписанияпоокончаниирассмотренияделаонарушенииантимонопольногозаконодательстванасвоемзаседаниипринимаетрешение,наоснованиирешениякомиссиявыдаетпредписание.
Изматериаловделаусматривается,чторешениемкомиссииНовгородскогоУФАСРоссииот25сентября2020годаподелу№053/01/16-607/2019НОАУ«Парфинскийлесхоз»признаннарушившимстатью16,втомчислепункты3,4ст.16Федеральногозаконаот26.07.2006года№135-ФЗ«Озащитеконкуренции».Порезультатамрассмотренияделакомиссияустановиланаличиесоглашения,втомчисле,междуМинистерствомприродныхресурсов,лесногохозяйстваиэкологииНовгородскойобластииНОАУ«Парфинскийлесхоз»,которымПарфинскийлесхоз»предоставленопреимущественныеусловиязаготовкидревесинынатерриторииНовгородскойобласти,ограничениюдоступанатоварныйрынокинымхозяйствующимсубъектам,вчастностисубъектаммалогоисреднегопредпринимательства,атакжеразделутоварногорынкапотерриториальномупринципу.
Всилуч.1.2ст.28.1КоАПРФповодомквозбуждениюделаобадминистративномправонарушении,предусмотренномч.4ст.14.32КоАПРФ,являетсяпринятиекомиссиейантимонопольногоорганарешения,которымустановленфактнарушенияантимонопольногозаконодательстваРФ.
ПостановлениемзаместителяруководителяУправленияФедеральнойантимонопольнойслужбыАванесянаМ.В.№053/04/14.32-482/2021от13июля2021года,вынесеннымнаоснованиипротоколаобадминистративныхправонарушениях№053/04/14.32-482/2021от24июня2021годадолжностноелицо-директорНОАУ«Парфинскийлесхоз»РомановС.А.признанвиновнымвсовершенииадминистративногоправонарушения,предусмотренногоч.4ст.14.32КоАПРФ,емуназначеноадминистративноенаказаниеввидеадминистративногоштрафавразмере15000рублей.
Всоответствиисч.1ст.37Закона№135занарушениеантимонопольногозаконодательствадолжностныелицафедеральныхоргановисполнительнойвласти,органовгосударственнойвластисубъектовРоссийскойФедерации,органовместногосамоуправления,должностныелицаиныхосуществляющихфункцииуказанныхоргановилиорганизаций,атакжедолжностныелицагосударственныхвнебюджетныхфондов,коммерческиеинекоммерческиеорганизациииихдолжностныелица,физическиелица,втомчислеиндивидуальныепредприниматели,несутответственность,предусмотреннуюзаконодательствомРоссийскойФедерации.
Согласностатье2.4КоАПРФадминистративнойответственностиподлежитдолжностноелицовслучаесовершенияимадминистративногоправонарушениявсвязиснеисполнениемлибоненадлежащимисполнениемсвоихслужебныхобязанностей.
Согласнопримечаниюкуказаннойнормесовершившиеадминистративныеправонарушениявсвязисвыполнениеморганизационно-распорядительныхилиадминистративно-хозяйственныхфункцийруководителиидругиеработникиорганизаций,несутадминистративнуюответственностькакдолжностныелица.
СогласноУставуНовгородскогообластногоавтономногоучреждения«Парфинскийлесхоз»,утверждённомуприказомкомитеталесногохозяйстваилеснойпромышленностиНовгородскойобласти»14июня2011года№318(сучётомпоследующихизменений,втомчислеот09марта2016года№198)учредителемавтономногоучрежденияявляетсяНовгородскаяобласть;органом,осуществляющимполномочияифункцииучредителя,являетсякомитетлесногохозяйстваилеснойпромышленностиНовгородскойобласти;органомосуществляющимполномочиясобственникаимуществаавтономногоучрежденияотимениНовгородскойобласти,являетсякомитетпоуправлениюгосударственнымимуществомобласти(п.1.3.).Автономноеучреждениеявляетсяспециализированнымучреждением,созданнымдлявыполненияработпотушениюлесныхпожаровиосуществлениюмерпожарнойбезопасностивлесах,расположенныхназемляхлесногофонда,атакжевлесах,находящихсявсобственностиобласти(п.1.4).
Предметомдеятельностиавтономногоучрежденияявляетсяобеспечениерационального,непрерывногоинеистощительногоиспользованиялесов,исходяизпринциповустойчивогоуправлениялесамиисохранениябиологическогоразнообразиялесов,повышенияихпотенциала,удовлетворенияпотребностейобществавлесахилесныхресурсахнаосновенаучно-обоснованногомногоцелевогоиспользованиялесавинтересахРоссийскойФедерациииНовгородскойобласти(п.3.1.)
Согласноп.6.7.Уставаавтономноеучреждениевозглавляетдиректор,назначаемыйиосвобождаемыйотдолжностиучредителемавтономногоучреждения.Праваиобязанностидиректораавтономногоучреждения,атакжеоснованиядлярасторжениятрудовыхотношенийснимрегламентируютсятрудовымдоговором,заключаемымсучредителем.Директоравтономногоучрежденияосуществляеттекущееруководстводеятельностьюавтономногоучреждения.
Всилуп.6.9.Уставадиректоравтономногоучреждениянесётответственностьзанецелевоеиспользованиебюджетныхсредств;приобретениеавтономнымучреждениемакций,облигацийииныхценныхбумагиполучениедоходов(дивидендов,процентов)поним,атакжесовершениеиныхсделоксценнымибумагамивнарушениезаконодательстваРоссийскойФедерации;совершениекрупнойсделкиснарушениемценовогокритерияилиприотсутствиипредварительногоодобренияНаблюдательногосоветаавтономногоучреждениявразмерепричиненияавтономномуучреждениюубытковнезависимооттого,былалиэтасделкапризнананедействительной;другиенарушениядействующегозаконодательства.
АналогичныеположенияобответственностипредусмотреныдолжностнойинструкциейдиректораНовгородскогообластногоавтономногоучреждения«Парфинскийлесхоз»,утверждённойпредседателемкомитеталесногохозяйстваНовгородскойобласти12мая2017года,скоторойРомановС.А.былознакомлен.Всоответствиисп.1.6.должностнойинструкции,директоручрежденияосуществляеттекущееруководстводеятельностьюучреждения,подотчётенкомитету(впределахцелейуставнойдеятельностиучреждения),департаментуимущественныхотношенийигосударственныхзакупокНовгородскойобласти(впределахимущественныхвопросов),Наблюдательномусоветуучреждения.
ПриказомКомитеталесногохозяйстваНовгородскойобласти№159-кот11мая2017годаРомановС.А.принятнаработунадолжностьдиректораНовгородскогообластногоавтономногоучреждения«Парфинскийлесхоз».
Согласноусловиямтрудовогодоговораот12мая2017года,заключённогомеждуКомитетомлесногохозяйстваНовгородскойобластииРомановымС.А.,директорнесётответственностьзанеисполнениеилиненадлежащееисполнениеобязанностей,предусмотренныхзаконодательствомРоссийскойФедерацииитрудовымдоговором(п.27.)Всилуп.8договорадиректорсамостоятельноосуществляетруководстводеятельностьюучреждениявсоответствиисзаконодательствомРоссийскойФедерации,законодательствомсубъектаРоссийскойФедерациинормативнымиправовымиактамиоргановместногосамоуправления,уставомучреждения,коллективнымдоговором,должностнойинструкцией.
ПритакихобстоятельствахРомановС.А.,какдолжностноелицоНОАУ«Парфинскийлесхоз»,всвоейдеятельностидолженруководствоватьсяисоблюдатьимперативныетребованиядействующегозаконодательства,втомчисле,требованиязакона№135«Озащитеконкуренции».
РешениекомиссииНовгородскогоУФАСРоссииот25сентября2020годаподелу№053/01/16-607/2019,которымНОАУ«Парфинскийлесхоз»признаннарушившимстатью16Федеральногозаконаот26июля2006года№135-ФЗ«Озащитеконкуренции»ипослужившееоснованиемдляпривлеченияРомановаС.А.кадминистративнойответственности,постановлениемЧетырнадцатогоАрбитражногоапелляционногосудаподелу№А44-5588/2020признанозаконнымивступиловзаконнуюсилу20января2022года.
Протоколподелуобадминистративномправонарушениисоответствуеттребованиямст.28.2КоАПРФ,апостановлениеподелуобадминистративномправонарушении-требованиямст.29.10КоАПРФ,вынесеныуполномоченныминаэтодолжностнымилицами,всесведения,необходимыедляправильногоразрешениядела,внихотражены.
Такимобразом,действияРомановаС.А.верноквалифицированыдолжностнымлицомпоч.4ст.14.32КоАПРФ,посколькупоследний,являясьдолжностнымлицомруководителемНОАУ«Парфинскийлесхоз»непринялмердлясоблюдениятребованийзаконодательстваозащитеконкуренции.
СсылкуРомановаС.А.напреждевременностьвынесенияУправлениемпостановленияобадминистративномправонарушенииследуетпризнатьнесостоятельной.
Иныедоводыжалобынесодержатправовыхаргументов,ставящихподсомнениезаконностьиобоснованностьобжалуемогопостановления.
НаказаниеРомановуС.А.назначеновсоответствиистребованиямист.4.1КоАПРФвпределахсанкциистатьи,сучетомотсутствияотягчающихобстоятельствнаказания,всвязи,счемзаконныхоснованийдляизмененияназначенногонаказаниянеимеется.
Порядокпривлечениякадминистративнойответственностиненарушены.Срокдавностипривлечениякадминистративнойответственностинеистек.
Основанийдляпризнанияправонарушениямалозначительным,атакжеиныхоснованийдляпрекращенияпроизводстваподелуобадминистративногоправонарушениянеустановлено.
Нарушенийнормпроцессуальногоиматериальногоправаприрассмотренииделанедопущено.
Притакихобстоятельствахоснованийдляудовлетворенияжалобынеимеется.
Наоснованииизложенногоируководствуясьст.cт.30.6-30.8КодексаРФобадминистративныхправонарушениях,судья
решил:
Постановлениезаместителяруководителяуправления-начальникаотделаантимонопольногоконтроляУправленияФедеральнойантимонопольнойслужбыпоНовгородскойобластиАванесянаМ.В.№053/04/14.32-482/2021от13июля2021годаопризнаниидолжностноголицадиректораНовгородскогообластногоавтономногоучреждения«Парфинскийлесхоз»Романова С.А. виновным в совершении административного правонарушения,предусмотренногоч.4ст.14.32КоАПРФиназначенииадминистративногонаказанияввидеадминистративногоштрафавразмере15000рублей,оставитьбезизменения,ажалобуРомановаС.А.безудовлетворения.
РешениеможетбытьобжаловановНовгородскийобластнойсудвтечение10днейсоднявынесения.
Судья: Е.Б.Воронина