Дело № 2-497/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2014 года <адрес> края
Бикинский городской суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Андреевой Е.Э.,
при секретаре Храповой А.Ю.,
с участием представителя администрации Бикинского муниципального района
Богдашкиной ФИО8 помощника Бикинского городского прокурора Варфоломеева
И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <адрес> об оспаривании решения должностного лица-представления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратилась в суд с заявлением об оспаривании представления об устранении нарушения законодательства о рекламе на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ год <адрес> вынесенного <данные изъяты> ссылаясь на то, что данное представление нарушает право администрации Бикинского муниципального района решать вопросы местного значения по выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».
Как указано в заявлении, в результате проверки соблюдения администрацией <данные изъяты> законодательства о рекламе на территории Бикинского муниципального района Бикинским городским прокурором выявлены нарушения норм Федерального закона № «О рекламе» ( в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 98-ФЗ), а именно установлено, что в нарушение ст. 19 Закона и.о. главы администрацией ФИО2 выданы предписания на демонтаж рекламных конструкций (штендеров) № 3, 5, 8 от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что отсутствует разрешение органа местного самоуправления, поскольку положения ст. 19 ФЗ « О рекламе», в части получения разрешения органа местного самоуправления на его размещение, а также положения, касающиеся порядка заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по результатам проведения торгов, не применяются к выносным штендерам.
Прокурором установлено, что причиной указанных нарушений является низкое знание Федерального закона « О рекламе»
По данному представлению Бикинский городской прокурор требует:
- принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих;
-решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства;
- с целью участия прокурора в рассмотрении представления известить прокурора о времени и месте его рассмотрения;
- о результатах рассмотрения представления уведомить прокурора в установленный законом месячный срок.
Разъяснена ответственность, предусмотренная ст. 17.7 КоАП РФ, и предупреждено о недопустимости неисполнения в срок законных требований прокурора.
По утверждению заявителя, данное представление противоречит действующему законодательству, так как прокурор ошибочно полагает, что распространителям рекламы, способом установки штендера, разрешения от уполномоченного органа на его установку не требуется. Данный вывод, по мнению заявителя, противоречит положениям статей 3, 19 ФЗ « О рекламе», следовательно, требования, содержащиеся в представлении- акте прокурорского реагирования, не являются законными и находятся вне правого поля ФЗ « О рекламе».
В судебном заседании представитель <адрес> - Богдашкина ФИО9, действующая по доверенности от 10.01.2014г., поддержала доводы, изложенные в заявлении, и просила заявление удовлетворить.
В судебном заседании помощник <адрес> ФИО4 утверждал о законности представления. В своих письменных возражениях на заявление администрации указал, что в соответствии с нормой закона о рекламе в отношении выносного штендера не распространяются положения Федерального закона «О рекламе», касающиеся порядка заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а, следовательно, распространителям рекламы способом установки штендера разрешения от уполномоченного органа на его установку не требуется.
Кроме того, полагает, что указанное представление прокурора не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает и само по себе не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы органа или должностного лица, которым оно вынесено.
Бикинский городской прокурор также полагает, что у заявителя не имеется законных оснований для обращения в суд в порядке ст. 254 ГПК РФ, и в принятии заявления <данные изъяты> суд обязан был отказать.
Выслушав объяснения представителя заявителя, помощника <данные изъяты>, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 и ст. 254 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к должностным лицам, решения, действия (бездействия) которых могут быть оспорены про правилам главы 25 ГПК, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представления об устранении нарушений закона вносятся прокурором или его заместителем в орган должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежат безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Учитывая, что неисполнение представления прокурора органом или должностным лицом, в адрес которых оно вынесено, может послужить основанием для привлечения лица к административной ответственности, такое представление по своей правовой природе не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренной главой 25 ГПК РФ.
Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых вынесено представление, считает, что представление прокурора нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод либо возлагает на него незаконно какие-либо обязанности, то они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, а суд должен рассмотреть такое заявление по существу.
Судом установлено, что Бикинским городским прокурором проведена проверка соблюдения администрацией <данные изъяты> законодательства о рекламе на территории Бикинского муниципального района и ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление № об устранении нарушений законодательства РФ.
Исходя из текста представления, Бикинским городским прокурором установлено, что в нарушение ст. 19 Федерального закона «О рекламе» и.о. главы администрации ФИО2 выданы предписания на демонтаж рекламных конструкций (штендеров) № 3, 5, 8 от ДД.ММ.ГГГГ из-за отсутствия разрешения органа местного самоуправления, поскольку положения ст. 19 ФЗ « О рекламе», в части получения разрешения органа местного самоуправления на его размещение, а также касающиеся порядка заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по результатам торгов, не применяются к выносным штендерам.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается не на заявителя, а на органы и должностных лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи
Как следует из акта проверки установленных рекламных конструкций на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, должностным лицом, осуществляющим проверку установленных рекламных конструкций- главным специалистом отдела строительства и архитектуры администрации Бикинского муниципального района ФИО5 выявлены факты нарушения порядка установки рекламных конструкций, а именно: в нарушение п. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе», самовольно установлены рекламные конструкции: 1. банер, принадлежащий ИП ФИО6, адресный ориентир <адрес> от столба электроосвещения к дому № по <адрес>, содержащий информацию «о предоставлении услуги «Шиномонтаж»», адресованной неопределенному кругу лиц и направленный на привлечение внимания к объекту рекламирования; 2. штендер, принадлежащий ФИО10 адресный ориентир <адрес>, содержащий информацию « О наличии товара: диски в формате dvd, mp3, о предоставлении услуги по заправке картриджей, изготовления фотографий, указан ориентир – 2 этаж», адресованной неопределенному кругу лиц или направленный на привлечение внимания к объекты рекламирования; 3. штендер, принадлежащий ФИО11», адресный ориентир <адрес> (рядом с офисным зданием) содержащий информацию «о том, что здесь можно заказать энергосберегающие окна Renau», адресованный неопределенному кругу лиц и направленный на привлечение внимания к объекту рекламирования. В соответствии с ч. 9 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» разрешения на установку и эксплуатацию вышеуказанных рекламных конструкций администрацией <данные изъяты> не выдавались ИП ФИО6, ФИО12 «ФИО13
В соответствии с п. 10 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» установка рекламной конструкции без разрешения ( самовольная установка) не допускается.
Согласно предписанию на демонтаж рекламной конструкции № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выявлено нарушение порядка установки конструкции, а именно, самовольно установленная рекламная конструкция- банер; владельцу рекламной конструкции ДД.ММ.ГГГГ» предписано в течение 30 дней после получения настоящего предписания демонтировать самовольно установленную рекламную конструкцию Банер от столба электроосвещения к дому № <адрес> с приведением территории в первоначальное состояние и восстановлением благоустройства.
Согласно предписанию на демонтаж рекламной конструкции № от ДД.ММ.ГГГГ года, Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выявлена самовольно установленная рекламная конструкция – штендер; владельцу рекламной конструкции <адрес>» предписано в течение 30 дней после получения настоящего предписания демонтировать самовольно установленную рекламную конструкцию - штендер, установленный по адресу: <адрес> (рядом с офисным зданием) с приведением территории в первоначальное состояние и восстановлением благоустройства.
Согласно предписанию на демонтаж рекламной конструкции № от ДД.ММ.ГГГГ года, Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выявлено нарушение порядка установки конструкции, а именно самовольно установленная рекламная конструкция; владельцу рекламной конструкции ИП «Тарасенко» предписано в течение 30 дней после получения настоящего предписания демонтировать самовольно установленную рекламную конструкцию- выносной штендер рядом с магазином «Фристайл» по <адрес> с приведением территории в первоначальное состояние и восстановлением благоустройства.
В соответствии с п. 15.1 Устава Бикинского муниципального района <адрес>, к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 206 года № 38-ФЗ « О рекламе».
Согласно п. 1.1. административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций», утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и размещенного на официальном сайте сети –интернет «<адрес> района», разработан в целях оптимизации и повышения качества предоставления и доступности муниципальной услуги, создания комфортных условий для получения муниципальной услуги. Административный регламент определяет порядок, сроки и последовательность муниципальной услуги, порядок взаимодействий между органами, организациями и должностными лицами, физическими лицами, обратившихся с заявлением о предоставлении муниципальной услуги.
Согласно п. 1.2 указанного регламента заявителями на предоставление муниципальной услуги могут быть физическое или юридическое лиц, с запросом о предоставлении муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Согласно п. 2.3 указанного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является: выдача разрешения на установку рекламной конструкции, мотивированный отказ в выдаче разрешения, аннулирование разрешения на установку рекламной конструкции, выдача предписания о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций.
С учетом положений ст. 19 Федерального закона «О рекламе» понятием «рекламная конструкция» охватываются все виды размещения наружной рекламы, указанные в п. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе», и данный перечень носит открытый характер в отношении иных технических средств стабильного территориального размещения.
Техническое средство- штендер обладает признаками рекламной конструкции, поскольку размещается с целью распространения наружной рекламы и привлечения внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования.
По смыслу статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция может быть как постоянной, так и временной, что отражено в пункте 5 статьи 19 названного Закона.
Законодательство о рекламе не содержит расшифровки термина "средство стабильного территориального размещения". Вместе с тем, как техническое средство, штендер, как правило, представляет собой два щита, скрепленных металлическим каркасом, обладает признаками рекламной конструкции, поскольку размещается с целью распространения наружной рекламы.
Поэтому штендер по своей форме следует отнести к щитам, прямо предусмотренным пунктом 1 статьи 19 Закона о рекламе.
Кроме того, статья 19 Закона о рекламе содержит прямое указание, на какие случаи размещения рекламы не распространяется требование о получении разрешения. В этот перечень входят конструкции, специально не предназначенные для рекламы, реклама на которых размещена попутно их основному назначению.
Согласно п. 23 ст. 19 Закона о рекламе установлено, что требования указанной нормы права в части получения разрешений не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики в случае размещения рекламы непосредственно на указанных объектах (без использования конструкций и приспособлений, предназначенных только для размещения рекламы).
Таким образом, искусственное выделение штендеров в качестве особого способа распространения рекламы, не подпадающего под действие федерального закона и местных нормативных актов, противоречит положениям Закона о рекламе и принципам правового регулирования.
Кроме того, имеется обширная устоявшаяся судебная практика по делам о привлечении к административной ответственности за установку штендеров без соответствующих разрешений. В связи с этим недопустима различная правовая оценка идентичных правоотношений в рамках рассмотрения разных категорий дел.
Учитывая вышеизложенное и приведенные нормы законодательства, суд принимает доводы заявителя о том, что представление <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № противоречит действующему законодательству, требования заявителя являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Не соответствующее закону представление не влечет правовых последствий и не подлежит исполнению лицами, в отношении которых оно внесено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░ 2014 ░.