Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-606/2011 ~ М-560/2011 от 14.03.2011

№ 2-2068/11           КОПИЯ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2011 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Панина С.А.,

при секретаре Ряскиной О.С.,

с участием:

представителя заявителя Лисицкого С.В. по доверенности Васневой Е.Н.,

представителя органа местного самоуправления, чье бездействие оспаривается - администрации городского округа г. Воронеж по доверенности Бахтиной И.В.,

представителя заинтересованного лица Управы Железнодорожного района городского округа г. Воронеж по доверенности Радченко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лисицкого Сергея Васильевича к администрации городского округа г. Воронеж о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по формированию и выделению земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в пределах границ городского округа г. Воронеж, возложении обязанности сформировать и выделить земельный участок в собственности для индивидуального жилищного строительства в пределах границ городского округа г. Воронеж, возложении обязанности оформить необходимые документы для передачи в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для вынесения приказа о предоставлении земельного участка в собственность,

установил:

Заявитель Лисицкий С.В. обратился в суд с заявлением к администрации городского округа город Воронеж, департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании их бездействия незаконными, возложении обязанности на администрацию городского округа город Воронеж сформировать земельный участок для индивидуального жилищного строительства, оформив все необходимые документы для передачи в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, возложении обязанности на департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области принять распоряжение о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, сформированного в городском округе город Воронеж. В обоснование иска Лисицкий С.В. указал, что он является ветераном боевых действий, инвалидом <данные изъяты> группы; на основании постановления Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ он был утвержден в списках граждан на бесплатное получение земельных участков в собственность на территории городского округа город Воронеж; истец неоднократно письменно и устно я обращался в Управу Железнодорожного района, администрацию городского округа город Воронеж, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области на предмет выделения земельного участка на льготных основаниях, однако предоставлении участка было отказано по причине отсутствия сформированных земельных участков на территории городского округа город Воронеж, администрацией городского округа г. Воронеж было рекомендовано сформировать земельный участок под индивидуальное жилищное строительство в частном порядке; по мнению истца, бездействием ответчиком по непринятию решения о предоставлении в собственность земельного участка, нарушаются его права, предоставленные ЗК РФ и Законом Воронежской области «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» (л.д. 4-5).

Определением от 19.05.2011 года к производству суда принято уточненное заявление Лисицкого С.В., в котором последний просил суд признать незаконными отказ администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ /ПГПЗ, от ДД.ММ.ГГГГ в выделении земельного участка, а также отказ в предоставлении информации о наличии земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, пригодных (свободных) для предоставления для индивидуального жилищного строительства; обязать администрацию городского округа город Воронеж выделить и сформировать земельный участок истцу для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке; обязать администрацию городского округа город Воронеж оформить необходимые документы для передачи в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для вынесения приказа о предоставлении земельного участка истцу (л.д. 33-36, 44).

Определением суда от 19.05.2011 года производство по делу в части требований к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области прекращено в связи с отказом от требований к указанному ответчику (л.д. 43, 45).

Определением от 15.08.2011 года к производству суда принято уточненное заявление Лисицкого С.В., в котором истец просил суд признать незаконным бездействие администрации городского округа г. Воронеж, выразившееся в непринятии мер по формированию и выделению земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в пределах границ городского округа г. Воронеж; возложить обязанность сформировать и выделить земельный участок в собственности истцу для индивидуального жилищного строительства в пределах границ городского округа г. Воронеж; возложить обязанность оформить необходимые документы для передачи в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для вынесения приказа о предоставлении земельного участка в собственность истцу (л.д. 67-71, 80).

В судебном заседании представитель заявителя Лисицкого С.В. по доверенности Васнева Е.Н. просила уточненные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в уточненном заявлении.

В судебном заседании представитель органа местного самоуправления, чье бездействие оспаривается - администрации городского округа г. Воронеж по доверенности Бахтина И.В. против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 85-86), считала, что заявление подлежит оставлению без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управы Железнодорожного района городского округа г. Воронеж по доверенности Радченко Н.В. считала требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 42, 51-53).

Заявитель Лисицкий С.В. о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 82).

Заинтересованное лицо департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, причины неявки суду не известны.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит, что заявление подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Лисицкий С.В. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии БК от ДД.ММ.ГГГГ, а также инвалидом <данные изъяты> группы, что следует из копии удостоверения серии Р от справки МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15, 113).

Согласно доверенности от ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 19).

Постановлением Управы Железнодорожного района г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 4 Правил, утвержденного постановлением главы городского округа г. Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ , были утверждены списки граждан, подавших заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства до принятия постановления главы администрации городского округа г. Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ ; за в указанном списке значится Лисицкий С.В. (с учетом изменения нумерации согласно постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 16, 26-27, 37-38).

Согласно сведениям из Управления Росреестра по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ года по данным ЕГРП за Лисицким С.В. права на объекты недвижимости на территории <адрес> не зарегистрированы (л.д. 14).

Аналогичные сведения указаны в ответе Управления Роснедвижимости по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обращался в Управу Железнодорожного района г. Воронежа с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства (л.д. 60).

Согласно ответу департамента градостроительства и архитектуры Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ на обращение заявителя, указано об отсутствии в настоящее время свободных территорий для формирования земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (л.д. 10-11).

Согласно ответу того же структурного подразделения администрации городского округа г. Воронеж от 23.12 2010 года в ответ на обращение Лисицкого С.В. о возможности формирования земельного участка по индивидуального жилищного строительства, указано, что им осуществляются работы по возможному формированию территорий по индивидуальное жилищное строительство в <адрес> в р.<адрес>; с учетом дефицита земельных участков истцу было предложено сформировать земельный участок в частном порядке в зонах сложившейся индивидуальной застройки (л.д. 6-7).

В ответе департамента имущественных и земельных отношений воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу было указано об отсутствии в распоряжении департамента свободных земельных участков для индивидуального жилищного строительства; соответствующей заявление Лисицкого С.В. было передано главе администрации городского округа г. Воронеж для разрешения по существу (л.д. 9).

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ департамент градостроительства и архитектуры Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж указал, что ранее поданное истцом обращение о формировании земельного участка было рассмотрено, о чем дан ответ ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99).

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие) (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").

Статьи 12, 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 года № 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (далее - Закон), регламентируют порядок бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков и категории граждан, имеющих на это право.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом имеют, в том числе, граждане, граждане, на которых распространяются меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", относящиеся к категории ветеранов боевых действий, а также инвалиды.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 12 Закона земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона Воронежской области. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных статьями 8, 9 и 10 настоящего Закона Воронежской области и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и по желанию граждан по одному из следующих видов землепользования в соответствии с действующим законодательством: индивидуальное жилищное строительство; ведение садоводства; ведение огородничества; ведение личного подсобного хозяйства.

В силу п. 6 ст. 13 Закона при осуществлении исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ, учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, земельные участки предоставляются гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 13.11.2008 года № 1536 утверждены Правила учета граждан, обратившихся для постановки на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность, на территории городского округа город Воронеж, в рамках которых истец был включен в списки лиц, поставленных в очередь на получение земельного участка.

Факт наличия у истца право на получение земельного участка бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства представитель администрации городского округа г. Воронеж в судебном заседании не оспаривал, однако ссылался на отсутствие на дату судебного заседания сформированного земельного участка, который мог быть предоставлен Лисицкому С.В., а также нарушение очередности предоставления участков в случае удовлетворения исковых требований.

Указанные возражения представителя ответчика суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

В силу ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

На основании ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденному постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 года № 150-I администрация городского округа в лице ее органов и подразделений реализует исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления, в том числе, планирование использования городских земель; рассмотрение в пределах своей компетенции земельных вопросов; организация работ по землеустройству, дача заключений по планам землеустроительных работ, проводимых на территории города.

