№ 2а-1286/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 02 октября 2017 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Ивановой С.А., при секретаре Корюковой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Калистратова Евгения Сергеевича к Администрации Боровичского муниципального района о признании незаконным постановления,
установил:
Калистратов Е.С. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указав, что в его собственности находится земельный участок с кадастровым номером № площадью 23956 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> Вид разрешенного использования данного земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства. Категория земли- земли сельскохозяйственного назначения. Учитывая, что использование земельного участка с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства позволяет строительство индивидуального жилого дома, Истцом было принято решение о включении участка в границы населенного пункта с последующим использованием в целях жилищного строительства. В связи с этим 07.06.2017 Истец обратился к Ответчику с заявлением о включении земельного участка в границы населённого пункта (п.Волгино, Боровичского района, Новгородской области). Постановлением Администрации Боровичского муниципального района №2128 от 07.07.2017 ему было отказано во включении названного участка в границы населенного пункта, в связи с нахождением участка в санитарно-защитной зоне очистных сооружений.
С данным постановлением он не согласен. Принадлежащий ему земельный участок расположен в границах территории Сушанского с/п Боровичского района Новгородской области, но вне населенного пункта п. Волгино Боровичского района. Правила землепользования и застройки Сушанского сельского поселения Боровичского района действуют в редакции Решения Совета Депутатов Сушанского поселения №41 от 10.11.2009 и содержат текстовую часть, карту градостроительного зонирования, схему комплексных охранных зон объектов культурного наследия и схему градостроительных ограничений, которые в свободном доступе размещены на сайте администрации Боровичского муниципального района. Согласно указанным Правилам санитарно-защитная зона очистных сооружений на карте не установлена (красные линии отсутствуют) и никак не обозначена на местности. Границы ее не установлены в соответствии с действующим законодательством (не поставлена на кадастровый учет). Нет сведений о размере санитарно-защитной зоны, с учетом обоснований. В кадастровой выписке о земельном участке № от 09.12.2013 сведения об ограничениях отсутствуют, указано разрешенное и пользование земельного участка: для ведения личного подсобного хозяйства. Иетец считает, что в результате отказа Ответчик нарушил его права по распоряжению земельным участком, находящимся в его собственности, в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.218 Кодекса административного судопроизводства просит суд признать постановление администрации Боровичского муниципального района №2128 от 07 июля 2017 года недействительным; обязать Администрацию Боровичского муниципального района внести изменения в Генеральный план Сушанского сельского поселения в части включения в границы населенного пункта п.Волгино земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью 23956 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в целях жилищного строительства.
В судебное заседание истец Калистратов Е.С. не явился, о времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности Ведяничева А.Н. уточнила заявленные требования, просила суд признать постановление Администрации Боровичского муниципального района №2128 от 07 июля 2017 года недействительным и обязать Администрацию Боровичского муниципального района принять решение о подготовке изменений в Генеральный план Сушанского сельского поселения в части включения в границы населенного пункта п. Волгино земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью 23956 кв.м., расположенного по <адрес> поселение, в целях жилищного строительства. Уточненные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что административному истцу Калистратову Е.С. принадлежит земельный участок с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. При указанном виде разрешенного использования земельного участка, если участок находится на землях населенного пункта, возможно строительство индивидуального жилого дома, поэтому административный истец обратился с заявлением о включении земельного участка в границы населенного пункта п. Волгино.
С отказом административного ответчика истец не согласен. Ориентировочный размер санитарно-защитных зон объектов определен действующими с 01.03.2008 Санитарно-эпидемиологическими Правилами и Нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74. В соответствии с Разделом VII указанных СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон в диапазоне от 1 000 м до 50 м. Размеры санитарно-защитных зон канализационных очистных сооружений установлены в п. 7.1.13 данных СанПиН. В соответствии с пунктом 1.2. указанных СанПиН требования санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ. Проект санитарно-защитной зоны утверждается при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам (п. 3 ст. 20 ФЗ-52). Указанное санитарно-эпидемиологическое заключение выдается главными государственными санитарными врачами и/или их заместителями в субъектах РФ (ст. 42 и 51 ФЗ-52).
