Дело № 2-824/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московская область 14 апреля 2016 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего - судьи Жигаревой Е.А.,
при секретаре Бозуновой А.А.,
с участием представителя истцов Мешкова А.В., Мешковой С.Н. по доверенности Белова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мешкова ФИО12, Мешковой ФИО13 к Асташкиной ФИО14 о признании прекратившей право пользования жилым помещением,
установил:
Мешков А.В., Мешкова С.Н. обратились в суд с иском к Асташкиной А.В. о признании утратившей право пользования жилым помещением, указывая, что на основании договора купли-продажи являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. На момент заключения договора по указанному адресу были зарегистрированы Асташкина А.В. и ее мать, которые в силу п. 1.6 договора приняли на себя обязательство сняться с регистрационного учета в течение 5 дней с момента регистрации перехода права, однако до настоящего времени ответчик принятое на себя обязательство не исполнил. Поскольку с апреля 2015 г. Асташкина А.В. перестала проживать по указанному адресу, ее личных вещей в квартире нет, на просьбы о снятии с регистрационного учета не отвечает, какого-либо договора на право проживания ответчика в квартире между ними не заключалось, просят с учетом уточнений, принятых к рассмотрению в порядке ст. 39 ГПК РФ, признать Асташкину А.В. прекратившей право пользования спорным жилым помещением.
В судебное заседание истцы Мешков А.В., Мешкова С.Н. не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представитель Белов А.С., действующий на основании доверенности, дал объяснения аналогичные тем, что изложены в исковом заявлении, просил уточненные исковые требования удовлетворить.
Ответчик Асташкина А.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена телефонограммой, которую приняла ее мать ФИО6, что не противоречит требованиям ст. 116 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно ч. 2 ст. 116 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если лицо, доставляющее судебную повестку, не застанет вызываемого в суд гражданина по месту его жительства, повестка вручается кому-либо из проживающих совместно с ним взрослых членов семьи с их согласия для последующего вручения адресату.
С учетом изложенного ответчик был извещен о судебном заседании через лицо, уполномоченное на получение корреспонденции на имя ответчика, и такое извещение следует признать надлежащим.
Поскольку требования закона об извещении лица, участвующего в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом выполнены надлежащим образом, с принятием исчерпывающих мер для уведомления ответчика о времени и месте рассмотрения дела, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица межрайонного отделения УФМС России по Московской области в городском поселении Шатура в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения представителя истцов, суд приходит к следующему.
На основании договора купли-продажи от 09.04.2015 (л.д. 12-17), заключенного между ФИО6, ФИО7 и Мешковым А.В., Мешковой С.Н., последние являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 18). Согласно п. 1.6. договора в квартире состоят на регистрационном учете ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Асташкина А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые обязуются сняться с регистрационного учета в течение 5 дней с момента регистрации перехода права на указанную квартиру.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Из материалов дела усматривается, что в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована Асташкина А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (выписка из домовой книги л.д. 20).
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
На основании п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 2 ст. 292 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением собственником и членами его семьи, если иное не установлено законом.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на жилище и обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления. При этом Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.
На основании ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина является место его постоянного или преимущественного пребывания.
Факт регистрации гражданина по месту жительства или отсутствие такой регистрации сами по себе не имеют правоустанавливающего значения и оцениваются наряду с другими фактами, указывающими на место жительства гражданина.
Системный анализ указанных правовых норм позволяет суду прийти к выводу о том, что в результате сделки по отчуждению квартиры право владения, пользования и распоряжения жилой площадью перешло к истцам. Ответчик Асташкина А.В. в настоящее время не проживает в квартире, что свидетельствует об ином постоянном месте жительства, по договору купли-продажи за ней не сохранялось право пользования спорным жилым помещением.
Свое имущество в квартире ответчик не хранит, обязанностей по оплате жилищно-коммунальных услуг не исполняет, совместное хозяйство с собственниками жилого помещения не ведет, членами их семьи не является, доказательств наличия соглашения о сохранении за ней права пользования спорным жилым помещением после его отчуждения истцам не представлено. Между тем, жилищным законодательством предусмотрено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан (ст. 17 ЖК РФ). В данном случае ответчик добровольно не использует жилое помещение по прямому назначению.
При разрешении спора суд исходит из того, что, являясь собственниками квартиры, Мешков А.В. и Мешкова С.Н. согласно положениям ст. 209 ГК РФ имеют право владеть и пользоваться принадлежащим им имуществом, в силу ст. 304 ГК РФ вправе требовать устранения нарушений их права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу положений п. 5 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ и абзаца 11 ст. 12 ГК РФ защита жилищных и гражданских прав, наряду с другими основаниями, осуществляется также путем прекращения правоотношений.
Ввиду того, что оснований для права пользования указанным жилым помещением ответчиком в силу закона не установлено, его право пользования квартирой по адресу: <адрес>, подлежит прекращению.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства допускается в случае признания прекратившим право пользования жилым помещением.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Мешкова ФИО15, Мешковой ФИО16 удовлетворить.
Признать Асташкину ФИО17 прекратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Решение суда является основанием для снятия Асташкиной ФИО18 с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Жигарева