Отнесение вопросов формирования земельных участков в пределах границ городского округа к компетенции администрации городского округа г. Воронеж представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал.

В соответствии с пп. 1 и 3 ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Конституция РФ (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Общий порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен ст. ст. 28 - 38 ЗК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Законодательством РФ установлены категории граждан, наделенных правом бесплатного получения в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов.

Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

При этом, по смыслу указанной нормы предоставление в первоочередном порядке земельного участка (реализация права) не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий, включая наличии (либо отсутствие) у органа местного самоуправления свободных для предоставления сформированных земельных участков.

Суд также принимает во внимание, что из буквального понимания требований ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что разрешение требований о предоставлении инвалиду земельного участка в первоочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Кроме того, предметом рассматриваемого заявления являться проверка законности бездействия администрации городского округа г. Воронеж по неформированию земельного участка по обращению Лисицкого С.В., а не действия или решения о передачи земельного участка в собственность.

Соответственно, нахождение истца в списке граждан, имеющих право на предоставление земельных участков за № 302, правового значения не имеет, равно как и возражения ответчика в части сложностей при формировании свободных земельных участков, их поиска, что по существу относится к стадии исполнения решения суда.

Кроме того, представителем ответчика в силу положений ст. 56 ГПК РФ не представлено суду каких-либо убедительных доказательств отсутствия в пределах границ городского округа г. Воронеж свободных сформированных земельных участков для целей их предоставлениям лицам, указанным в Законе, а также документально подтвержденных объективных препятствий для их формирования.

Суд также принимает во внимание, что в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и администрацией городского округа город Воронеж о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа г. Воронеж, на администрацию городского округа г. Воронеж возложены обязанности по утверждению схем расположения земельных участков, пригодных для предоставления для индивидуального жилищного строительства; формированию перечня земельных участков, пригодных для предоставления для индивидуального жилищного строительства и направления его в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области ежеквартально (л.д. 39-41). Доказательств исполнения условий данного соглашения органом местного самоуправления в материалы дела также не представлено.

Ссылка представителей ответчика и третьего лица на нарушение очередности предоставления участков в случае удовлетворения исковых требований не принимается во внимание, поскольку в письменных ответах администрации городского округа г. Воронеж в адрес Лисицкого С.В. последнему предлагалось сформировать им участок в частном порядке, который, в дальнейшем, будет предоставлен заявителю. В тоже время в списке Управы Железнодорожного района г. Воронежа состоит с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, как отмечалось выше, предметом настоящего разбирательства требования о предоставлении Лисицкому С.В. земельного участка в собственность не являются, соответствующее решение уполномоченным органом не выносилось.

По мнению суда, с учетом оснований невозможности предоставления участка согласно ответам администрации городского округа г. Воронеж, реализации права истца на предоставление земельного участка (а изначально на формирование участка) не может быть постановлена в зависимость от реализации иными лицами аналогичного права во внесудебном (либо судебном) порядке.

Довод представителя ответчика о необходимости оставления заявления Лисицкого С.В. без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка, не соответствует обстоятельствам дела, установленным судом, поскольку в материалах дела имеются ответы заявителю из департамента градостроительства и архитектуры Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 88-89), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99), в которых разъяснены причины невозможности формирования для него земельного участка в настоящее время, сложности с их формированием.

Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации городского округа г. Воронеж по неформированию для Лисицкого С.В. земельного участка (по его обращениям) для целей дальнейшего предоставления в собственность в соответствии с Законом, нарушающим реализацию права заявителя на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Вместе с тем, требования Лисицкого С.В. о выделении земельный участок в собственности для индивидуального жилищного строительства в пределах границ городского округа г. Воронеж, возложении обязанности оформить необходимые документы для передачи в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для вынесения приказа о предоставлении земельного участка в собственность не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием в настоящего время сформированного для него земельного участка, без чего невозможно проведение дальнейшей процедуры предоставления земельного участка в собственность.

Кроме того, в силу п. 3.1.4 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжение государственным имуществом Воронежской области, в том числе, земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе город Воронеж отнесено к компетенции выше указанного исполнительного органа государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, а не администрации городского округа г. Воронеж. Указанное полномочие предоставлено уполномоченному органу также Законом Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ, статьей IV Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками, утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской обл. от ДД.ММ.ГГГГ .

Доказательств отказа ответчика оформить необходимые документы для передачи в департамент имущественных и земельных отношений <адрес> (после формирования земельного участка) в материалы дела не представлено, соответствующих решений администрацией городского округа г. Воронеж не принималось, а силу п. 1 ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежит нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы, которые имеют место на дату судебного заседания.

Соответственно, при обстоятельствах, установленных по делу, суд не усматривает нарушений прав Лисицкого С.В. с учетом отсутствия в период разбирательства дела у ответчика необходимого комплекта документов для передачи в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, включающего схему расположения земельного участка на кадастровом плане, решение об утверждении схемы расположения земельного участка, кадастрового плана и т.д.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194, 198, 254 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Лисицкого Сергея Васильевича к администрации городского округа г. Воронеж удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа г. Воронеж по неформированию земельного участка для предоставления Лисицкому Сергею Васильевичу для целей индивидуального жилищного строительства в пределах границ городского округа г. Воронеж.

Обязать администрацию городского округа г. Воронеж сформировать земельный участок для предоставления Лисицкому Сергею Васильевичу для целей индивидуального жилищного строительства в пределах границ городского округа г. Воронеж.

В остальной части заявления отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья      Панин С.А.

Копия верна

Судья:

Секретарь:

№ 2-2068/11           КОПИЯ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2011 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Панина С.А.,

при секретаре Ряскиной О.С.,

с участием:

представителя заявителя Лисицкого С.В. по доверенности Васневой Е.Н.,

представителя органа местного самоуправления, чье бездействие оспаривается - администрации городского округа г. Воронеж по доверенности Бахтиной И.В.,

представителя заинтересованного лица Управы Железнодорожного района городского округа г. Воронеж по доверенности Радченко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лисицкого Сергея Васильевича к администрации городского округа г. Воронеж о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по формированию и выделению земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в пределах границ городского округа г. Воронеж, возложении обязанности сформировать и выделить земельный участок в собственности для индивидуального жилищного строительства в пределах границ городского округа г. Воронеж, возложении обязанности оформить необходимые документы для передачи в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для вынесения приказа о предоставлении земельного участка в собственность,

установил:

Заявитель Лисицкий С.В. обратился в суд с заявлением к администрации городского округа город Воронеж, департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании их бездействия незаконными, возложении обязанности на администрацию городского округа город Воронеж сформировать земельный участок для индивидуального жилищного строительства, оформив все необходимые документы для передачи в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, возложении обязанности на департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области принять распоряжение о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, сформированного в городском округе город Воронеж. В обоснование иска Лисицкий С.В. указал, что он является ветераном боевых действий, инвалидом <данные изъяты> группы; на основании постановления Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ он был утвержден в списках граждан на бесплатное получение земельных участков в собственность на территории городского округа город Воронеж; истец неоднократно письменно и устно я обращался в Управу Железнодорожного района, администрацию городского округа город Воронеж, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области на предмет выделения земельного участка на льготных основаниях, однако предоставлении участка было отказано по причине отсутствия сформированных земельных участков на территории городского округа город Воронеж, администрацией городского округа г. Воронеж было рекомендовано сформировать земельный участок под индивидуальное жилищное строительство в частном порядке; по мнению истца, бездействием ответчиком по непринятию решения о предоставлении в собственность земельного участка, нарушаются его права, предоставленные ЗК РФ и Законом Воронежской области «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» (л.д. 4-5).

Определением от 19.05.2011 года к производству суда принято уточненное заявление Лисицкого С.В., в котором последний просил суд признать незаконными отказ администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ /ПГПЗ, от ДД.ММ.ГГГГ в выделении земельного участка, а также отказ в предоставлении информации о наличии земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, пригодных (свободных) для предоставления для индивидуального жилищного строительства; обязать администрацию городского округа город Воронеж выделить и сформировать земельный участок истцу для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке; обязать администрацию городского округа город Воронеж оформить необходимые документы для передачи в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для вынесения приказа о предоставлении земельного участка истцу (л.д. 33-36, 44).

Определением суда от 19.05.2011 года производство по делу в части требований к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области прекращено в связи с отказом от требований к указанному ответчику (л.д. 43, 45).

Определением от 15.08.2011 года к производству суда принято уточненное заявление Лисицкого С.В., в котором истец просил суд признать незаконным бездействие администрации городского округа г. Воронеж, выразившееся в непринятии мер по формированию и выделению земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в пределах границ городского округа г. Воронеж; возложить обязанность сформировать и выделить земельный участок в собственности истцу для индивидуального жилищного строительства в пределах границ городского округа г. Воронеж; возложить обязанность оформить необходимые документы для передачи в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для вынесения приказа о предоставлении земельного участка в собственность истцу (л.д. 67-71, 80).

В судебном заседании представитель заявителя Лисицкого С.В. по доверенности Васнева Е.Н. просила уточненные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в уточненном заявлении.

В судебном заседании представитель органа местного самоуправления, чье бездействие оспаривается - администрации городского округа г. Воронеж по доверенности Бахтина И.В. против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 85-86), считала, что заявление подлежит оставлению без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управы Железнодорожного района городского округа г. Воронеж по доверенности Радченко Н.В. считала требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 42, 51-53).

Заявитель Лисицкий С.В. о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 82).

Заинтересованное лицо департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, причины неявки суду не известны.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит, что заявление подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Лисицкий С.В. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии БК от ДД.ММ.ГГГГ, а также инвалидом <данные изъяты> группы, что следует из копии удостоверения серии Р от справки МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15, 113).

Согласно доверенности от ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 19).

Постановлением Управы Железнодорожного района г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 4 Правил, утвержденного постановлением главы городского округа г. Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ , были утверждены списки граждан, подавших заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства до принятия постановления главы администрации городского округа г. Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ ; за в указанном списке значится Лисицкий С.В. (с учетом изменения нумерации согласно постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 16, 26-27, 37-38).

Согласно сведениям из Управления Росреестра по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ года по данным ЕГРП за Лисицким С.В. права на объекты недвижимости на территории <адрес> не зарегистрированы (л.д. 14).

Аналогичные сведения указаны в ответе Управления Роснедвижимости по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обращался в Управу Железнодорожного района г. Воронежа с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства (л.д. 60).

Согласно ответу департамента градостроительства и архитектуры Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ на обращение заявителя, указано об отсутствии в настоящее время свободных территорий для формирования земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (л.д. 10-11).

Согласно ответу того же структурного подразделения администрации городского округа г. Воронеж от 23.12 2010 года в ответ на обращение Лисицкого С.В. о возможности формирования земельного участка по индивидуального жилищного строительства, указано, что им осуществляются работы по возможному формированию территорий по индивидуальное жилищное строительство в <адрес> в р.<адрес>; с учетом дефицита земельных участков истцу было предложено сформировать земельный участок в частном порядке в зонах сложившейся индивидуальной застройки (л.д. 6-7).

В ответе департамента имущественных и земельных отношений воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу было указано об отсутствии в распоряжении департамента свободных земельных участков для индивидуального жилищного строительства; соответствующей заявление Лисицкого С.В. было передано главе администрации городского округа г. Воронеж для разрешения по существу (л.д. 9).

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ департамент градостроительства и архитектуры Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж указал, что ранее поданное истцом обращение о формировании земельного участка было рассмотрено, о чем дан ответ ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99).

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие) (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").

Статьи 12, 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 года № 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (далее - Закон), регламентируют порядок бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков и категории граждан, имеющих на это право.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом имеют, в том числе, граждане, граждане, на которых распространяются меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", относящиеся к категории ветеранов боевых действий, а также инвалиды.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 12 Закона земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона Воронежской области. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных статьями 8, 9 и 10 настоящего Закона Воронежской области и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и по желанию граждан по одному из следующих видов землепользования в соответствии с действующим законодательством: индивидуальное жилищное строительство; ведение садоводства; ведение огородничества; ведение личного подсобного хозяйства.

В силу п. 6 ст. 13 Закона при осуществлении исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ, учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, земельные участки предоставляются гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 13.11.2008 года № 1536 утверждены Правила учета граждан, обратившихся для постановки на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность, на территории городского округа город Воронеж, в рамках которых истец был включен в списки лиц, поставленных в очередь на получение земельного участка.

Факт наличия у истца право на получение земельного участка бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства представитель администрации городского округа г. Воронеж в судебном заседании не оспаривал, однако ссылался на отсутствие на дату судебного заседания сформированного земельного участка, который мог быть предоставлен Лисицкому С.В., а также нарушение очередности предоставления участков в случае удовлетворения исковых требований.

Указанные возражения представителя ответчика суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

В силу ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

На основании ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденному постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 года № 150-I администрация городского округа в лице ее органов и подразделений реализует исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления, в том числе, планирование использования городских земель; рассмотрение в пределах своей компетенции земельных вопросов; организация работ по землеустройству, дача заключений по планам землеустроительных работ, проводимых на территории города.

Отнесение вопросов формирования земельных участков в пределах границ городского округа к компетенции администрации городского округа г. Воронеж представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал.

В соответствии с пп. 1 и 3 ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Конституция РФ (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Общий порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен ст. ст. 28 - 38 ЗК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Законодательством РФ установлены категории граждан, наделенных правом бесплатного получения в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов.

Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

При этом, по смыслу указанной нормы предоставление в первоочередном порядке земельного участка (реализация права) не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий, включая наличии (либо отсутствие) у органа местного самоуправления свободных для предоставления сформированных земельных участков.

Суд также принимает во внимание, что из буквального понимания требований ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что разрешение требований о предоставлении инвалиду земельного участка в первоочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Кроме того, предметом рассматриваемого заявления являться проверка законности бездействия администрации городского округа г. Воронеж по неформированию земельного участка по обращению Лисицкого С.В., а не действия или решения о передачи земельного участка в собственность.

Соответственно, нахождение истца в списке граждан, имеющих право на предоставление земельных участков за № 302, правового значения не имеет, равно как и возражения ответчика в части сложностей при формировании свободных земельных участков, их поиска, что по существу относится к стадии исполнения решения суда.

Кроме того, представителем ответчика в силу положений ст. 56 ГПК РФ не представлено суду каких-либо убедительных доказательств отсутствия в пределах границ городского округа г. Воронеж свободных сформированных земельных участков для целей их предоставлениям лицам, указанным в Законе, а также документально подтвержденных объективных препятствий для их формирования.

Суд также принимает во внимание, что в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и администрацией городского округа город Воронеж о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа г. Воронеж, на администрацию городского округа г. Воронеж возложены обязанности по утверждению схем расположения земельных участков, пригодных для предоставления для индивидуального жилищного строительства; формированию перечня земельных участков, пригодных для предоставления для индивидуального жилищного строительства и направления его в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области ежеквартально (л.д. 39-41). Доказательств исполнения условий данного соглашения органом местного самоуправления в материалы дела также не представлено.

Ссылка представителей ответчика и третьего лица на нарушение очередности предоставления участков в случае удовлетворения исковых требований не принимается во внимание, поскольку в письменных ответах администрации городского округа г. Воронеж в адрес Лисицкого С.В. последнему предлагалось сформировать им участок в частном порядке, который, в дальнейшем, будет предоставлен заявителю. В тоже время в списке Управы Железнодорожного района г. Воронежа состоит с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, как отмечалось выше, предметом настоящего разбирательства требования о предоставлении Лисицкому С.В. земельного участка в собственность не являются, соответствующее решение уполномоченным органом не выносилось.

По мнению суда, с учетом оснований невозможности предоставления участка согласно ответам администрации городского округа г. Воронеж, реализации права истца на предоставление земельного участка (а изначально на формирование участка) не может быть постановлена в зависимость от реализации иными лицами аналогичного права во внесудебном (либо судебном) порядке.

Довод представителя ответчика о необходимости оставления заявления Лисицкого С.В. без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка, не соответствует обстоятельствам дела, установленным судом, поскольку в материалах дела имеются ответы заявителю из департамента градостроительства и архитектуры Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 88-89), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99), в которых разъяснены причины невозможности формирования для него земельного участка в настоящее время, сложности с их формированием.

Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации городского округа г. Воронеж по неформированию для Лисицкого С.В. земельного участка (по его обращениям) для целей дальнейшего предоставления в собственность в соответствии с Законом, нарушающим реализацию права заявителя на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Вместе с тем, требования Лисицкого С.В. о выделении земельный участок в собственности для индивидуального жилищного строительства в пределах границ городского округа г. Воронеж, возложении обязанности оформить необходимые документы для передачи в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для вынесения приказа о предоставлении земельного участка в собственность не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием в настоящего время сформированного для него земельного участка, без чего невозможно проведение дальнейшей процедуры предоставления земельного участка в собственность.

Кроме того, в силу п. 3.1.4 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжение государственным имуществом Воронежской области, в том числе, земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе город Воронеж отнесено к компетенции выше указанного исполнительного органа государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, а не администрации городского округа г. Воронеж. Указанное полномочие предоставлено уполномоченному органу также Законом Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ, статьей IV Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками, утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской обл. от ДД.ММ.ГГГГ .

Доказательств отказа ответчика оформить необходимые документы для передачи в департамент имущественных и земельных отношений <адрес> (после формирования земельного участка) в материалы дела не представлено, соответствующих решений администрацией городского округа г. Воронеж не принималось, а силу п. 1 ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежит нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы, которые имеют место на дату судебного заседания.

Соответственно, при обстоятельствах, установленных по делу, суд не усматривает нарушений прав Лисицкого С.В. с учетом отсутствия в период разбирательства дела у ответчика необходимого комплекта документов для передачи в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, включающего схему расположения земельного участка на кадастровом плане, решение об утверждении схемы расположения земельного участка, кадастрового плана и т.д.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194, 198, 254 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Лисицкого Сергея Васильевича к администрации городского округа г. Воронеж удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа г. Воронеж по неформированию земельного участка для предоставления Лисицкому Сергею Васильевичу для целей индивидуального жилищного строительства в пределах границ городского округа г. Воронеж.

Обязать администрацию городского округа г. Воронеж сформировать земельный участок для предоставления Лисицкому Сергею Васильевичу для целей индивидуального жилищного строительства в пределах границ городского округа г. Воронеж.

В остальной части заявления отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья      Панин С.А.

Копия верна

Судья:

Секретарь:

1версия для печати

2-606/2011 ~ М-560/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Лисицкий Сергей Владимирович
Ответчики
Администрация городского округа г. Воронеж
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области
Управа Железнодорожного района городского округа город Воронеж
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Панин Сергей Анатольевич
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
14.03.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2011Передача материалов судье
18.03.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2011Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.04.2011Предварительное судебное заседание
19.05.2011Предварительное судебное заседание
03.08.2011Предварительное судебное заседание
18.08.2011Судебное заседание
19.08.2011Судебное заседание
19.10.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2012Дело оформлено
09.02.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее