П о с т а н о в л е н и е
о прекращении уголовного дела
2 октября 2017 г. с. Бабаюрт
Бабаюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего Мурзабекова М.Д.,
при секретаре Чораевой Д.М., с участием государственного обвинителя – старшего помощника прокурора Бабаюртовского района РД Мамашева А.Х., подсудимого ФИО1, защитника – адвоката Исаева С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
ФИО1, родившегося 21 февраля 1989 г. в с. Хамаматюрт Бабаюртовского района Республики Дагестан, с основным общим образованием, женатого, несудимого, временно не работающего, проживающего по месту рождения,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ,
у с т а н о в и л:
Органами предварительного следствия ФИО1 обвиняется в том, что 12 июля 2017 г. примерно в 19 часов в с. Уцмиюрт Бабаюртовского района РД, в нарушение требований п. 10.1 и 23.3 Правил дорожного движения РФ, управлял без права на вождение транспортного средства трактором «МТЗ-80л» с государственным регистрационным знаком № с прицепленными к нему двумя прицепами-лафетами, груженными тюками сена. При этом он осуществлял перевозку данного груза с нарушением предусмотренных ст. 23.3 ПДД условий, а именно с превышением допустимой высоты, затрудняя управление и нарушая устойчивость транспортного средства.
Далее ФИО1, заметив на обочине малолетних детей, которые стали цепляться сзади лафетов и тем самым создали опасность для движения управляемого им трактора, заранее обнаружить которую он имел объективную возможность, однако проявил невнимательность к дорожно-транспортной ситуации, возможных мер к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства не предпринял, в результате чего допустил наезд на малолетнего ФИО5, который сорвался с заднего борта первого лафета.
Вышеприведенные действия ФИО1 повлекли причинение по неосторожности ФИО8 несовместимых с жизнью телесных повреждений, от которых он скончался.
Содеянное ФИО1 органами предварительного следствия квалифицировано по ч. 3 ст. 264 УК РФ – как нарушение лицом, управляющим механическим транспортным средством, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.
В ходе судебного разбирательства дела от потерпевшего ФИО7 поступило заявление о прекращении уголовного дела в отношении ФИО1 по основанию, предусмотренному ст. 25 УПК РФ, то есть в связи с примирением сторон.
В обоснование своего заявления потерпевший ФИО8 указал, что ФИО1 оказал ему материальную помощь, связанную с расходами на похороны сына, принес ему извинения и попросил прощения. Данные действия подсудимого являются для него достаточными для заглаживания причиненного вреда, в связи с чем он его простил и примирился с ним, каких – либо претензий к нему не имеет.
Подсудимый ФИО1 в суде подтвердил заявление потерпевшего, пояснив, что оказал потерпевшему необходимую материальную помощь при похоронах сына последнего, извинился перед ним и попросил у него прошения, тот его простил и между ними состоялось примирение.
Кроме того, ФИО1 признал свою вину в предъявленном ему обвинении и также просил суд прекратить уголовное дело в отношении него в связи с примирением с потерпевшим, пояснив при этом, что осознает, что такое прекращение уголовного дела не является для него реабилитирующим основанием, а также понимает юридические последствия прекращения уголовного дела по данному основанию.
Защитник Исаев поддержал позицию подсудимого и просил удовлетворить заявление потерпевшего.
Государственный обвинитель Мамашев полагал возможным удовлетворить ходатайство потерпевшего, указав, что для этого имеются все законные основания.
Исследовав ходатайство потерпевшего ФИО8, а также обстоятельства дела, суд находит возможным удовлетворить его по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 25 УПК РФ суд вправе на основании заявления потерпевшего прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 УК РФ, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.
Согласно указанной статье УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности в случае примирения с потерпевшим и заглаживания причиненного потерпевшему вреда.
Кроме того, по смыслу ч. 2 ст. 27 УПК РФ для прекращения уголовного дела по этому основанию необходимо, чтобы с этим согласился обвиняемый.
Такое заявление поступило в суд от потерпевшего, а подсудимый против прекращения данного уголовного дела в связи с примирением сторон не возражает.
Предусмотренное ч. 3 ст. 264 УК РФ деяние, в совершении которого обвиняется ФИО1, по степени тяжести отнесено законом к категории средней тяжести, а по форме вины - к преступлениям, совершенным по неосторожности.
Судом установлено, что данное преступление он совершил впервые.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» (п. 9), при разрешении вопроса об освобождении от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим следует учитывать конкретные обстоятельства уголовного дела, включая особенности и число объектов преступного посягательства, их приоритет, наличие свободно выраженного волеизъявления потерпевшего, изменение степени общественной опасности лица, совершившего преступление, после заглаживания вреда и примирения с потерпевшим, личность совершившего преступление, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.
Как установлено в судебном заседании, потерпевший ФИО8, малолетний сын которого был единственным объектом преступного посягательства, претензий к ФИО1 не имеет. При этом заявивший о полном заглаживании вреда потерпевший ФИО8 примирился с подсудимым и ходатайствует о прекращении уголовного дела.
Заявление потерпевшего о прекращении уголовного дела в связи с примирением с подсудимым сомнений в своей добровольности и осознанности у суда не вызывает.
ФИО1 не возражал против прекращения уголовного дела по данному основанию, им заглажен потерпевшему вред, причиненный преступлением, к тому же он полностью признал свою вину в инкриминируемом ему противоправном деянии и раскаялся в содеянном.
Наряду с вышеизложенным, при разрешении ходатайства потерпевшего суд также учитывает, что подсудимый к уголовной ответственности привлекается впервые, ранее ни в чем предосудительном замечен не был, по месту жительства характеризуется с положительной стороны.
В соответствии с положениями ст. 25 УПК РФ, ст. 76 УК РФ, а также разъяснениями, содержащимися в п. 9 вышеприведенного постановления Пленума Верховного Суда РФ, освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим возможно при выполнении двух условий: примирения лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести, с потерпевшим и заглаживания причиненного ему вреда.
Принимая во внимание, что в судебном заседании вышеуказанные условия нашли свое подтверждение, учитывая конкретные обстоятельства данного уголовного дела, а также наличие свободно выраженного волеизъявления потерпевшего, уменьшение степени общественной опасности подсудимого и содеянного им после заглаживания причиненного вреда и примирения с потерпевшим, суд признает примирение сторон состоявшимся, потому считает необходимым на основании ст. 76 УК РФ освободить ФИО1 от уголовной ответственности, а уголовное дело прекратить в соответствии со ст. 25 УПК РФ, - в связи с примирением сторон.
До вступления постановления в законную силу меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в отношении ФИО1 следует оставить без изменения.
В соответствии со ст. 131 и 132, ч. 10 ст. 316 УПК РФ, процессуальные издержки по делу, связанные с вознаграждением защитника за оказание юридической помощи подсудимому по назначению суда, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
При рассмотрении вопроса о судьбе вещественных доказательств суд руководствуется положениями ч. 3 ст. 81 УПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 254 и 256 УПК РФ, суд
п о с т а н о в и л:
Прекратить уголовное дело в отношении ФИО1, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ, на основании ст. 25 УПК РФ – в связи с примирением сторон.
Меру пресечения в отношении ФИО1 в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления постановления в законную силу оставить без изменения.
Вещественные доказательства по делу: трактор «МТЗ-80л» с государственным регистрационным знаком ЕХ 4015 05 с двумя прицепами-лафетами, находящиеся на ответственном хранении у ФИО1, полагать возвращенными ему как законному владельцу.
Процессуальные издержки в размере 2200 (две тысячи двести) рублей, состоящие из суммы, подлежащей выплате адвокату Исаеву С.С. в качестве вознаграждения за оказание юридической помощи подсудимому, возместить за счет средств федерального бюджета.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение 10 суток со дня его вынесения.
Председательствующий по делу М.Д. Мурзабеков