Согласно пункту 4.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств 3 - 5-го класса опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух. При этом, в соответствии с пунктами 4.5. и 4.6. Санитарных правил, размер санитарно-защитной зоны для определенного объекта может быть уменьшен или увеличен на основании натурных исследований. Ранее действовавшими СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03, пунктами 2.6, 2.7, 2.10, 2.15, 2.18 - 2.20, также предусматривалось обязательное наличие у действующих предприятий проектов санитарно-защитных зон (ширина которых устанавливалась на основании натурных исследований) и утверждение их в установленном порядке при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.
Таким образом, для установления санитарно-защитной зоны предприятия необходимо принятие решения уполномоченным государственным органом, которым органы местного самоуправления не являются. Санитарно-защитная зона очистных сооружений в установленном законом порядке не установлена, ее размер и границы не определены, соответственно, на кадастровый учет она не поставлена. В кадастровой выписке о земельном участке сведения о каких-либо ограничениях отсутствуют, указано разрешенное использование земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства.
В Правилах землепользования и застройки Сушанского сельского поселения на карте градостроительного зонирования в части территории населенного пункта п. Волгино отображена санитарно-защитная зона очистных сооружений в предположительных границах. При этом часть земельного участка истца в предполагаемую санитарно-защитную зону не входит.
При подготовке к судебному заседанию Калистратов Е.С. обратился к кадастровому инженеру для установления примерных площадей участка, которые попадают и не попадают в санитарно- защитную зону. Однако определить данные площади кадастровый инженер не смог, поскольку отсутствует надлежащим образом установленная и закрепленная граница санитарно-защитной зоны.
Таким образом, оспариваемым постановлением Администрации Боровичского муниципального района нарушены права Калистратова Е.С. как собственника земельного участка.
Представитель административного ответчика - Администрации Боровичского муниципального района по доверенности Березовик Л.Г. возражала против удовлетворения иска, поскольку Постановление Администрацией Боровичского муниципального района вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства. Правила землепользования и застройки Сушанского сельского поселения, которыми в том числе установлена и санитарно-защитная зона, являются действующим нормативным актом. В заявлении о включении земельного участка в границы населенного пункта Калистратов Е.С. указал цель своего обращения – для индивидуальной жилой застройки. Заявление Калистратова Е.С. было рассмотрено на заседании Комиссии по землепользованию и застройке Боровичского муниципального района. Комиссией рекомендовано Главе Боровичского муниципального района принять решение об отказе во внесении изменений в Генеральный план Сушанского сельского поселения, после чего принято обжалуемое решение.
Представитель заинтересованного лица Администрации Сушанского сельского поселения – Глава Сушанского сельского поселения Иванова Е.С. в судебном заседании поддержала позицию Администрации Боровичского муниципального района. Полагала обжалуемое решение законным и обоснованным, пояснила, что для внесения изменений в Генеральный план сельского поселения должно быть приведено четкое обоснование. Калистартов Е.С. обратился с заявлением, указав, что намерен использовать земельный участок целях жилищного строительства. Его земельный участок находится за чертой населённого пункта и в санитарно - защитой зоне. Правила землепользования и застройки Сушанского сельского поселения и Генеральный план Сушанского сельского поселения с картографическим материалом размещены на официальном сайте Сушанского сельского поселения и в ФГИС ТП и приняты с учётом требований СанПиН. Размеры и местонахождение санитарно - защитой зоны до настоящего времени не изменены и никем не оспорены. Кроме того, для внесения изменений в Генеральный план сельского поселения должно быть четкое обоснование, какова необходимость в этом для муниципального образования. Одного заявления заинтересованного лица для этого недостаточно. Земли рассматриваются как ресурс. Земельный участок истца относится к землям сельскохозяйственного назначения и должен использоваться по назначению. Просила в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованного лица МУП «Боровичский Водоканал» Алексеев А.В. пояснил в судебном заседании, что полагают постановление обжалуемое постановление Администрации законным и обоснованным, в удовлетворении требований Калистратова Е.С. следует отказать. На территории Сушанского сельского поселения Боровичский Водоканал имеет очистные сооружения, в связи с чем там установлена санитарно-защитная зона, что отражено в экспертном заключении от 05.08.2014.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, находит исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что истцу Калистратову Е.С. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 53:02:0151004:143, общей площадью 23 956 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.11).
07 июня 2017 года Калистратов Е.С. обратился в Администрацию Боровичского муниципального района с заявлением о включении принадлежащего ему земельного участка в границы населенного пункта п. Волгино для жилищного строительства.
30 июня 2017 года Комиссией по землепользованию и застройке Боровичского муниципального района рассмотрено указанное заявление, комиссией единогласно принято решение рекомендовать Главе Боровичского муниципального района принять решение об отказе во внесении изменений в Генеральный план Сушанского сельского поселения в части включения в границы населенного пункта п. Волгино земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 23 956 кв.м с кадастровым номером № в целях жилищного строительства в связи с тем, что данный участок попадает в 500 м санитарно-защитную зону очистных сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №
07.07.2017 Администрацией Боровичского муниципального района вынесено постановление №2128 об отказе во внесении изменения в Генеральный план Сушанского сельского поселения в части включения в границы населенного пункта п. Волгино земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 23 956 кв.м с кадастровым номером № в целях жилищного строительства в связи с тем, что данный участок попадает в 500 м санитарно-защитную зону очистных сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №.
В силу п. 20 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.
В соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (п. 1); при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство должны соблюдаться санитарные правила (п. 2).
В силу с ч. 3 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ границы зон с особыми условиями использования территорий, к которым относятся и санитарно-защитные зоны (п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ), устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» соблюдении санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 56 Земельного Кодекса РФ законом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В силу п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать, в том числе, жилую застройку, включая отдельные дома.
В пункте 3.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что граница санитарно-защитной зоны на графических материалах (генплан города, схема территориального планирования и др.) за пределами промышленной площадки обозначается специальными информационными знаками.
Частью 5 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ определено, что на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Границы указанных зон и территорий могут отображаться на отдельных картах.
Следовательно, отображение в Правилах землепользования и застройки санитарно-защитных зон и их размеров определено требованиями СанПиН, Градостроительного кодекса РФ и является обязательным.
Решением Совета депутатов Сушанского сельского поселения от 10.11.2009 № 41 утверждены Правила землепользования и застройки Сушанского сельского поселения (ПЗЗ), которые являются действующим нормативным правовым актом органа местного самоуправления, разработанным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Новгородской области и Уставом Сушанского сельского поселения, а также с учетом положений нормативных правовых актов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития на территории Сушанского сельского поселения, охраны окружающей среды и природных ресурсов.
В силу ст.3 указанных Правил положения и требования, содержащиеся в Правилах, обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при её осуществлении. Правила землепользования и застройки являются основанием для разрешения споров по вопросам землепользования и застройки. (п.3) Настоящие Правила регламентируют деятельность должностных, а также физических и юридических лиц в отношении, в том числе: зонирования территории муниципального образования и установления градостроительных регламентов по видам разрешенного использования земельных участков, иных объектов недвижимости; предоставления прав на земельные участки физическим и юридическим лицам; изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическим и юридическим лицам; подготовки органом местного самоуправления документации по планировке территории (п.4).
В силу ст.6 указанных ПЗЗ Правила регулируют действия физических и юридических лиц, которые: обращаются с заявлением о предоставлении земельного участка для нового строительства, реконструкции и осуществляют действия по формированию земельного участка как объекта недвижимости; владея земельными участками, иными объектами недвижимости, осуществляют их разрешенное использование, осуществляют строительство, реконструкцию, иные изменения недвижимости (п.1). Указанные в пункте 1 настоящей статьи действия, а также иные действия могут регулироваться прочими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Сушанского сельского поселения, детализирующими нормы настоящих Правил. К другим действиям физических и юридических лиц относятся и иные действия, связанные с подготовкой и реализацией землепользования и застройки.
Согласно ст. 29 указанных ПЗЗ зона сельскохозяйственного использования выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, предназначенных для организации сельскохозяйственного производства. Основные виды разрешенного использования: личные подсобные хозяйства; пашни; многолетние насаждения; пастбища; сенокосы; садоводство, огородничество; объекты дачного строительства; хозяйственные постройки и строения для содержания домашних животных; скотоводческие и птицеводческие фермы и комплексы; зверофермы; питомники; овощехранилища; зернохранилища; объекты, связанные с обработкой сельскохозяйственного сырья для хранения; конюшни; теплицы, парники; парки сельхозтехники; склады удобрений; сооружения для заготовки и складирования сельскохозяйственного сырья; иные объекты сельскохозяйственного назначения. Вспомогательные виды разрешенного использования: инженерные коммуникации; внутрихозяйственные дороги; лесозащитные полосы; пруды; вспомогательные хозяйственные и бытовые постройки и строения.
В соответствии со ст.30 Правил на территории муниципального образования Сушанского сельского поселения установлены следующие зоны с особыми условиями использования территорий, применительно к которым градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации: прибрежная защитная полоса; водоохранная зона; санитарно-защитная зона; охранная зона линий электропередачи.
Постановлением Администрации Боровичского муниципального района №478 от 01.03.2017 утверждено Положение о комиссии по землепользованию и застройки Боровичского муниципального района. В соответствии с п.п.1.1 Положения Комиссия создается в целях создания условий для устойчивого развития территории Боровичского городского поселения, сельских поселений, входящих в состав Боровичского муниципального района, в том числе Сушанского, решения вопросов территориального и градостроительного планирования. В силу п.2.5 Положения к функциям Комиссии относится рассмотрение заявлений, в том числе заинтересованных лиц с предложениями о подготовке документации по планировке территории. Комиссия обязана принимать предложения о внесении изменений в Генеральный план городского поселения, Генеральные планы сельских поселений, подготовить и направить Главе Боровичского муниципального района заключение с рекомендациями о внесении в соответствии с поступившими предложениями изменений в Генеральный план городского поселения, Генеральные планы сельских поселений или об отклонении таких предложений с указанием причин отклонения (п.3.1.10 Положения).
В соответствии с п.4 ст.2 Градостроительного кодекса законодательство о градостроительной деятельности основывается на осуществлении строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Таким образом, из материалов дела следует, что заявителем планируется строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения, в границах санитарно-защитной зоны, что противоречит требованиям приведенных выше нормативных правовых актов.
Учитывая данные обстоятельства, действия Администрации Боровичского муниципального района по отказу во внесении рекомендаций по изменению в Генеральный план Сушанского сельского поселения в части включения в границы населенного пункта п. Волгино принадлежащего истцу земельного участка сельскохозяйственного назначения в целях жилищного строительства соответствуют требованиям действующего законодательства и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Доводы административного истца о том, что санитарно-защитная зона очистных сооружений в установленном законом порядке не установлена, ее размер и границы не определены, суд находит несостоятельными, поскольку, будучи утвержденными решением Совета депутатов Сушанского сельского поселения от 10.11.2009 № 41, Правила землепользования и застройки являются действующим нормативным правовым актом, административным истцом не оспорены и обязательны для применения на всей территории поселения.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 219 КАС РФ, судья
решил:
В удовлетворении исковых требований Калистратова Евгения Сергеевича к Администрации Боровичского муниципального района - отказать.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2017 года