Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 марта 2016 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бетиной Г.А.
при секретаре Черных М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2107/2016 по иску Бакановой Л.В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и в Ставропольском районе Самарской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью,
установил:
Истец обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и в Ставропольском районе Самарской области о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью.
Представитель истца ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что 25.11.2015г. комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан истице было отказано в назначении досрочной пенсии по старости согласно ст.27 п.1 п.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет. Считает отказ ответчика необоснованным, поскольку в спорные периоды истица осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в медицинских учреждениях, что предоставляет ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. На основании изложенного, просит включить периоды работы с <данные изъяты>
Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истице правомерно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. У истицы на дату обращения специальный стаж составляет 21 год 09 месяцев 27 дней при требуемом стаже 30 лет. Спорные периоды не включены в специальный стаж, поскольку наименование учреждений, где осуществляла свою трудовую деятельность истица, не предусмотрено Списком и номенклатурой учреждения здравоохранения. Периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации правомерно не включены в подсчет специального стажа, поскольку в оспариваемые периоды истица лечебную деятельность не осуществляла.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (ст. 39 ч.1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого – предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение.
Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Согласно подпункту "б" пункта 5 вышеуказанных Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, то есть действующие на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периода работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденным Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 1 данного Постановления правом на пенсию по выслуге лет обладали врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О реализации федеральных законов "О трудовых пенсиях в РФ", "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу вышеуказанных законов применяются в части, им не противоречащей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П и Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Судом установлено, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Бакановой Л.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании ст.27 п.1 п.20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет.
Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в специальный трудовой стаж Бакановой Л.В. не засчитаны периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - в должности <данные изъяты>, так как данное наименование учреждения и структурного подразделения Списком не предусмотрены.
- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - в должности <данные изъяты>, так как данное наименование учреждения и структурного подразделения Списком не предусмотрены.
- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - в должности <данные изъяты>, так как данное наименование учреждения и структурного подразделения Списком не предусмотрены.
- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - в должности <данные изъяты>, так как данное наименование учреждения и структурного подразделения Списком не предусмотрены.
- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - в должности <данные изъяты>, так как данное наименование учреждения и структурного подразделения Списком не предусмотрены.
- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - в должности <данные изъяты>», так как данное наименование учреждения и структурного подразделения Списком не предусмотрены.
- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - в должности <данные изъяты>
Также в специальный стаж не засчитаны периоды: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – курсы повышения квалификации.
Между тем с названным решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Так, осуществление истцом в спорные периоды лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения подтверждается справкой ГБУЗ «Тольяттинская городская больница №» уточняющей занятость от 25.08.2015г. №, из которой усматривается, что Баканова (<данные изъяты>) Л.В. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности врача клинической лабораторной диагностики отделения реанимации стационара, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности врача клинической лабораторной диагностики клинической диагностической лаборатории для выполнения ургентных анализов стационара, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности врача клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории стационара, занимала штатную должность лаборанта, врача клинической лабораторной диагностики, на полный рабочий день на полную ставку.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец работала в учреждении здравоохранения, являющимся лечебно-профилактическим учреждением. В силу законодательства, действующего до ДД.ММ.ГГГГ, в специальный медицинский стаж засчитывалась работа на любых должностях среднего медицинского персонала, в том числе и лаборанта.
Суд считает необоснованными доводы представителя УПФ РФ в <адрес> о том, что спорные периоды работы не подлежит включению в специальный трудовой стаж истца, поскольку наименования учреждения не соответствуют Списку должностей и учреждений, утвержденным Постановлениями Правительства Российской Федерации № от 06.09.1991г. и № от 29.10.2002г. и не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из материалов дела следует, что Территориальное медицинское объединение № с 01.01.1990г. было переименовано в «Народный медицинский центр <адрес>», входило в сеть учреждений здравоохранения <адрес>, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. С 03.02.1993г. Народный медицинский центр <адрес> переименован в Территориальное муниципальное медицинское учреждение «Медицинский центр» <адрес>. Согласно Уставу учреждение осуществляло лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Судом установлено, что реорганизация МСЧ № в ТМО-3 была произведена в связи с введением новых форм управления учреждениями здравоохранения <адрес> на основании Приказа отдела здравоохранения Тольяттинского горсовета от ДД.ММ.ГГГГ. Решением исполнительного комитета Тольяттинского горсовета от ДД.ММ.ГГГГ № с целью увеличения объемов и доступности в оказании медицинской помощи ТМО-3 было разрешено перейти на арендные отношения, утверждено переименование «Народный медицинский центр» и утвержден Устав, согласно которого основным предметом деятельности НМЦ является оказание высококвалифицированной бесплатной медицинской помощи населению города. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с изменениями структуры сети учреждений здравоохранения на базе НМЦ было учреждено Территориальное медицинское муниципальное учреждение «Медицинский центр».
