№2-212/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2017 года Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи – Золотухиной А.Б.,
при секретаре – Майер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Матвиенко С.Е. к министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края, министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконными действий, выраженных в возврате заявлений о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков, признании права на заключение договоров безвозмездного пользования земельных участков,
у с т а н о в и л:
Матвиенко С.Е. обратился в суд с иском к министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края, министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконными действий, выраженных в возврате заявлений о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков, признании права на заключение договоров безвозмездного пользования земельных участков. Требования мотивировал тем, что <дата> им в целях реализации права, гарантированного подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.10 и пункта 3 статьи 39.1 ЗК РФ направлено по электронной почте министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края заявления (подписанные ЭЦП) №№ № о предоставлении в безвозмездное пользование для осуществления сельскохозяйственной деятельности (сенокошение) земельных участков с кадастровыми номерами № Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края рассмотрев данные заявления сообщило о их возврате, с указанием на то, что обращения не соответствуют форме, утвержденной указом губернатора Красноярского края от <дата> N 168-уг «Об утверждении Административного регламента предоставления агентством лесной отрасли Красноярского края государственной услуги по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в безвозмездное срочное пользование», в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.10 административного регламента ему было отказано в предоставлении государственной услуги. Данный возврат полагает незаконным, так как в направленных им заявлениях были указаны все необходимые сведения и приложены документы, предусмотренные пунктами 1,2 статьи 39.17 ЗК РФ, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия. С учетом уточненных исковых требований просит суд:
- признать незаконными действия министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, выраженные в возврате (письмо от <дата> №№) заявлений о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков;
- признать за ним право на заключение договоров безвозмездного пользования земельных участков с кадастровыми номерами № и возложить на министерство лесного хозяйства Красноярского края в пятидневный срок, со дня вступления решения суда в законную силу, осуществить подготовку проектов договоров безвозмездного пользования данными земельными участками в трех экземплярах и их подписание, а также направить ему проекты указанных договоров для подписания.
В судебном заседании Матвиенко С.Е., его представитель Ильин А.С. (действующий на основании доверенности от <дата> - том 1 л.д. 78) заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика министерства лесного хозяйства Красноярского края – Переславцев А.В. (действующий на основании доверенности от <дата> – том 1 л.д. 88) в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, должным образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
На основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем пять лет.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункту 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
7) цель использования земельного участка;
8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 – 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 2 этой же статьи).
Согласно пункту 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2.10 Административного регламента предоставления агентством лесной отрасли Красноярского края государственной услуги по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в безвозмездное срочное пользование, утвержденного указом Губернатора Красноярского края от <дата> N 168-уг (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений), основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги, в том числе являлась подача заявления и документов с нарушением требований, установленных подпунктами 2.7.1, 2.7.2 пункта 2.7 настоящего Административного регламента.
Подпунктами 2.7.1, 2.7.2 пункта 2.7 указанного выше Административного регламента (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений) было определено, что:
2.7.1. Для получения государственной услуги заявитель представляет в Агентство лично, по почте на бумажном носителе или в форме электронного документа заявление, оформленное в соответствии с приложением N 1 к настоящему Административному регламенту.
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (представляется в случае, если от имени заявителя действует его представитель);
2) документы, подтверждающие необходимость использования испрашиваемого лесного участка (представляются по усмотрению заявителя).
2.7.2. Заявление должно быть удостоверено подписью заявителя или подписью его представителя.
В случае если заявление и документы представляются в форме электронных документов, такое заявление должно быть заверено электронной подписью заявителя или электронной подписью его представителя в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг».
Судом установлено, что <дата> Матвиенко С.Е. обратился к министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края с заявлениями о предоставлении в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (сенокошение) в безвозмездное пользование на пять лет в соответствии с подпунктами 9 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом Маганского лесничества:
- лесного участка с кадастровым номером № (вх. №№ от <дата>) (том 1 л.д. 102-103);
- лесного участка с кадастровым номером № (вх. №№ <дата>) (том 1 л.д. 104-105);
- лесного участка с кадастровым номером № (вх. №№ от <дата>) (том 1 л.д. 100-101);
- лесного участка с кадастровым номером № (вх. № от <дата>) (том 1 л.д. 98-99).
<дата> министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, рассмотрев указанные выше обращения, сообщило Матвиенко С.Е. о том, что поданные им заявления не соответствуют форме, утвержденной указом Губернатора Красноярского края от <дата> N 168-уг «Об утверждении Административного регламента предоставления министерством лесного хозяйства Красноярского края государственной услуги по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в безвозмездное пользование», что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.10 вышеуказанного административного регламента является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги, в связи с чем министерство возвращает ему поданные им документы (том 1 л.д. 11-12).
Оценивая представленные доказательства, суд исходит из того, что поданные Матвиенко С.Е. заявления вх. № соответствовали подпунктам 2.7.1, 2.7.2 пункта 2.7 Административного регламента предоставления агентством лесной отрасли Красноярского края государственной услуги по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в безвозмездное срочное пользование, утвержденного указом Губернатора Красноярского края от <дата> N 168-уг (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений), были поданы в уполномоченный на тот момент орган в форме электронных документов, заверенных электронной подписью заявителя (том 3 л.д. 78, 81-88), в связи с чем оснований для их возврата со ссылкой на подпункт 3 пункта 2.10 вышеуказанного Административного регламента не имелось.
При этом суд признает несостоятельными доводы представителя министерства лесного хозяйства Красноярского края о законности действий по возврату поданных Матвиенко С.Е. заявлений, поскольку лесной участок с кадастровым номером № по информации КГБУ «Маганское лесничество» не соответствует границам выдела, так как данные обстоятельства не относятся к предусмотренным законом основаниям, для возврата поданных Матвиенко С.Е. заявлений.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым признать незаконными действия министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, выраженные в возврате письмом от <дата> №№ заявлений Матвиенко С.Е. о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков с кадастровыми номерами № (вх. №№
Также суд принимает во внимание то, что указом Губернатора Красноярского края от <дата> №-уг «О внесении изменений в Указ Губернатора Красноярского края от <дата> №-уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», в структуру органов исполнительной власти Красноярского края включено министерство лесного хозяйства Красноярского края. Распоряжением Правительства Красноярского края от <дата> №-р создано министерство лесного хозяйства Красноярского края и ему переданы полномочия в области лесных отношений, в соответствии с действующим законодательством компетентным органом по решению вопроса о предоставлении земельных участков, в пределах земель лесного фонда в безвозмездное срочное пользование, является министерство лесного хозяйства Красноярского края (т.1 л.д.82).
Таким образом, суд полагает необходимым возложить обязанность на министерство лесного хозяйства Красноярского края устранить допущенные нарушения и в установленный законом срок принять решение по заявлениям Матвиенко С.Е..
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Матвиенко С.Е. к министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края, министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконными действий, выраженных в возврате заявлений о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков, признании права на заключение договоров безвозмездного пользования земельных участков, удовлетворить.
Признать незаконными действия министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, выраженные в возврате письмом от <дата> №№ заявлений Матвиенко С.Е. о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков с кадастровыми номерами №
Обязать министерство лесного хозяйства Красноярского края в установленный законом срок рассмотреть заявления Матвиенко С.Е. о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков с кадастровыми номерами №
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.Б. Золотухина