Дело № 5-1055/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
29 января 2021 г. 180007, г. Псков, ул. Петровская, д. 24
Судья Псковского городского суда Псковской области Новикова М.В., при секретаре Макаровой М.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
Родионова А.С., **.**1995 года рождения, уроженца г. П., гражданина Р.Ф., зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> работающего в ООО «П.», холостого, на иждивении детей не имеющего, инвалидности не имеющего, страдающего <данные изъяты>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
23 января 2021 г. в 14 час. 00 мин. гражданин Родионов А.С., находясь в месте массового скопления людей двигаясь по тротуару вдоль проезжей части Октябрьского проспекта в г. Пскове в направлении автобусной остановки «Летний сад» у дома адресу: г. Псков, Октябрьскому пр., д.34, являясь участником публичного мероприятия в форме митинга (шествие) без подачи в установленном Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядке уведомления о проведении публичного мероприятия выкрикивал слово «Россия без Путина», не выполнил законные требования сотрудников органов внутренних дел в части прекращения проведения и участия в митинге, чем нарушил п.1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», то есть совершил правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Родионов А.С. и его защитник Мартынова Т.Г. вину в совершении правонарушения не признали, представили письменную позицию по делу где, ссылаясь на прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, указали, что согласно ст.31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Акция 23.01.2021 года являлась мирной и стихийной, связанной с арестом Навального А.А. 18.01.2021 года, а поэтому не могла быть согласована заранее. Практикой Европейского Суда проведение стихийных, мирных акций не признается нарушением закона. Полагали, что поскольку в ходе проведения акции Родионов А.С. не нарушал общественный порядок, то в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, стажер УУП ОП №2 УМВД Росси по г. Пскову Комаров А.О. в судебном заседании обстоятельства изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтвердил. Пояснил, что 23.01.2020 года сотрудниками ОМОНа в ОП №2 УМВД России по г. Пскову был доставлен гражданин Родионов А.С., участвовавший в несанкционированном митинге в Летнем саду в г.Пскове и не выполнивший требования сотрудников полиции о прекращении указанных действий.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в котором публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (ч.1 ст. 2).
В соответствии со ст.3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные указанной статьей.
Таким образом, не допускается проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением одиночного пикета).
Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц – с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Вина Родионова А.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ подтверждается:
-протоколом об административном правонарушении, где отражены обстоятельства совершения правонарушения от 26.01.2021, рапортами стажера УУП ОП № 2 УМВД России по г. Пскову от 23.01.2021 и младшего сержанта полиции Ульянова С.Д. о доставлении Родионова А.С. 23.01.2020 в отдел полиции (л.д.2-3). От дачи письменных объяснений Родионов А.С. отказался.
-фотоматериалами, из которых следует, что гражданин Родионов А.С. двигается по тротуару вдоль Октябрьского проспекта в г. Пскове в сторону Летнего сада, а также стоит в группе значительного числа граждан на территории Летнего сада в г. Пскове (л.д.10-12)
- просмотренной в судебном заседании видеозаписью, на которой видно, что Родионов А.С. в составе группы лиц, двигается по Октябрьскому проспекту города Пскова, выкрикивая лозунги «Россия без Путина», а также то, что сотрудники полиции с использованием громко-усиливающей аппаратуры предупреждали собравшихся о том, что митинг не согласован в установленном порядке и требовали прекратить шествие и разойтись.
В судебном заседании Родионов А.С. подтвердил, что на данных фотографиях и видеозаписи присутствует именно он. Согласно сведениям, содержащимся в письмах Администрации Псковской области (исх. № СД-38-225 от 22.01.2021) и Комитета правового обеспечения Администрации города Пскова (исх. № 19 от 22.01.2021), в адрес вышеуказанных организаций уведомлений о проведении 23.01.2021 года публичных мероприятий не поступало.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, с участием Родионова А.С., которому разъяснены его права и обязанности, копия протокола вручена Родионову А.С. в присутствии двух понятых. От подписи в протоколе, равно как и от дачи письменных объяснений, Родионов А.С. отказался, воспользовавшись ст. 51 Конституции РФ.
Не доверять обстоятельствам, изложенным в протоколе об административном правонарушении, признанным самим Родионовым А.С., оснований не имеется. При оценке представленных материалов судья также исходит из прецедентной практики Европейского Суда, которая учитывает презумпцию добросовестности со стороны государства и его органов.
Суд не может согласиться с позицией Родионова А.С. и его защитника о том, что митинг являлся незамедлительной реакцией на политическое событие – арест Навального А.А., поскольку указанное лицо было задержано в порядке исполнения приговора суда по уголовному делу в отношении него, который вступил в законную силу.
Порядок доставления Родионова А.С. не нарушен, ему была своевременно оказана медицинская помощь в связи с имеющимся у него заболеванием.
Оценивая в совокупности исследованные доказательства в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судья признает их допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными, свидетельствующими о том, что Родионов А.С. 23.01.2021 являлся участником несанкционированного публичного мероприятия, требования сотрудников правоохранительных органов прекратить участие в публичном мероприятии в форме митинга проигнорировал, продолжил нарушать требования п.1 ч.3 ст. 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а именно, целенаправленно продолжал свое участие в публичном мероприятии, покинуть место проведения митинга пытался, т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ.
При назначении наказания судья учитывает характер и общественную опасность совершенного правонарушения, способствующее созданию условий для совершения участниками несанкционированного мероприятия правонарушений против общественного порядка и управления, данные о личности Родионова А.С., который ранее не привлекался к административной ответственности, страдает сахарным диабетом 1 типа, что подтверждается также рапортом сотрудника полиции.
Данные обстоятельства суд признает смягчающими административную ответственность.
Отягчающих обстоятельств не установлено.
Судья также учитывает, что Родионов А.С. участвовал в несанкционированном митинге и не реагировал на требования сотрудников полиции прекратить свои действия в период действия ограничительных мероприятий, введенных на территории Псковской области указом Губернатора Псковской области от 15.03.2020 № 30-УГ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Псковской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которым, в том числе, установлен запрет на проведение публичных мероприятий.
Указанное обстоятельство повышает общественную опасность совершенного Родионовым А.С. правонарушения, поскольку подвергает граждан опасности заражения короновирусной инфекцией и создает условия, способствующие совершению правонарушения, предусмотренного ст. 20.6.1 КоАП РФ, и
С учетом изложенного, судья полагает, что назначение наказания в виде штрафа будет отвечать целям наказания, установленным в ст. 3.1 КоАП РФ.
/ У
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Родионова А.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в сумме 15 000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Псковской обл. (ОП №2 УМВД России по городу Пскову, л/с 04571409790), р/с 40101810400001010002, Отделение по ПО СЗГУ Центрального банка РФ Отделение Псков, ИНН 6027034576, КПП 602701001, ОКТМО 58701000, БИК 045805001, КБК 18811601201019000140, УИН 18880360210010374048.
В соответствии ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Предоставить квитанцию об уплате штрафа в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья М.В. Новикова