Как видно из материалов дела, объяснений представителя истца, в связи с реорганизацией учреждения не меняли направления своей деятельности и в спорные периоды истица осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в указанных медицинских учреждениях.
По мнению суда, в данном случае, то обстоятельство, что изменилось наименование учреждения, являющегося государственным учреждением здравоохранения, не может являться основанием для отказа засчитать в стаж по выслуге лет оспариваемый период работы, так как данное учреждение осталось государственным лечебным учреждением, предоставляемым услуги квалифицированной медицинской помощи населению. Кроме того, истица в оспариваемый период работала в должности лаборанта, врача клинической лабораторной диагностики, данные должности предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в медицинский спецстаж, поэтому, независимо от того, в каком учреждении осуществлялась лечебная деятельность, наименование должности дает право на пенсию по выслуге лет. В противном случае были бы нарушены положения ст. 19 Конституции РФ, гарантирующие равенство граждан перед законом. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В этой связи, суд считает, что закон, предоставляющий право на досрочную пенсию лицам, указанным в пп.11 п.1 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях» должен быть применены в истице, так как она в оспариваемые периоды работы осуществляла деятельность по охране здоровья граждан.
Таким образом, суд считает требования истца о включении периодов работы с <данные изъяты> в специальный трудовой стаж подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Бакановой Л.В. решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ также отказано во включении в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – курсы повышения квалификации, поскольку в указанный период истица лечебную деятельность не осуществляла.
Между тем с названным решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 112 КЗоТ ФИО1) в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения, утвержденного Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 1379 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусмотрено включение в специальный стаж для назначения льготной пенсии времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала соответствующая деятельность.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальных стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Более того, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы для медицинских работников. Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Факт нахождения Бакановой Л.В. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на курсах повышения квалификации сторонами не оспаривается и подтверждается справкой работодателя.
Согласно пояснениям истицы, она, выполняя обязательное условие для занятия медицинской деятельностью, по направлению работодателя и в интересах последнего, повышала профессиональную квалификацию по своей медицинской специальности, в указанные периоды Бакановой Л.В. начислялась заработная плата и производились отчисления в пенсионный фонд.
Судом установлено, что спорным периодам времени обучения истицы на курсах повышения квалификации непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения
Учитывая, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяется работодателем, более того, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности, т.е. обучение на таких курсах - профессиональная и производственная необходимость, а периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности работника, и, несмотря на то, что обучение на курсах проходит с отрывом от работы, за работником сохраняются и должность, и средняя заработная плата, с которой производятся отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, суд находит вывод Пенсионного Фонда об исключении из стажа работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации не соответствующим положениям как трудового, так и пенсионного законодательства.
Таким образом, требование истицы о включении периодов работы с с 29.03.2008г. по 27.04.2008г., с 29.03.2013г. по 19.04.2013г., в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 19 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.4 этой статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Принимая во внимание включаемые судом вышеуказанные периоды работы Бакановой Л.В., требуемый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости истица имеет. Таким образом, требования о назначении досрочной трудовой пенсии с 26.08.2015г. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Бакановой Л.В. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области включить в специальный трудовой стаж Бакановой <данные изъяты>, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды работы с <данные изъяты>.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области назначить Бакановой <данные изъяты> пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения со дня обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено 04.04.2016г.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья