Дело №2-101/2021 г. РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 сентября 2021 г. г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Жуковой О.С.
при секретаре Герасимовой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Оренбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга, Администрации г.Оренбурга о возложении обязанности устранить недостатки,
УСТАНОВИЛ:
прокурор города Оренбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к УЖКХ администрации г.Оренбурга о возложении обязанности устранить недостатки, указав, что прокуратурой города Оренбурга проведен анализ деятельности УЖКХ администрации города Оренбурга по обеспечению жилищных прав граждан, переселенных из аварийного жилья. Согласно п.2.56, 2.94 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № УЖКХ администрации города Оренбурга осуществляет принятие к бюджетному учету муниципальных жилых помещений в составе имущества муниципальной казны муниципального образования «город Оренбург», заключает договоры социального найма жилых помещений и осуществляет иные полномочия наймодателя по указанным договорам. В соответствии с п.1.5 Положения УЖКХ администрации города Оренбурга является правопреемником Управления жилищной политики администрации города Оренбурга в соответствии с передаточным актом. Постановлением правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № – пп утверждена областная адресная программа «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда» на 2013 – 2017 годы. Постановлением правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № – пп утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «г.Оренбург» на 2013 – 2017 годы. Срок реализации программы установлен с 2013 по ДД.ММ.ГГГГ. В целях обеспечения реализации программных мероприятий, на основании заключенных муниципальных контрактов, на территории г.Оренбурга осуществлено строительство многоквартирных домов, расположенных по адресам <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. В последующем жилые помещения предоставлены гражданам. Установлено, что жилые помещения и общее имущество в выше указанных многоквартирных домах находится в состоянии, не обеспечивающем их безопасную эксплуатацию. Согласно справке №пр от ДД.ММ.ГГГГ предоставленной главным специалистом отдела нормативно-технического контроля Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, по результатам осмотра многоквартирных домов и жилых помещений в них выявлены значительные недостатки, свидетельствующие о надлежащем качестве предоставленного жилья, которые препятствуют его безопасной эксплуатации и требуют незамедлительного устранения. Просит обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга устранить недостатки и дефекты общего имущества жилых помещений в многоквартирных домах.
С учетом уточнений просит обязать УЖКХ администрации города Оренбурга и Администрацию г.Оренбурга устранить следующие недостатки и дефекты общего имущества и жилых помещений многоквартирных домов по адресу: 1) <адрес>:
- устранить просадки и трещины в отмостке;
- устранить локальное повреждение отделки в подоконной части двух окон;
- устранить просветы на участках сопряжения кровли и вентиляционных шахт (коробов), просветы в подшивке на участках сопряжения крыши и стен;
-установить сетки на коробах вентиляционных каналов для ограничения доступа птиц;
-устранить зыбкость полов промежуточных площадок, приводящую к отслоению облицовки (плитки);
- в <адрес> провести проверку системы вентиляции специализированной организацией, устранить повреждение отделочных материалов (обоев), провести тепловизионное обследование в целях выявления фактов промерзания стен;
- в квартирах №, № провести заполнение монтажных швов узлов примыкания оконных блоков, регулировку фурнитуры;
- в <адрес> обеспечить плотность притвора входной двери.
2) <адрес>:
- устранить просадки, трещины в отмостке, разрушение наружного слоя бетона, вымывание заполнителя, оголение арматуры;
- устранить просветы на участках сопряжения кровли и вентиляционных шахт (коробов), просветы в подшивке на участках сопряжения крыши и стен;
- установить сетки на коробах вентиляционных каналов для ограничения доступа птиц;
- устранить зыбкость полов промежуточных площадок, приводящую к отслоению облицовки (плитки);
- в <адрес> обеспечить плотность притвора входной двери.
3) <адрес>:
- устранить трещины в отмостке;
- устранить просветы на участках сопряжения кровли и вентиляционных шахт (коробов), просветы в подшивке на участках сопряжения крыши и стен;
- устранить зыбкость полов промежуточных площадок, приводящую к отслоению облицовки (плитки);
- в <адрес> устранить неровности пола и местные просадки;
4) <адрес>:
- устранить трещины в отмостке;
- устранить просветы на участках сопряжения кровли и вентиляционных шахт (коробов), просветы в подшивке на участках сопряжения крыши и стен;
- устранить зыбкость полов промежуточных площадок, приводящую к отслоению облицовки (плитки);
- устранить выпучивание внутренней облицовки наружной стены в лестничной клетке 2 подъезда;
- в ванной комнате <адрес> обеспечить устранение пятен темного цвета по низу стен;
- в квартирах №, № устранить возможность попадания атмосферных осадков и (или) конденсата на внутреннюю поверхность вентиляционных труб;
- в квартирах №, № устранить неровности пола и местные просадки;
- в квартирах №, № обеспечить качественное заполнение монтажных швов узлов примыкания оконных блоков.
5) <адрес>:
- устранить трещины, вымывание заполнителя в отмостке;
- восстановить отдельные элементы облицовки фасада под карнизным свесом со стороны торцевого фасада;
- устранить просветы на участках сопряжения кровли и вентиляционных шахт (коробов), просветы в подшивке на участках сопряжения крыши и стен;
- устранить зыбкость полов промежуточных площадок, приводящую к отслоению облицовки (плитки);
- в квартирах №, № провести проверку системы вентиляции специализированной организацией, устранить повреждение отделочных материалов (обоев), провести тепловизионное обследование в целях выявления фактов промерзания стен;
- в <адрес> устранить причины попадания влаги через вентиляционный канал, а также неровности пола и местные просадки;
- в <адрес> устранить трещину в подоконной части наружной стены.
