Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-255/2021 ~ М-264/2021 от 21.09.2021

67RS0027-01-2021-000361-64

2-255/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Шумячи                                               20 октября 2021 года

Шумячский районный суд Смоленской области

в составе

председательствующего (судьи) Белевитнева А.С.,

с участием прокурора Смирновой Е.М.,

при секретаре                                Слюсарь Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шумячского района Смоленской области в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Снегиревского сельского поселения Шумячского района Смоленской области о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шумячского района Смоленской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Снегиревского сельского поселения Шумячского района Смоленской области о возложении обязанности поставить на учет в качестве бесхозного объекта мемориальный комплекс в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., расположенную в д. Снегиревка Шумячско района Смоленской области. Требование мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, в ходе проверки установлено, что в д. Снегиревка Шумячского района Смоленской области имеется мемориальный комплекс в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., отнесенный к объектам исторического и культурного наследия регионального значения, данный объект не имеет собственника и фактически является бесхозяйным.

В судебном заседании прокурор Смирнова Е.М. исковые требования, поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, и просила их удовлетворить.

Представитель администрации муниципального образования Снегиревского сельского поселения Шумячского района Смоленской области Тимофеев В.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, согласно которого просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признаёт полностью, последствия признания иска ответчиком ему известны и понятны.

Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (пункт 2 ст. 130 ГК РФ). В рассматриваемом случае таким законом является Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в силу которого произведения монументального искусства являются особым видом недвижимого имущества (ст. ст. 1, 3). К монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптурные, живописные, мозаичные композиции для зданий, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т.д.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Согласно п. 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года № 701, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.

Пунктом 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, предусмотрено принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Сохранение и реставрация памятников Великой Отечественной войны обеспечиваются выделением средств из федерального бюджета на памятники федерального значения, бюджетов субъектов Российской Федерации - на памятники регионального значения и местных бюджетов - на памятники местного (муниципального) значения, а также пожертвованиями физических и юридических лиц.

В Российской Федерации сооружаются, сохраняются и реставрируются памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о погибших в Великой Отечественной войне.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно ст. 33 Закона объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Статьей 48 Закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (ч. 1).

Согласно представленным материалам, в ходе проведенной прокурорской проверки в деятельности администрации муниципального образования Снегиревского сельского поселения Шумячского района Смоленской области были выявлены нарушения федерального законодательства.

В судебном заседании установлено и никем по делу не оспаривается, что на территории муниципального образования Снегиревского сельского поселения Шумячского района Смоленской области находятся объекты культурного наследия регионального значения: «Мемориальный комплекс в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», расположенный в. д. Снегиревка Шумячского района Смоленской области, который не является объектом культурного наследия федерального значения.

В реестре государственной собственности Смоленской области данный объект отсутствует.

В реестре муниципального имущества МО «Шумячский район» Смоленской области объект «Мемориальный комплекс в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» не включен.

Таким образом, объект культурного наследия муниципального значения «Мемориальный комплекс в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», в чьей-либо собственности не находится, кто-либо притязаний на приобретение их в собственность в соответствии с требованиями федеральных законов от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не заявляет, то есть фактически данный объект культурного наследия является бесхозяйной недвижимой вещью.

В силу п.13 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.1 Закона Смоленской области № 141-з от 30.10.2014 «О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельского поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Исходя из вышеприведенных правовых норм, обязанность по осуществлению мероприятий по постановке на учет памятников истории, в качестве бесхозяйных, возложена на орган местного самоуправления, каким является администрация Снегиревского сельского поселения Шумячского района Смоленской области, а, следовательно, обязана это делать в силу возложенных на неё законом полномочий, в связи, с чем суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований.

Кроме того, суд учитывает признание ответчиком исковых требований, так как оно не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов сторон.

Согласно ст.204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание, что срок устранения нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых заявлены требования, должен быть разумным и достаточным для совершения ответчиком определенных действий, при этом, необходимо учитывать объем работ, наличие денежных средств, привлечение сторонних организаций в целях исполнения решения суда, суд считает необходимым установить срок исполнения настоящего решения до 1 апреля 2022 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Шумячского района Смоленской области удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию Снегиревского сельского поселения Шумячского района Смоленской области в срок до 1 апреля 2022 года поставить на учет в качестве бесхозяйного объекта мемориальный комплекс в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., расположенный в д. Снегиревка Шумячско района Смоленской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Шумячский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25.10.2021.

Судья                                             А.С. Белевитнев

2-255/2021 ~ М-264/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
Администрация Снегиревского с/п
Другие
Росреестр
Суд
Шумячский районный суд Смоленской области
Судья
Белевитнев Александр Сергеевич
Дело на странице суда
shumyachi--sml.sudrf.ru
21.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2021Передача материалов судье
22.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2021Судебное заседание
25.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее