Дело № 12-332/2021
УИД № 26RS0035-01-2021-004207-88
РЕШЕНИЕ
г. Михайловск 07 октября 2021 года
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Марьева А.Г.,
с участием представителя Захарченко П.Ю. по доверенности Решетняка Д.А.,
сотрудника ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю, капитана полиции Богомолова Р.В.,
при секретаре Григорян А.Ю.,
рассмотрев жалобу Захарченко Павла Юрьевича на постановление начальника ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Захарченко П.Ю к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.21.1 Ко АП РФ,
установил:
Постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным начальником ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю полковником полиции Савенко А.С., Захарченко Павел Юрьевич, на основании ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, привлечен к административной ответственности в виде штрафа, в размере 100000,00 руб. (Сто тысяч рублей 00 копеек), за нарушение п. 23.5 ПДД РФ и статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", выразившееся в том, что транспортное средство - автобус JAC HK6120, государственный регистрационный знак №, собственником которого он является, ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 08 минут на 1-м км. + 378 м. автодороги «Ставрополь – Изобильный - Новоалександровск - Красногвардейское», двигался, согласно акту № «Измерения проверки параметров автотранспортных средств» от ДД.ММ.ГГГГ, без специального разрешения с осевой нагрузкой 9,728 т., при предельно допустимой осевой нагрузке 9 т. (расхождение + 8,09 %) (предельно допустимые параметры установлены приложением к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ № 2200 от 21.12.2020 г.),
Событие вменяемого Захарченко П.Ю правонарушения было зафиксировано с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, имеющего функции фото-видеосъемки «BETAMONT Measure-in-MotionR ZEUS2.0», (серийный №, номер сертификата №, проверка действительна до ДД.ММ.ГГГГ).
С указанным выше постановлением по делу об административном правонарушении Захарчеко П.Ю., категорически не согласен, по следующим обстоятельствам.
ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий Захарченко П.Ю на праве собственности автобус JAC HK6120, государственный регистрационный знак №, двигавшийся по а/д «Ставрополь - Изобильный - Новоалександровск - Красногвардейское», осуществлял перевозку пассажиров, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов действующего законодательства.
Пункт 23.5 ПДД РФ и статья 31 ФЗ № 257 от 08.11.2007 г. Захарченко П.Ю, как собственником данного транспортного средства, нарушены не были, так как, автобус JAC HK6120, государственный регистрационный знак №, осуществлял перевозку не груза, а пассажиров.
Из постановления о наложении административного штрафа следует, что принадлежащее Захарченко П.Ю транспортное средство, якобы в нарушение п.п. 23.5 ПДД РФ, который регламентирует правила движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, которые должны осуществляться с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", перевозило груз без специального разрешения.
Считает, что автобусы, осуществляющие перевозку пассажиров, не относятся в виду транспортных средств, перечисленных в правовых нормах, указанных в постановлении, на основании которых было принято решение по делу.
С результатами измерений, указанными в акте № «Измерения проверки параметров автотранспортных средств» от ДД.ММ.ГГГГ, Захарченко П.Ю. категорически не согласен, так как они не соответствуют действительности, а именно, согласно техническим характеристикам транспортного средства - автобуса JAC HK6120, государственный регистрационный знак №, вместимость пассажиров 45 человек, масса без нагрузки 12870 кг, разрешенная максимальная масса 16970 кг. (согласно ПТС №). С учетом полной загрузки пассажиров, и средней массе пассажира в 80 кг, общая масса пассажиров будет равна 3600 кг., а общая масса автобуса с пассажирами будет равна 17990 кг. (12870 кг. + 3600 кг.), и пассажиры не являются грузом, а тем более делимым грузом, (согласно незаконно вынесенному постановлению) каждого пассажира перед осуществлением перевозки необходимо взвешивать, и если он превышает среднюю массу (?), его необходимо «поделить» или не осуществлять его перевозку.
Считает, что контрольные параметры, заложенные в комплекс, работающего в автоматическом режиме специального технического средства, имеющего функции фото-видеосъемки «BETAMONT Measure-in-MotionRZEUS2.0» (серийный №, номер сертификата №, проверка действительна до ДД.ММ.ГГГГ) искажены, или умышлено установлены завышенными, данный факт подтверждается тем, что согласно Приложения N 2 к Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации" необходимо применять значение 10 т., а в актах № и № «Измерения проверки параметров автотранспортных средств» и в постановлении по делу об административном правонарушении, которые также вынесены в отношении моего т/с автобус JAC HK6120, государственный регистрационный знак № указано предельно допустимое значение 10 т., а в акте№ «Измерения проверки параметров автотранспортных средств» от ДД.ММ.ГГГГ указано предельно допустимое значение 9 т., данное противоречие является грубым нарушением того, что неправильно применены нормы установленные Постановлением Правительства РФ № 2200 от 21.12.2020 г., регулирующие правила перевозки грузов, что явно не соответствует данному нормативному акту и противоречит действующему законодательству, что свидетельствует о неисправности данного комплекса или умышленном изменении значений и необходимых параметров.
Кроме того, в нарушение ст. 42, 46, 47 приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств» (далее приказ Минтранса), данный АПВГК не соответствует требованиям и стандартам специальных норм, а именно, в соответствии со ст. 42 после АПВГК по пути следования транспортных средств устанавливается оборудование, обеспечивающее визуальное информирование водителя ТКТС о превышении допустимых весогабаритных параметров транспортного средства.
Оборудование, обеспечивающее визуальное информирование водителя ТКТС о превышении допустимых весогабаритных параметров транспортного средства, устанавливается на расстоянии от АПВГК, обеспечивающем возможность восприятия водителем размещаемой на нем информации, с учетом установленного на участке автомобильной дороги скоростного режима, а также должно соответствовать требованиям, предъявляемым к такому оборудованию.
В процессе эксплуатации оборудование, обеспечивающее визуальное информирование водителя ТКТС о превышении допустимых весогабаритных параметров транспортного средства, должно соответствовать техническим требованиям, предъявляемым к нему заводом-изготовителем, и быть работоспособным.
На данном оборудовании отображаются: государственный регистрационный номер транспортного средства; информация о факте превышения транспортным средством допустимых весогабаритных параметров.
Однако, на данном АПВГК оборудование, обеспечивающее визуальное информирование водителя ТКТС о превышении допустимых весогабаритных параметров транспортного средства, находилось во время, указанное в акте № «Измерения проверки параметров автотранспортных средств» от ДД.ММ.ГГГГ, в нерабочем состоянии, что является грубейшим нарушением, так как водитель был лишен возможности принять мер к устранению выявленных нарушений.
Выслушав представителя заявителя, сотрудника ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю, исследовав материалы дела, судья районного суда приходит к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения. Диспозиция данной правовой нормы является бланкетной, так как отсылает к требованиям Правилам дорожного движения.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения РФ утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 предусмотрено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В постановлении по делу об административном правонарушении, вменяемом Захарченко П.Ю. на основании ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, указано, что «Измерения параметров» произведено согласно постановлению правительства № 2200 от 21.12.2020 г. «Об утверждении правил перевозки грузов автомобильным транспортом». Данное постановление устанавливает правила и порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, и регулирует правовые отношения между грузоперевозчиком и грузополучателем. При этом, указанный нормативный акт не оговаривает и не определяет порядок перевозки пассажиров, так как пассажир по своему определению на относится к понятию груза, и ссылка в постановлении по делу об административном правонарушении на нарушения норм и требований, указанных в Постановлении Правительства РФ № 2200 от 21.12.2020 г. является незаконной, так как данное Постановление Правительства не регулирует и не определяет правила и порядок перевозки пассажиров автомобильным транспортом.
Понятие пассажир установлено Правилами дорожного движения РФ утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 и п. 12 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в соответствии с которыми:
пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него);
пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.
Понятие груз установлено Постановлением Правительства РФ № 2200 от 21.12.2020 г. «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» (ст. 1 п. 6), согласно которому:
грузовое место - материальный объект, принятый для перевозки;
делимый груз - груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 или более грузовых местах.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»:
груз - материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке.
Понятие крупногабаритное и тяжеловесное транспортное средство определено в п. 6 ст. 1 Постановления Правительства РФ № 2200 от 21.12.2020 г. "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации", которым предусмотрены требования к перевозкам грузов автомобильным транспортом:
крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают предельно допустимые габариты транспортного средства;
тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги).
Требования и организация движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства регулируется Приказом Минтранса России от 31.08.2020 г. № 343 «Об утверждении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», в котором оговорены условия и порядок организации и перевозок грузов тяжеловесными и (или) крупногабаритными транспортными средствами. Требования к перевозке пассажиров в данном приказе отсутствуют.
Правила и порядок организации перевозки пассажиров установлены Федеральным законом «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 220-ФЗ.
Согласно п. 13 и п. 14 ст. 3 ФЗ 220 определен вид транспортного средства – автобус трамвай или троллейбус и класс транспортных средств - группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины, в соответствии с которым транспортное средство «JAC HK6120» принадлежащие мне на праве собственности, является автобусом, категории М3, класс - большой, согласно ПТС, свидетельства о регистрации т/с и одобрением типа транспортного средства, а следовательно к тяжеловесным и крупногабаритным транспортным средствам не относится.
Так как, по определению и прямому толкованию пассажиры не относятся к грузу, и ни какими нормативными законодательными правовыми актами не установлено, что собственник транспортного средства с установленной заводом изготовителем определенной вместимостью пассажиров, осуществляющий перевозку пассажиров, обязан перед каждой посадкой пассажиров в определенных местах, согласно маршруту движения, производить взвешивание пассажиров и их багажа, а также ручной клади, для установления фактической массы пассажиров и багажа.
Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, предметом федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения является соблюдение установленных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, а также Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ), и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, обязательных требований в области безопасности дорожного движения: к перевозкам пассажиров и грузов, эксплуатации транспортных средств (за исключением обязательных требований, соблюдение которых отнесено к предмету федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве и не связано с совершением дорожно-транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни и (или) здоровью человека). То есть законодатель четко делает разграничение требований к перевозке пассажиров и перевозке грузов.
Данная правовая позиция о том, что имеется четкое разграничение по перевозке пассажиров и грузов определена Федеральным законом от 08.11.2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ст. 3.1), и Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ст. 30).
В соответствии со ст. 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, за движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, от внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, освобождаются:
транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов.
Данная правовая норма указывает, на то, что транспортные средства (автобусы), предназначенные для перевозки людей не относятся к тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средствам (ТКТС).
Статьей 46 приказа Минтранса предусмотрено, что владельцы автомобильных дорог для вновь вводимых в эксплуатацию АПВГК должны обеспечить их работу в тестовом режиме в течение трех месяцев, а также информирование пользователей автомобильных дорог о работе АПВГК в тестовом режиме, включая сроки такой работы, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее, чем за неделю до начала работы такого АПВГК в тестовом режиме, однако, данное условие выполнено не было.
Согласно статьи 47 приказа Минтранса, в рамках тестового режима функционирование АПВГК осуществляется с фиксацией весогабаритных параметров транспортных средств и размещением владельцами автомобильных дорог результатов измерений на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в случае фиксации превышения весогабаритных параметров транспортных средств), без передачи соответствующей информации в уполномоченный контрольно-надзорный орган. Однако и это требование приказа также не было выполнено владельцами автомобильных дорог, что в дальнейшем повлекло существенные нарушения законных прав участников дорожного движения.
Главой 23 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 устанавливается порядок перевозки грузов.
Так как пунктом 23.5 Правил дорожного движения РФ оговорены требования для движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, которые осуществляются с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд считает, что данные правовые нормы не могут быть применены к владельцу (собственнику) транспортного средства осуществляющему пассажирские перевозки.
Из приведенных выше норм действующего законодательства, следует, что транспортное средство - автобус не относится к категории тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (ТКТС).
Вменяемое Захарченко П.Ю. административное правонарушение по части 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ формально относится к нарушению правил движения крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства, однако в связи с тем, что Захарченко П.Ю. принадлежит автобус, на котором он осуществляет перевозку пассажиров, а не перевозку грузов, суд считает, что привлечение Захарченко П.Ю. к административной ответственности по указанным в постановлении обстоятельствам является необоснованным и незаконным.
Как следует из материалов дела, транспортное средство - автобус JAC HK6120, государственный регистрационный знак № собственником которого является Захарченко П.Ю., ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 08 минут на 1-м км. + 378 м. автодороги «Ставрополь – Изобильный - Новоалександровск - Красногвардейское», двигался, согласно акту № «Измерения проверки параметров автотранспортных средств» от ДД.ММ.ГГГГ, без специального разрешения с осевой нагрузкой 9,728 т., при предельно допустимой осевой нагрузке 9 т. (расхождение + 8,09 %) (предельно допустимые параметры установлены приложением к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ № 2200 от 21.12.2020 г.).
Описанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Захарченко П.Ю. как собственника транспортного средства к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом в части 3 данной статьи указано, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а частью 4 этой же статьи предусмотрено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Суд считает, что при указанных в настоящей жалобе обстоятельствах, вина Захарченко П.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ, не может быть признана доказанной.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1, 30.2, 30.3, а также п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
Жалобу Захарченко Павла Юрьевича на постановление начальника ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Захарченко П.Ю к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ удовлетворить.
Постановление начальника ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Захарченко П.Ю. к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафы 100 000 рублей отменить.
Производство по делу № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в отношении Захарченко П.Ю. прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Шпаковский районный суд Ставропольского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись Марьев А.Г.