В отношении иных жилых домов, упомянутых в первоначальном иске, определением от ДД.ММ.ГГГГ. требования выделены в отдельное производство.
Определениями суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация г. Оренбурга, в качестве третьих лиц ООО «УОЖФ «Сияние», собственники и наниматели жилых помещений в спорных домах, НО «Фонд модернизации ЖКХ».
Представитель истца помощник прокурора г.Оренбурга Мирошникова Е.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила удовлетворить иск с учетом последних уточнений.
Представитель ответчиков администрации г. Оренбурга, УЖКХ администрации г. Оренбурга Тарабан К.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, дополнительно указав, что у Администрации г.Оренбурга отсутствует обязанность исправлять строительные недостатки, готовы нести обязанности по капитальному ремонту муниципальных квартир и общего имущества домов – пропорционально доле в праве собственности на жилые помещения, текущий ремонт относится к обязательствам нанимателей, управляющей компании, в отношении тех квартир, которые сейчас находятся в собственности граждан, считает, что обязанности по ремонту должны нести собственники квартир.
Представитель третьего лица ООО «УОЖФ «Сияние» Филиппова Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила заявленные исковые требования удовлетворить, указав, что управляющая компания не уклоняется от текущего ремонта жилых домов по <адрес>, старается делать то, что от нее зависит, но ее возможности ограничены, работает в убыток.
Третьи лица Тасмухамбетов Ш.Г. (с его представителем Тасмухамбетовой Н.В.), Волошин М.М., Мороко В.Г., Моисеева В.А., Ушенина С.В., Тодорова Ю.Г., Михайленко Л.Е. (с представителем Михайленко В.Л.), законный представитель недееспособного Самикаева З.М. Мурзина М.М., Ягофарова Н.Г., Будяков А.Г., Кононова О.П. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить, указав, что дома, собственниками либо нанимателями квартир в которых они являются, имеют множественные недостатки, среди которых основные холод, протекание крыши в местах вентканалов, продувание ветром. Многократно обращались в различные инстанции, чтобы им исправили недостатки, но безрезультатно. В суд сами не обращались, но считают, что должны быть исправлены не только недостатки, указанные прокурором, но и иные.
Третье лицо Каштанова Е.В. в судебном заседании пояснила, что является нанимателем квартиры в <адрес>, живет на первом этаже, претензий к квартире и дому не имеет. Были проблемы с входной дверью, но все исправили.
Третьи лица ГЖИ по Оренбургской области, Общероссийский народный фронт в Оренбургской области, Департамент градостроительства и земельных отношений в Оренбургской области, НО Фонд модернизации ЖКХ в Оренбургской области, иные собственники и наниматели жилых помещений в спорных жилых домах в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
На основании ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно статье 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 2). Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения (ч. 3).
В силу пункта 1 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания.
Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении (п. 2 ст. 676 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть пригодным для постоянного проживания граждан. Пригодным для постоянного проживания жилым помещением признается жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 681 ГК текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Согласно ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Таким образом, на орган местного самоуправления законом возлагается обязанность по предоставлению гражданам в связи с их расселением по указанным выше основаниям жилья, которое должно отвечать требуемому уровню благоустроенности, достигнутому в данном населенном пункте; расселение граждан не должно привести к ухудшению их жилищных условий.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Жилищные права собственника в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Таким образом, собственник взамен аварийного жилья имеет право на предоставление другого благоустроенного жилого помещения. Исходя из указанных выше положений действующего законодательства, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Исходя из изложенных норм права, законодатель, устанавливая институт переселения граждан из аварийного жилья, подлежащего сносу, исходил из соблюдения конституционных жилищных прав граждан, не допущения их ухудшения, предоставляемое жилье должно соответствовать техническим нормам и правилам, предъявляемым к жилым помещениям, отвечать его предназначению.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Надлежащее исполнение обязанности по переселению граждан из аварийного жилья (с учетом общего принципа добросовестности, установленного п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) предполагает предоставление жилого помещения гражданам в состоянии, пригодном для использования, то есть не имеющем недостатков.
Надлежащее исполнение функций заказчика предполагает при принятии объекта строительства предъявлять к застройщику требования по качеству принимаемого объекта в ходе приемки в порядке ст. 753 - 755 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ по договору № ООО «Современные технологии» приняло во временное владение и пользование (аренду) земельный участок общей площадью 10619 кв.м. для строительства многоквартирного жилого дома на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Далее указанный участок был передан в субаренду ООО «Теплый квартал» (договор от ДД.ММ.ГГГГ.) для тех же целей сроком до ДД.ММ.ГГГГ. (дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. срок установлен до ДД.ММ.ГГГГ.).
Проектная документация была сформирована ООО «Современные технологии» в 2015г. на 5 жилых домов (30- квартирный, два 24-квартирных, 18-квартирный и 19-квартирный).
Разрешениями на ввод объекта в эксплуатацию подтверждается, что трехэтажный 24-квартирный жилой <адрес> (ныне жилой <адрес>) введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ., трехэтажный 24-квартирный жилой <адрес> (ныне жилой <адрес>) введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ., трехэтажный 18-квартирный жилой <адрес> (ныне жилой <адрес>) введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ., трехэтажный 30-квартирный жилой <адрес> (ныне жилой <адрес>) введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ., двухэтажный 19-квартирный жилой <адрес> (ныне жилой <адрес>) введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
Тем самым по всем домам не прошел установленный законодательством 5-летний срок гарантии, в рамках которой застройщик обеспечивает надлежащее качество объекта долевого строительства (ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Из документов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. между Управлением жилищной политики администрации города Оренбурга и «Теплый квартал» были заключены муниципальные контракты №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № №, №, № на право заключения договора участия в долевом строительстве на жилые помещения для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда.
Во исполнение названных муниципальных контрактов заключены договоры участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов от тех же дат, а после ввода объектов в эксплуатацию Управлением жилищной политики администрации города Оренбурга приняты объекты долевого строительства:
– жилые помещения (квартиры) № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ., акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.), № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ., акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.), № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ., акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ №, 29 (договор № от ДД.ММ.ГГГГ., акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.), № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ., акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.), т.е. все в 30-квартирном жилом <адрес>;
- жилые помещения (квартиры) № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.), № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ., акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.), №, № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ., акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.), т.е. все квартиры в 24-квартирном жилом <адрес>;
- жилые помещения (квартиры) № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ., акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.), № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ., акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.) в 19-квартирном жилом <адрес>;
- жилые помещения (квартиры) № № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ., акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.), № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ., акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.), № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ., акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.) в 18-квартирном жилом доме (кроме 1 квартиры) <адрес>;
- жилые помещения (квартиры) № № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ., акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.), № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ., акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.), № № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ., акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.), № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ., акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.), № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ., акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.), № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ., акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.), т.е. все квартиры в 24-квартирном жилом <адрес>.
В актах приема-передачи квартир имеются указания на то, что техническое состояние, оснащение и качество передаваемых объектов долевого строительства с выполненной внутренней чистовой отделкой, установкой санитарно-технического оборудования (унитаз, сливной бачок, раковина, ванная со смесителями и гибким шлангом), установкой плиты для приготовления пищи, мойки со смесителями соответствует условиям договоров, требованиям технических регламентов, проектной документации, градостроительным регламентам, жилые помещения пригодны для постоянного проживания граждан, отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам; инженерное оборудование (система отопления, электроснабжения, водоснабжения и канализации находится в рабочем состоянии без течи и иных дефектов, в квартирах находятся электровыключатели, розетки, электросчетчики, осветительные приборы. Участник долевого строительства при внешнем осмотре объекта долевого строительства никаких технических недостатков и внешних дефектов не обнаружил и претензий к застройщику не имеет.
Сторонами по делу не оспаривалось, и подтверждается документами, что после приемки вышеназванных квартир право собственности на них было зарегистрировано на МО г.Оренбург, а право оперативного управления – за УЖКХ Администрации г.Оренбурга.
В последующем жилые помещения предоставлены гражданам по договорам социального найма либо путем обмена в собственность в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №
Выписка из ЕГРЮЛ свидетельствует о том, что ООО «Теплый квартал» ликвидировано и исключено из ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время большинство квартир в жилых домах по адресам <адрес> находится в собственности физических лиц (оформленных в порядке обмена собственниками аварийных жилых помещений либо в порядке приватизации нанимателями, получившими жилье в спорных домах по основаниям социального найма, либо впоследствии приобретенных по договорам купли-продажи у лиц, получивших жилье по программе переселения).
До настоящего времени на условиях социального найма заняты либо принадлежат МО г.Оренбург без данных о предоставлении следующие жилые помещения: в <адрес> – <адрес> (иные в собственности), в <адрес> – <адрес> (иные в собственности), в <адрес> – <адрес> (иные в собственности), в <адрес> – <адрес> (иные в собственности) и в <адрес> (иные в собственности) по <адрес>.
Согласно представленным суду договорам социального найма, заключенным администрацией города Оренбурга в лице Управления жилищной политики администрации города Оренбурга с нанимателями - гражданами, переселяемыми из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, (п.5) наймодатель обязался передать нанимателю по акту в срок, не превышающий 10 дней со дня подписания настоящего договора, свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающим требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.
В соответствии с п.1.5 Положения о нем, УЖКХ администрации города Оренбурга является правопреемником Управления жилищной политики администрации города Оренбурга в соответствии с передаточным актом.
В актах приема передачи жилого помещения имеется информация, что нанимателям передано жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, претензий не имеется.
Между тем, прокуратурой города Оренбурга проведен анализ деятельности УЖКХ администрации города Оренбурга по исполнению обязанностей наймодателя по договорам социального найма жилых помещений.
Из справки ГЖИ по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ. № усматривается, что специалистом проведен осмотр многоквартирных жилых домов и жилых помещений в них в целях определения их качества и соответствия законодательным нормам. В отношении спорных домов выявлены следующие недостатки:
- в <адрес> – просадки, трещины отмостки, локальное повреждение отделки в подоконной части двух окон; просветы на участках сопряжения кровли и вентиляционных шахт (коробов), просветы в подшивке на участках сопряжения крыши и стен; отсутствуют сетки на коробах вентиляционных каналов для ограничения доступа птиц; признаки зыбкости полов промежуточных площадок, приводящие к отслоению облицовки (плитки); в <адрес> требуется проверка системы вентиляции специализированной организацией, повреждены (разорваны) обои в углу, требуется тепловизионное обследование в целях выявления фактов промерзания стен; в квартирах №, № некачественное заполнение монтажных швов узлов примыкания оконных блоков, в том числе требуется регулировка фурнитуры; в <адрес> неплотность притвора входной двери;
- в <адрес> - просадки, трещины в отмостке, разрушение наружного слоя бетона, вымывание заполнителя, оголение арматуры; просветы на участках сопряжения кровли и вентиляционных шахт (коробов), просветы в подшивке на участках сопряжения крыши и стен; отсутствуют сетки на коробах вентиляционных каналов для ограничения доступа птиц; признаки зыбкости полов промежуточных площадок, приводящие к отслоению облицовки (плитки); в <адрес> неплотность притвора входной двери;
- в <адрес> - трещины в отмостке; просветы на участках сопряжения кровли и вентиляционных шахт (коробов), просветы в подшивке на участках сопряжения крыши и стен; признаки зыбкости полов промежуточных площадок, приводящая к отслоению облицовки (плитки); в <адрес> неровный пол и местные просадки;
- в <адрес> - трещины в отмостке; просветы на участках сопряжения кровли и вентиляционных шахт (коробов), просветы в подшивке на участках сопряжения крыши и стен; признаки зыбкости полов промежуточных площадок, приводящие к отслоению облицовки (плитки); выпучивание внутренней облицовки наружной стены в лестничной клетке 2 подъезда; в ванной комнате <адрес> пятна темного цвета по низу стен (эксплуатационный дефект от попадания воды из сантехнического оборудования); в квартирах №, № следы залития через вентиляционные каналы от попадания атмосферных осадков и (или) конденсата на внутреннюю поверхность вентиляционных труб; в квартирах №, № неровности пола и местные просадки; в квартирах №, № некачественное заполнение монтажных швов узлов примыкания оконных блоков.
- в <адрес> - трещины, вымывание заполнителя в отмостке; отсутствие отдельных элементов облицовки фасада под карнизным свесом со стороны торцевого фасада; просветы на участках сопряжения кровли и вентиляционных шахт (коробов), просветы в подшивке на участках сопряжения крыши и стен; признаки зыбкости полов промежуточных площадок, приводящую к отслоению облицовки (плитки); в квартирах №, № требуется проверка системы вентиляции специализированной организацией; в <адрес> следы протекания через вентиляционный канал, неровности пола и местные просадки; в <адрес> трещина в подоконной части наружной стены.
Как следует из приложенных третьими лицами доказательств, обращения в Администрацию г.Оренбурга и ее отраслевые органы, в управляющую организацию и др. по фактам выявления недостатков строительства жилых домов стали появляться с первых лет пользования недвижимым имуществом.
Так, в отношении жилого <адрес> имели место обращения относительно протекания кровли (Тодорова Ю.Г., ответ УЖП администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ. содержит отсылку к управляющей компании), в отношении жилого <адрес> относительно протекания кровли и общего качества жилого дома (Тасмухамбетов Ш.Г. несколько обращений с июня 2019г. по февраль 2020г.)
Приложенными договорами управления подтверждается, что многоквартирными домами по адресам <адрес> управляет ООО «Управляющая организации жилищным фондом «Сияние».
В рамках рассмотрения заявленных требований по ходатайству участников процесса судом была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении исследования многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>, установлено, что в них имеются дефекты, повреждения и несоответствия требованиям нормативно-технической документации. Все выявленные недостатки и несоответствия нормативным требованиям вызваны нарушениями, допущенными при строительстве жилых домов, за исключением локального повреждения отделки в подоконной части 2 окон жилого <адрес> и неплотного притвора входной двери <адрес> жилом <адрес> (последние – эксплуатационные). Все выявленные недостатки являются устранимыми.
Способы устранения недостатков распределяются по видам ремонта на текущий и капитальный. Требуются следующие виды работ по выявленными недостаткам:
1) <адрес>:
- трещины в отмостке - вызваны нарушениями при производстве работ, требуется капитальный ремонт: демонтаж существующей отмостки, демонтаж отделки цоколя, монтаж новой бетонной отмостки с предварительным трамбованием грунта, монтаж отделки цоколя;
- локальное повреждение отделки в подоконной части двух окон – является эксплуатационным дефектом и образован в ходе эксплуатации жилого дома, требуется текущий ремонт: установить отсутствующие элементы навесного фасада;
- отсутствие сеток на коробах вентиляционных каналов для ограничения доступа птиц - вызвано нарушениями при производстве работ, требуется текущий ремонт: установить отсутствующие сетки;
- зыбкость полов промежуточных площадок, приводящая к отслоению облицовки (плитки) - вызвана нарушениями при производстве работ, требуется капитальный ремонт: демонтаж напольного покрытия промежуточных лестничных площадок, демонтаж листов OSB, являющихся основанием пола площадок, усиление стальных несущих элементов лестничной клетки по специально разработанному проекту с последующим устройством конструкций пола (например, монолитная железобетонная плита);
- некачественная работа системы вентиляции в <адрес> – вызвана нарушениями при проектировании и производстве работ, требуется капитальный ремонт: провести ревизию системы вентиляции, разработать проектную документацию (с последующей реализацией проектных решений) для системы вентиляции, расположенной выше уровня чердачного покрытия, с обеспечением ее работоспособности (например, объединить отдельные трубы в чердачном пространстве и вывести за плоскость кровли непосредственно трубы, а не групповые каналы при фактическом конструктивном решении),
- в квартирах №, № некачественное заполнение монтажных швов узлов примыкания оконных блоков - вызвано нарушениями при производстве работ, требуется капитальный ремонт: демонтировать все оконные конструкции квартир № и №, выполнить монтаж оконных конструкций в указанных квартирах в соответствии с требованиями ГОСТ 30971-2012;
- в <адрес> неплотный притвор входной двери – является дефектом, образован в ходе эксплуатации жилого дома, требуется текущий ремонт: провести ревизию и регулировку фурнитуры дверного блока.
