Дело № 2-3317/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2018 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сапрыкиной И.А.,
при секретаре Прониной И.А.,
с участием: старшего помощника прокурора Центрального района г. Воронежа Науменковой Т.П.
представителя истца Готовцева С.Т. по ордеру и доверенности Ишкова Е.А., представителя ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Горяиновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Готовцева Сергея Тихоновича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о взыскании недоплаченной ежегодной индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью, возложении обязанности по перерасчету выплаты,
установил:
Истец Готовцев С.Т. обратился в суд с данным иском, указав, что решением Центрального районного суда г. Воронежа от 16.08.2011г. на Военный комиссариат Воронежской области возложена обязанность по назначению и выплате истцу с 01.07.2011 г. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 44630,28 руб. с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год до изменения законодательства. Указанное решение вступило в законную силу. Однако, с февраля 2016 года по 01 августа 2018 года ответчиком индексация присужденных судом сумм производилась без учета требований действующего законодательства, а именно: в 2016г. ответчиком, при индексации выплат применен индекс 1,04, в то время как, размер индексации на 2016 год был определен Правительством РФ как 1,07. В связи с чем индексация, произведенная ответчиком в 2017 и 2018 годах осуществлена неверно. Просит взыскать с ответчика сумму недоплаты за период с 01.02.2016г. по 01.08.2018г. в размере 51633 руб., а так же обязать ответчика произвести перерасчет выплачиваемой ему ежемесячно суммы компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом индексации один раз в год с 1 февраля текущего года, исходя из роста потребительских цен в соответствии с определяемым Правительством РФ коэффициентом индексации, определив ее с 01 августа 2018 года в размере 63911 руб.
Истец Готовцов С.Т. в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление.
Представитель истца Гоовцева С.Т., на основании ордера и доверенности Ишков Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просит удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Горяинова И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду представлены письменные возражения.
Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч.3 ст.167 ГПК РФ, об отложении судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное разбирательство не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст.7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что требования истца подлежат частичному удовлетворению, суд считает, что заявление требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:
судом установлено, и данные обстоятельства сторонами не оспаривались, что решением Центрального районного суда г. Воронежа от 16 августа 2011 года удовлетворены исковые требования Готовцева С.Т. к Военному комиссариату Воронежской области. Указанным решением суда на Военный комиссариат Воронежской области возложена обязанность по назначению и выплате истцу ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 01.07.2011 г. в размере 44630,28 руб. с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год до изменения законодательства. Решение вступило в законную силу.
Так же судом установлено, что до 01 февраля 2016 года индексация осуществлялась в соответствии с решением суда. При этом ответчиком применялся индекс инфляции, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В период с 01 февраля 2016 года по 31 января 2017 года ответчиком применялся индекс инфляции равный 1,04, с 01 февраля 2017 года был применен индекс инфляции – 1,054, а с 01 февраля 2018 года применен индекс 1, 025. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами пенсионного дела, а кроме того, сторонами не оспаривалось.
При разрешении заявленных требований, суд учитывает, что Федеральным законом от 06.04.2015 № 68-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона «О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», до 1 января 2018 года приостановлено действие следующих нормативных актов:
1) части третьей статьи 5 и части четвертой статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1);
2) абзаца шестого пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;
3) пункта 4 статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»;
4) части первой.1 статьи 40 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
5) пункта 5 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ);
6) части первой статьи 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
7) части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
8) абзаца шестого пункта 3 статьи 9 и абзаца первого пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в части индексации исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, размеров возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и социального пособия на погребение;
9) части 4 статьи 6.2 Федерального закона от 9 января 1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»;
10) абзаца девятого пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»;
11) пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
12) части четвертой статьи 15 Федерального закона от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
13) части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
14) части второй статьи 4.1 и части третьей статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
15) частей 11 и 12 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
16) части 2 статьи 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», в части индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год;
17) части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
18) части 10 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»;
19) части 2 статьи 3 Федерального закона от 4 июня 2011 года № 128-ФЗ «О пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях)»;
20) части 5 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
21) части 9 статьи 2 и части 16 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;
22) части 2 статьи 24 Федерального закона от 20 июля 2012 года № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»;
23) части 10 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части учета уровня инфляции при установлении Правительством Российской Федерации нормативов по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся;
24) части 5 статьи 2 и части 9 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом, в указанном перечне отсутствует указание на приостановление действия положений ст. 8 Федерального закона № 359-ФЗ от 14 декабря 2015 года «О федеральном бюджете на 2016 год». Пунктом 4 ст. 8 указанного закона, установлен с 1 января 2016 года размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, 1,04.
Аналогичные положения содержаться и в Федеральном законе от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Исходя из изложенного следует, что для индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, законодателем в спорный период времени предусматривался индекс 1,04, а не индексы, устанавливаемые Правительством РФ. Положения же ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 68-ФЗ в данном случае применению не подлежат, поскольку указанный в данной норме механизм индексации применим только к тем компенсациям, которые предусмотрены ч. 1 ст. 1 Федерального закона №68-ФЗ.
Ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью выплачивается истцу на основании судебного акта, а не на основании закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», следовательно, выплачиваемые по решению суда суммы должны индексироваться в ином порядке, который установлен для индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, суд считает, что ответчиком правомерно производилась индексация, выплачиваемых истцу сумм на основании решения суда, в 2016 году на индекс 1,04.
Представитель ответчика, возражая против заявленных исковых требований, указывает на то, что ответчиком решение суда, которым определен механизм индексации: исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, исполнялось в полном объеме.
Однако, как установлено судом, в 2017 году ответчиком был применен индекс 1,054, что с учетом приведенных положений закона, по мнению суда, является неверным, но при этом, прав истца применение данного индекса, не нарушает, поскольку, размер выплат с учетом произведенной индексации превышал тот, который установлен законом.
Разрешая требования о перерасчете размере выплачиваемых сумм, суд исходит из следующего:
в силу п. 7 ст. 8 Федерального закона от 01.12.2014 № 384-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, установлен в размере 1,055.
С учетом этого индекса сумма к выплате истцу была определена ответчиком с 01 января 2015 года в размере 55287,86 руб.
Пунктом 4 ст. 8 указанного закона, установлен с 1 января 2016 года размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, 1,04.
С учетом указанного индекса, сумма подлежащая выплате истцу с 1 января 2016 года составила 57499,37 (55287,86 х1,04).
В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», с 01 января 2017 года размер выплачиваемых истцу сумм подлежал индексации на индекс 1,04. Между тем, ответчиком был применен индекс 1,054. Таким образом, сумма ко взысканию должна была быть определена в размере 59799,34 (57499,37 х1,04), в то время, как она была определена ответчиком в размере 60604,33 руб., которые и выплачивались истцу в период времени с февраля 2017 года по январь 2018 года включительно.
С учетом произведенных истцу выплат, переплата сумм в возмещение вреда здоровью с учетом индексации за 2017 год составила:
(60604,33-59799,34)х12 месяцев)=9659,88 руб. (переплата)
В силу ст. 8 Федерального закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» с 1 января 2017 года размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, установлен в размере 1,04.
Следовательно, с 01 января 2018 года размер выплачиваемых истцу сумм должен составить 62191,32 (59799,341х1,04). Между тем, ответчик с 01 февраля 2018 года выплачивает истцу компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 62119,44 коп. (60604,34х1,025), что является неправильным и не соответствует требованиям закона.
Недоплата истцу за 2018 года ( с января по июль включительно) составила:
60604,33х1,04-62119,44х7 мес.=503,16 руб.
Недоплата за 2018г. в размере 503,16 руб. подлежат взысканию в пользу истца с ответчика.
Таким образом, следует согласиться с доводами истца о том, что сумма, определенная ему к выплате ответчиком в 2018 году с учетом индексации, является неверной. Однако, определяя правильный размер выплаты, суд учитывает требования закона об установлении индексации с 1 января 2018 года на индекс 1,04.
С учетом изложенного суд полагает, что размер ежемесячного возмещения вреда здоровью истца с учетом индексации с 01 января 2018 года составит 62191,32 руб.
При таких обстоятельствах, суд считает, что индексация выплачиваемых истцу сумм в 2017 и 2018 годах произведена ответчиком неверно и применению подлежат иные индексы, установленные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, как и определено решением суда.
При этом, по основаниям изложенным ранее, суд считает, что позиция стороны истца о необходимости применения индексов, установленных Правительством РФ является неверной, и соответственно, требования истца возложении обязанности по индексации установленных сумм в возмещение вреда здоровью с 1 февраля текущего года в порядке, определяемом Правительством РФ, также не подлежат удовлетворению.
Кроме того, судом не может быть возложена на ответчика обязанность по выплате истцу с 01.08.2018г. денежных средств в размере 63911 руб. ежемесячно, поскольку, истцом произведении неверных расчет и, учитывая приведенный судом расчет, сумма выплаты с учетом индексации с 01 января 2018 года составит 62191,32 руб.
При разрешении требований по возложению на ответчика обязанности по выплате ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, с последующей индексаций один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роса потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством РФ коэффициентом индексации, суд учитывает, что порядок ежегодной индексацией, определен решением Центрального районного суда г. Воронежа от 16.08.2011 года, (то есть исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год до изменения законодательства), и иная формулировка, по сути, изменяет порядок и способ исполнения указанного решения суда, которым за истцом было признана право на получение ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, с последующей индексаций один раз, что, по мнению суда, является недопустимым. При этом суд считает необходимым отразить в решении, что последующая индексация должна быть осуществлена в порядке, установленном решением Центрального районного суда г. Воронежа от 16.08.2011 года по делу № 2-3404/11.
Кроме того, суд считает, что поскольку, в ходе рассмотрения дела было установлено, что в 2017 году, при индексации присужденных денежных сумм, ответчиком применен неверный индекс, который выше того, который был установлен законом, и подлежал применению, в связи с чем возникла переплата денежных средств, то образовавшаяся переплата может быть учтена ответчиком, при осуществлении выплат во внесудебном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Готовцева Сергея Тихоновича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о взыскании недоплаченной ежегодной индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью, возложении обязанности по перерасчету выплаты, удовлетворить частично.
Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» в пользу Готовцева Сергея Тихоновича недоплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01 января 2018 года по 31 июля 2018 года в размере 503 (пятьсот три) руб. 16 коп.
Обязать ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью Готовцеву Сергею Тихоновичу с 01.08.2018 года, установив ее размер 62191 рубль 32 коп., с последующей индексацией, в порядке, установленном решением Центрального районного суда г. Воронежа от 16.08.2011 года по делу № 2-3504/11.
Готовцеву Сергею Тихоновичу, в удовлетворении остальной части требований, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья И.А. Сапрыкина
Решение в окончательной форме принято 06.11.2018 года.
Дело № 2-3317/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2018 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сапрыкиной И.А.,
при секретаре Прониной И.А.,
с участием: старшего помощника прокурора Центрального района г. Воронежа Науменковой Т.П.
представителя истца Готовцева С.Т. по ордеру и доверенности Ишкова Е.А., представителя ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Горяиновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Готовцева Сергея Тихоновича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о взыскании недоплаченной ежегодной индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью, возложении обязанности по перерасчету выплаты,
установил:
Истец Готовцев С.Т. обратился в суд с данным иском, указав, что решением Центрального районного суда г. Воронежа от 16.08.2011г. на Военный комиссариат Воронежской области возложена обязанность по назначению и выплате истцу с 01.07.2011 г. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 44630,28 руб. с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год до изменения законодательства. Указанное решение вступило в законную силу. Однако, с февраля 2016 года по 01 августа 2018 года ответчиком индексация присужденных судом сумм производилась без учета требований действующего законодательства, а именно: в 2016г. ответчиком, при индексации выплат применен индекс 1,04, в то время как, размер индексации на 2016 год был определен Правительством РФ как 1,07. В связи с чем индексация, произведенная ответчиком в 2017 и 2018 годах осуществлена неверно. Просит взыскать с ответчика сумму недоплаты за период с 01.02.2016г. по 01.08.2018г. в размере 51633 руб., а так же обязать ответчика произвести перерасчет выплачиваемой ему ежемесячно суммы компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом индексации один раз в год с 1 февраля текущего года, исходя из роста потребительских цен в соответствии с определяемым Правительством РФ коэффициентом индексации, определив ее с 01 августа 2018 года в размере 63911 руб.
Истец Готовцов С.Т. в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление.
Представитель истца Гоовцева С.Т., на основании ордера и доверенности Ишков Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просит удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Горяинова И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду представлены письменные возражения.
Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч.3 ст.167 ГПК РФ, об отложении судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное разбирательство не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст.7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что требования истца подлежат частичному удовлетворению, суд считает, что заявление требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:
судом установлено, и данные обстоятельства сторонами не оспаривались, что решением Центрального районного суда г. Воронежа от 16 августа 2011 года удовлетворены исковые требования Готовцева С.Т. к Военному комиссариату Воронежской области. Указанным решением суда на Военный комиссариат Воронежской области возложена обязанность по назначению и выплате истцу ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 01.07.2011 г. в размере 44630,28 руб. с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год до изменения законодательства. Решение вступило в законную силу.
Так же судом установлено, что до 01 февраля 2016 года индексация осуществлялась в соответствии с решением суда. При этом ответчиком применялся индекс инфляции, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В период с 01 февраля 2016 года по 31 января 2017 года ответчиком применялся индекс инфляции равный 1,04, с 01 февраля 2017 года был применен индекс инфляции – 1,054, а с 01 февраля 2018 года применен индекс 1, 025. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами пенсионного дела, а кроме того, сторонами не оспаривалось.
При разрешении заявленных требований, суд учитывает, что Федеральным законом от 06.04.2015 № 68-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона «О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», до 1 января 2018 года приостановлено действие следующих нормативных актов:
1) части третьей статьи 5 и части четвертой статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1);
2) абзаца шестого пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;
3) пункта 4 статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»;
4) части первой.1 статьи 40 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
5) пункта 5 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ);
6) части первой статьи 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
7) части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
8) абзаца шестого пункта 3 статьи 9 и абзаца первого пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в части индексации исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, размеров возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и социального пособия на погребение;
9) части 4 статьи 6.2 Федерального закона от 9 января 1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»;
10) абзаца девятого пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»;
11) пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
12) части четвертой статьи 15 Федерального закона от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
13) части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
14) части второй статьи 4.1 и части третьей статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
15) частей 11 и 12 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
16) части 2 статьи 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», в части индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год;
17) части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
18) части 10 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»;
19) части 2 статьи 3 Федерального закона от 4 июня 2011 года № 128-ФЗ «О пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях)»;
20) части 5 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
21) части 9 статьи 2 и части 16 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;
22) части 2 статьи 24 Федерального закона от 20 июля 2012 года № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»;
23) части 10 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части учета уровня инфляции при установлении Правительством Российской Федерации нормативов по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся;
24) части 5 статьи 2 и части 9 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом, в указанном перечне отсутствует указание на приостановление действия положений ст. 8 Федерального закона № 359-ФЗ от 14 декабря 2015 года «О федеральном бюджете на 2016 год». Пунктом 4 ст. 8 указанного закона, установлен с 1 января 2016 года размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, 1,04.
Аналогичные положения содержаться и в Федеральном законе от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Исходя из изложенного следует, что для индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, законодателем в спорный период времени предусматривался индекс 1,04, а не индексы, устанавливаемые Правительством РФ. Положения же ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 68-ФЗ в данном случае применению не подлежат, поскольку указанный в данной норме механизм индексации применим только к тем компенсациям, которые предусмотрены ч. 1 ст. 1 Федерального закона №68-ФЗ.
Ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью выплачивается истцу на основании судебного акта, а не на основании закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», следовательно, выплачиваемые по решению суда суммы должны индексироваться в ином порядке, который установлен для индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, суд считает, что ответчиком правомерно производилась индексация, выплачиваемых истцу сумм на основании решения суда, в 2016 году на индекс 1,04.
Представитель ответчика, возражая против заявленных исковых требований, указывает на то, что ответчиком решение суда, которым определен механизм индексации: исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, исполнялось в полном объеме.
Однако, как установлено судом, в 2017 году ответчиком был применен индекс 1,054, что с учетом приведенных положений закона, по мнению суда, является неверным, но при этом, прав истца применение данного индекса, не нарушает, поскольку, размер выплат с учетом произведенной индексации превышал тот, который установлен законом.
Разрешая требования о перерасчете размере выплачиваемых сумм, суд исходит из следующего:
в силу п. 7 ст. 8 Федерального закона от 01.12.2014 № 384-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, установлен в размере 1,055.
С учетом этого индекса сумма к выплате истцу была определена ответчиком с 01 января 2015 года в размере 55287,86 руб.
Пунктом 4 ст. 8 указанного закона, установлен с 1 января 2016 года размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, 1,04.
С учетом указанного индекса, сумма подлежащая выплате истцу с 1 января 2016 года составила 57499,37 (55287,86 х1,04).
В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», с 01 января 2017 года размер выплачиваемых истцу сумм подлежал индексации на индекс 1,04. Между тем, ответчиком был применен индекс 1,054. Таким образом, сумма ко взысканию должна была быть определена в размере 59799,34 (57499,37 х1,04), в то время, как она была определена ответчиком в размере 60604,33 руб., которые и выплачивались истцу в период времени с февраля 2017 года по январь 2018 года включительно.
С учетом произведенных истцу выплат, переплата сумм в возмещение вреда здоровью с учетом индексации за 2017 год составила:
(60604,33-59799,34)х12 месяцев)=9659,88 руб. (переплата)
В силу ст. 8 Федерального закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» с 1 января 2017 года размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, установлен в размере 1,04.
Следовательно, с 01 января 2018 года размер выплачиваемых истцу сумм должен составить 62191,32 (59799,341х1,04). Между тем, ответчик с 01 февраля 2018 года выплачивает истцу компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 62119,44 коп. (60604,34х1,025), что является неправильным и не соответствует требованиям закона.
Недоплата истцу за 2018 года ( с января по июль включительно) составила:
60604,33х1,04-62119,44х7 мес.=503,16 руб.
Недоплата за 2018г. в размере 503,16 руб. подлежат взысканию в пользу истца с ответчика.
Таким образом, следует согласиться с доводами истца о том, что сумма, определенная ему к выплате ответчиком в 2018 году с учетом индексации, является неверной. Однако, определяя правильный размер выплаты, суд учитывает требования закона об установлении индексации с 1 января 2018 года на индекс 1,04.
С учетом изложенного суд полагает, что размер ежемесячного возмещения вреда здоровью истца с учетом индексации с 01 января 2018 года составит 62191,32 руб.
При таких обстоятельствах, суд считает, что индексация выплачиваемых истцу сумм в 2017 и 2018 годах произведена ответчиком неверно и применению подлежат иные индексы, установленные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, как и определено решением суда.
При этом, по основаниям изложенным ранее, суд считает, что позиция стороны истца о необходимости применения индексов, установленных Правительством РФ является неверной, и соответственно, требования истца возложении обязанности по индексации установленных сумм в возмещение вреда здоровью с 1 февраля текущего года в порядке, определяемом Правительством РФ, также не подлежат удовлетворению.
Кроме того, судом не может быть возложена на ответчика обязанность по выплате истцу с 01.08.2018г. денежных средств в размере 63911 руб. ежемесячно, поскольку, истцом произведении неверных расчет и, учитывая приведенный судом расчет, сумма выплаты с учетом индексации с 01 января 2018 года составит 62191,32 руб.
При разрешении требований по возложению на ответчика обязанности по выплате ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, с последующей индексаций один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роса потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством РФ коэффициентом индексации, суд учитывает, что порядок ежегодной индексацией, определен решением Центрального районного суда г. Воронежа от 16.08.2011 года, (то есть исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год до изменения законодательства), и иная формулировка, по сути, изменяет порядок и способ исполнения указанного решения суда, которым за истцом было признана право на получение ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, с последующей индексаций один раз, что, по мнению суда, является недопустимым. При этом суд считает необходимым отразить в решении, что последующая индексация должна быть осуществлена в порядке, установленном решением Центрального районного суда г. Воронежа от 16.08.2011 года по делу № 2-3404/11.
Кроме того, суд считает, что поскольку, в ходе рассмотрения дела было установлено, что в 2017 году, при индексации присужденных денежных сумм, ответчиком применен неверный индекс, который выше того, который был установлен законом, и подлежал применению, в связи с чем возникла переплата денежных средств, то образовавшаяся переплата может быть учтена ответчиком, при осуществлении выплат во внесудебном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Готовцева Сергея Тихоновича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о взыскании недоплаченной ежегодной индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью, возложении обязанности по перерасчету выплаты, удовлетворить частично.
Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» в пользу Готовцева Сергея Тихоновича недоплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01 января 2018 года по 31 июля 2018 года в размере 503 (пятьсот три) руб. 16 коп.
Обязать ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью Готовцеву Сергею Тихоновичу с 01.08.2018 года, установив ее размер 62191 рубль 32 коп., с последующей индексацией, в порядке, установленном решением Центрального районного суда г. Воронежа от 16.08.2011 года по делу № 2-3504/11.
Готовцеву Сергею Тихоновичу, в удовлетворении остальной части требований, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья И.А. Сапрыкина
Решение в окончательной форме принято 06.11.2018 года.