Просветы на участках сопряжения кровли и вентиляционных шахт (коробов), просветы в подшивке на участках сопряжения крыши и стен не установлены.
Промерзание стен в <адрес> выявить возможно только в отопительный период (в настоящее время не установлено).
2) <адрес>:
- просадки, трещины в отмостке, разрушение наружного слоя бетона, вымывание заполнителя, оголение арматуры - вызваны нарушениями при производстве работ, требуется капитальный ремонт: демонтаж существующей отмостки, демонтаж отделки цоколя, монтаж новой бетонной отмостки с предварительным трамбованием грунта, монтаж отделки цоколя;
- отсутствие сеток на коробах вентиляционных каналов для ограничения доступа птиц - вызвано нарушениями при производстве работ, требуется текущий ремонт: установить отсутствующие сетки.
Зыбкость полов промежуточных площадок, приводящая к отслоению облицовки (плитки); просветы на участках сопряжения кровли и вентиляционных шахт (коробов), просветы в подшивке на участках сопряжения крыши и стен не обнаружены.
В <адрес> плотность притвора входной двери – эксплуатационный дефект.
3) <адрес>:
- трещины в отмостке: вызваны нарушениями при производстве работ, требуется капитальный ремонт: демонтаж существующей отмостки, демонтаж отделки цоколя, монтаж новой бетонной отмостки с предварительным трамбованием грунта, монтаж отделки цоколя;
- зыбкость полов промежуточных площадок, приводящая к отслоению облицовки (плитки): вызваны нарушениями при производстве работ, требуется капитальный ремонт: демонтажа напольного покрытия промежуточных лестничных площадок, демонтаж листов OSB, являющихся основанием пола площадок, усиление стальных несущих элементов лестничной клетки по специально разработанному проекту с последующим устройством конструкций пола (например, монолитная железобетонная плита с отделкой плиткой).
Просветы на участках сопряжения кровли и вентиляционных шахт (коробов), просветы в подшивке на участках сопряжения крыши и стен не установлены.
4) <адрес>:
- трещины в отмостке - вызваны нарушениями при производстве работ, требуется капитальный ремонт: демонтаж существующей отмостки, демонтаж отделки цоколя, монтаж новой бетонной отмостки с предварительным трамбованием грунта, монтаж отделки цоколя;
- зыбкость полов промежуточных площадок, приводящая к отслоению облицовки (плитки) - вызвана нарушениями при производстве работ, требуется капитальный ремонт: демонтаж напольного покрытия промежуточных лестничных площадок, демонтаж листов OSB, являющихся основанием пола площадок, усиления стальных несущих элементов лестничной клетки по специально разработанному проекту с последующим устройством конструкций пола (например, монолитная железобетонная плита);
- выпучивание внутренней облицовки наружной стены в лестничной клетке 2 подъезда - вызвано нарушениями при производстве работ, требуется капитальный ремонт: демонтаж внутреннего облицовочного слоя из листов ГКЛ в зоне оконного проема лестничной площадки и монтаж облицовочного слоя из листов ГКЛ с последующей чистовой отделкой;
- в <адрес> пятна темного цвета по низу стен в ванной комнате и следы попадания атмосферных осадков и (или) конденсата на внутреннюю поверхность вентиляционных труб - вызваны нарушениями при проектировании и производстве работ, требуется капитальный ремонт: провести ревизию системы вентиляции, разработать проектную документацию (с последующей реализацией проектных решений) для системы вентиляции, расположенной выше уровня чердачного покрытия, с обеспечением ее работоспособности и исключением попадания осадков как внутрь отдельных труб, так и на наружные поверхности (например, объединить отдельные трубы в чердачном пространстве и вывести за плоскость кровли непосредственно трубы, а не групповые каналы при фактическом конструктивном решении);
- в квартирах № и № устранить неровности пола и местные просадки - вызваны нарушениями при производстве работ, требуется капитальный ремонт: демонтаж чистового пола (линолеум, плитка), демонтаж бетонной стяжки на поврежденных участках, выполнение бетонной стяжки пола из бетона класса не ниже В12,5, укладка чистового пола;
- в квартирах №, № некачественное заполнение монтажных швов узлов примыкания оконных блоков - вызвано нарушениями при производстве работ, требуется капитальный ремонт: демонтировать все оконные конструкции квартир № и №, выполнить монтаж оконных конструкций в указанных квартирах в соответствии с требованиями ГОСТ 30971-2012.
Просветы на участках сопряжения кровли и вентиляционных шахт (коробов), просветы в подшивке на участках сопряжения крыши и стен не установлены.
5) <адрес>:
- трещины, вымывание заполнителя в отмостке - вызваны нарушениями при производстве работ, требуется капитальный ремонт: демонтаж существующей отмостки, демонтаж отделки цоколя, монтаж новой бетонной отмостки с предварительным трамбованием грунта, монтаж отделки цоколя;
- разрушение элементов облицовки фасада под карнизным свесом со стороны торцевого фасада - вызваны нарушениями при производстве работ, требуется капитальный ремонт: установить отсутствующие элементы навесного фасада, зашить верхнюю грань минераловатного утеплителя стальным нащельником;
- зыбкость полов промежуточных площадок, приводящая к отслоению облицовки (плитки) - вызвана нарушениями при производстве работ, требуется капитальный ремонт: демонтаж напольного покрытия промежуточных лестничных площадок, демонтаж листов OSB, являющихся основанием пола площадок, усиление стальных несущих элементов лестничной клетки по специально разработанному проекту с последующим устройством конструкций пола (например, монолитная железобетонная плита);
- в <адрес> неровности пола и местные просадки - вызваны нарушениями при производстве работ, требуется капитальный ремонт: демонтаж чистового пола (линолеум, плитка), демонтаж бетонной стяжки на поврежденных участках, выполнение бетонной стяжки пола из бетона класса не ниже В12,5, укладка чистового пола;
- попадание влаги через вентиляционный канал в <адрес>, некачественная работа системы вентиляции в квартирах №, № - вызваны нарушениями при проектировании и производстве работ, требуется капитальный ремонт: провести ревизию системы вентиляции, разработать проектную документацию (с последующей реализацией проектных решений) для системы вентиляции, расположенной выше уровня чердачного покрытия, с обеспечением ее работоспособности и исключением попадания осадков как внутрь отдельных труб, так и на наружные поверхности (например, объединить отдельные трубы в чердачном пространстве и вывести за плоскость кровли непосредственно трубы, а не групповые каналы при фактическом конструктивном решении);
- в <адрес> трещину в подоконной части наружной стены - вызвана нарушениями при производстве работ, требуется капитальный ремонт: демонтировать обои на торцевой стене жилой комнаты, зачеканить трещину, наклеить обои.
Просветы на участках сопряжения кровли и вентиляционных шахт (коробов), просветы в подшивке на участках сопряжения крыши и стен не установлены.
Промерзание стен в квартирах №, № выявить возможно только в отопительный период (в настоящее время не установлено).
Суд не находит оснований не доверять экспертному заключению, составленному экспертами АНО научно-технологический парк Оренбургского государственного университета «Технопарк ОГУ», так как экспертиза проведена с соблюдением процессуальных норм, с предупреждением экспертов по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, выводы экспертов аргументированы, компетентность экспертов не вызывает сомнений, заключение в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, в обоснование сделанных выводов эксперты приводят соответствующие данные из имеющихся в распоряжении эксперта документов, основывается на исходных объективных данных и проведенных исследованиях, а также с использованием при проведении исследования научной и методической литературы.
При таких обстоятельствах экспертное заключение, не оспоренное никем из участников процесса, суд находит необходимым положить в основу выносимого решения.
Исследовав вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Администрацией города Оренбурга принятые на себя обязательства по договорам социального найма жилых помещений перед гражданами многоквартирных домов <адрес> <адрес> не выполнены, предоставленные гражданам жилые помещения в указанном доме, не отвечают установленным санитарным, строительным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, поскольку конструкции жилого дома, выделенные по договору гражданам жилые помещения, общее имущество многоквартирного жилого дома, находятся в ненадлежащем состоянии для проживания, требуется проведение ремонтных работ для устранения выявленных строительных дефектов и недостатков.
В ходе исследования многоквартирного дома экспертом были установлены большинство заявленных нарушений, которые в основном являются недостатками строительства и устраняются только проведением капитального ремонта, за исключением отсутствия сетки для ограничения доступа птиц на коробах вентиляционных каналов, которые хоть и являются недостатками строительства, но устраняются текущим ремонтом, а также просветов на участках сопряжения кровли и вентшахт, крыши и стен, которые не обнаружены (по адресу <адрес> не обнаружена и зыбкость полов промежуточных площадок). Также эксперт установил, что локальное повреждение отделки в подоконной части 2 окон <адрес> неплотный притвор двери <адрес> этого же дома являются эксплуатационными дефектами, устраняемыми текущим ремонтом.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что при наличии строительных недостатков и их последствий жилые помещения, представленные истцам под расселение органом местного самоуправления, не соответствуют установленным для жилых помещений требованиям, в связи с этим недостатки подлежат устранению за счет ответчика, предоставившего данные жилые помещения истцам.
Так, в жилые помещения, расположенные в указанном доме, как собственники, так и наниматели вселялись не на основании самостоятельного решения, а вследствие действий ответчика, предпринимавшего меры по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.
Указанные действия ответчиком выполнялись на основании предписаний закона.
Каждый из многоквартирных домов строился полностью по заказу ответчику и первоначально принадлежал полностью МО г.Оренбург, при этом в ходе рассмотрения дела по существу нашли свое подтверждение доводы истца о недостатках, вызванных нарушением строительных норм и правил, которые возникли до передачи квартир в собственность и на условиях социального найма переселенцам (большей частью), следовательно, должны быть устранены администрацией.
По существу, функции заказчика строительства не были надлежащим образом исполнены должностными лицами, действовавшими от лица муниципального образования город Оренбург, поскольку вскоре после вселения граждан в жилые помещения стали поступать многочисленные жалобы о недостатках, характер которых свидетельствует о том, что приемка осуществлялась таким образом, что остались без внимания недостатки, допущенные застройщиком не только в отдельных жилых помещениях, но и в той части, которая является общим имуществом многоквартирных домов. Несмотря на то, что большая часть выявленных недостатков относится к недостаткам общего имущества многоквартирных домов, суд не находит оснований для освобождения муниципального образования от ответственности за них, т.к. получив в собственность дома в полном объеме, Администрация г.Оренбурга стала собственником и всего общего имущества этих домов, при этом часть общего имущества многоквартирного дома до настоящего времени находится в муниципальной собственности, а часть общего имущества многоквартирного дома была передана в состоянии, требующем ремонта.
Поскольку муниципальное образование предоставило жилые помещения гражданам в состоянии, которое требует ремонта, соответственно, обязанность по устранению всех недостатков подлежит возложению на муниципальное образование.
В случае передаче гражданину жилого помещения в собственность в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации с недостатками, неоговоренными в договоре (соглашении), не только у нанимателя, но и у собственника также имеется право требовать устранения недостатков, что соответствует способу защиты нарушенного права, предусмотренному ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку при рассмотрении дела установлено, что ответчик не предоставил и нанимателям жилые помещения, отвечающие установленным требованиям качества и безопасности, которым должно соответствовать жилое помещение, предоставляемое в порядке ст. ст. 86, 89 ЖК РФ, в то время как предоставленные жилые помещения имеют существенные недостатки, которые ввиду их скрытого характера не были выявлены истцом при принятии жилого помещения, суд приходит к выводу о правомерности требований в целом.
Факт передачи в муниципальную собственность жилого помещения со строительными недостатками от застройщика, сам по себе не исключает ответственность органа местного самоуправления по исполнению обязательств по договору найма, поскольку положения договора социального найма жилого помещения, заключенного между наймодателем (органом местного самоуправления) и нанимателем (гражданином), на застройщика не распространяются. Более того, в настоящее время застройщик ликвидирован, а недостатки как имели место на момент сдачи дома, так и не устранены до сегодняшнего дня.
При изложенных обстоятельствах суд находит необходимым удовлетворить требования прокурора об обязании произвести устранение недостатков рассматриваемых многоквартирных домов за счет ответчика Администрации г.Оренбурга.
При этом суд находит УЖКХ администрации г.Оренбурга ненадлежащим ответчиком, поскольку данное юридическое лицо является лишь функциональным органом, действующим по заданию и в рамках направлений деятельности, заданной именно Администрацией г.Оренбурга. Как представитель собственника жилых помещений МО г.Оренбург выступает именно Администрация г.Оренбурга, а у УЖКХ администрации г.Оренбурга имеется лишь право оперативного управления, не дающее право самостоятельного распоряжения имуществом. Именно Администрация г.Оренбурга отражена в качестве наймодателя-1 в договорах социального найма жилых помещений. Тем самым именно данный ответчик является надлежащим.
При этом суд находит необходимым возложить обязанность по исправлению не только тех существенных недостатков, для которых требуется капитальный ремонт, но и, вопреки доводам ответчика, того недостатка, который устраняется текущим ремонтом, но связан с нарушениями при строительстве (отсутствие сетки для ограничения доступа птиц), т.к. материалами дела установлено, что необходимость выполнения ремонтных работ вызвана фактом предоставления квартир с недостатками при строительстве, которые не устранены.
Кроме того, экспертом не выявлены такие недостатки, как промерзание стен, как указано в заключении – по причине возможности проведения подобных исследований только в зимнее время.
Тем не менее, такой недостаток отражен в акте ГЖИ по Оренбургской области. Опровергающих тому документов не представлено. Учитывая, что именно на администрацию г.Оренбурга как лицо, предоставлявшее жилые помещения, возлагается обязанность доказать соответствие переданных в рамках переселения из аварийного жилья жилых помещений предъявляемым техническим правилам и нормам, требованиям безопасности жизни и здоровья проживающих в нем граждан, суд приходит к выводу, что данный недостаток также должен быть устранен в рамках настоящего спора.
Вместе с тем, иск в целом подлежит частичному удовлетворению, поскольку суд не находит оснований для возложения на Администрацию г.Оренбурга обязанности по устранению дефектов, установленных экспертом как эксплуатационные и устраняемые текущим ремонтом (локальное повреждение отделки в подоконной части 2 окон <адрес> неплотный притвор двери <адрес> этого же дома), а также тех заявленных в иске недостатков, которые экспертом вообще не выявлены (просветы на участках сопряжения кровли и вентшахт, крыши и стен). В иске к УЖКХ администрации г.Оренбурга следует отказать как к ненадлежащему ответчику.
В соответствии со ст.85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа от предварительной оплаты экспертизы, эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений ч.1ст.96 и ст.98ГПК РФ.
Согласно заявлению экспертов АНО научно-технрологический парк Оренбургского государственного университета «Технопарк ОГУ» судебная экспертиза не оплачена, ее стоимость составляет 200 000 рублей.
Поскольку требования истца подлежат удовлетворению, с учетом положений ч.1ст.96 и ст.98ГПК РФ с ответчика администрации города Оренбурга в пользу АНО научно-технологический парк Оренбургского государственного университета «Технопарк ОГУ» подлежат взысканию расходы по оплате судебной экспертизы в размере 200 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора города Оренбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Оренбурга устранить недостатки многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>:
- устранить трещины в отмостке путем демонтажа существующей отмостки, демонтажа отделки цоколя, монтажа новой бетонной отмостки с предварительным трамбованием грунта, монтажа отделки цоколя;
- устранить зыбкость полов промежуточных площадок, приводящую к отслоению облицовки (плитки) путем демонтажа напольного покрытия промежуточных лестничных площадок, демонтажа листов OSB, являющихся основанием пола площадок, усиления стальных несущих элементов лестничной клетки по специально разработанному проекту с последующим устройством конструкций пола;
- установить отсутствующие сетки на коробах вентиляционных каналов, препятствующие доступу птиц;
- в <адрес> провести ревизию системы вентиляции, разработать проектную документацию (с последующей реализацией проектных решений) для системы вентиляции, расположенной выше уровня чердачного покрытия, с обеспечением ее работоспособности;
- в <адрес> провести тепловизионное обследование в целях выявления фактов промерзания стен и устранить их при выявлении;
- демонтировать все оконные конструкции квартир № и №, выполнить монтаж оконных конструкций в указанных квартирах в соответствии с требованиями ГОСТ 30971-2012.
Обязать Администрацию города Оренбурга устранить недостатки многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>:
- устранить просадки, трещины в отмостке, разрушение наружного слоя бетона, вымывание заполнителя, оголение арматуры путем демонтажа существующей отмостки, демонтажа отделки цоколя, монтажа новой бетонной отмостки с предварительным трамбованием грунта, монтажа отделки цоколя;
- установить отсутствующие сетки на коробах вентиляционных каналов, препятствующие доступу птиц.
Обязать Администрацию города Оренбурга устранить недостатки многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>:
- устранить трещины в отмостке путем демонтажа существующей отмостки, демонтажа отделки цоколя, монтажа новой бетонной отмостки с предварительным трамбованием грунта, монтажа отделки цоколя;
- устранить зыбкость полов промежуточных площадок, приводящую к отслоению облицовки (плитки) путем демонтажа напольного покрытия промежуточных лестничных площадок, демонтажа листов OSB, являющихся основанием пола площадок, усиления стальных несущих элементов лестничной клетки по специально разработанному проекту с последующим устройством конструкций пола.
Обязать Администрацию города Оренбурга устранить недостатки многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>:
- устранить трещины в отмостке путем демонтажа существующей отмостки, демонтажа отделки цоколя, монтажа новой бетонной отмостки с предварительным трамбованием грунта, монтажа отделки цоколя;
- устранить зыбкость полов промежуточных площадок, приводящую к отслоению облицовки (плитки) путем демонтажа напольного покрытия промежуточных лестничных площадок, демонтажа листов OSB, являющихся основанием пола площадок, усиления стальных несущих элементов лестничной клетки по специально разработанному проекту с последующим устройством конструкций пола;
- устранить выпучивание внутренней облицовки наружной стены в лестничной клетке 2 подъезда путем демонтажа внутреннего облицовочного слоя из листов ГКЛ в зоне оконного проема лестничной площадки и монтажа облицовочного слоя из листов ГКЛ с последующей чистовой отделкой;
- в <адрес> провести ревизию системы вентиляции, разработать проектную документацию (с последующей реализацией проектных решений) для системы вентиляции, расположенной выше уровня чердачного покрытия, с обеспечением ее работоспособности и исключением попадания осадков как внутрь отдельных труб, так и на наружные поверхности;
- в квартирах № и № устранить неровности пола и местные просадки путем демонтажа чистового пола (линолеум, плитка), демонтажа бетонной стяжки на поврежденных участках, выполнения бетонной стяжки пола из бетона класса не ниже В12,5, укладки чистового пола;
- демонтировать все оконные конструкции квартир № и №, выполнить монтаж оконных конструкций в указанных квартирах в соответствии с требованиями ГОСТ 30971-2012.
Обязать Администрацию города Оренбурга устранить недостатки многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>:
- устранить трещины, вымывание заполнителя в отмостке путем демонтажа существующей отмостки, демонтажа отделки цоколя, монтажа новой бетонной отмостки с предварительным трамбованием грунта, монтажа отделки цоколя;
-устранить разрушение элементов облицовки фасада под карнизным свесом со стороны торцевого фасада путем установки отсутствующих элементов навесного фасада, зашивания верхней грани минераловатного утеплителя стальным нащельником;
- устранить зыбкость полов промежуточных площадок, приводящую к отслоению облицовки (плитки) путем демонтажа напольного покрытия промежуточных лестничных площадок, демонтажа листов OSB, являющихся основанием пола площадок, усиления стальных несущих элементов лестничной клетки по специально разработанному проекту с последующим устройством конструкций пола;
- в <адрес> устранить неровности пола и местные просадки путем демонтажа чистового пола (линолеум, плитка), демонтажа бетонной стяжки на поврежденных участках, выполнения бетонной стяжки пола из бетона класса не ниже В12,5, укладки чистового пола;
- в квартирах №, № и № провести ревизию системы вентиляции, разработать проектную документацию (с последующей реализацией проектных решений) для системы вентиляции, расположенной выше уровня чердачного покрытия, с обеспечением ее работоспособности и исключением попадания осадков как внутрь отдельных труб, так и на наружные поверхности;
- в <адрес> демонтировать обои на торцевой стене жилой комнаты, зачеканить трещину, наклеить обои;
- в квартирах №, № провести тепловизионное обследование в целях выявления фактов промерзания стен и устранить их при выявлении.
В остальной части иска отказать.
В удовлетворении исковых требований к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга отказать.
Взыскать с администрации г.Оренбурга расходы по оплате судебной строительно-технической экспертизы в пользу АНО научно-технрологический парк Оренбургского государственного университета «Технопарк ОГУ» в размере 200 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья подпись Жукова О.С.
Мотивированное решение составлено 09.09.2021г.