Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2014 года город Павлово
Павловский городской суд Нижегородской области
В составе:
Председательствующего судьи: Гороховой О.В.
С участием прокурора: Ягодиной Ж.Е.
При секретаре: Квасовой М.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловского городского прокурора Нижегородской области Каширникова А.В. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО г. Горбатов признании бездействия по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов незаконным, о возложении обязанности в срок до 01 октября 2014 года провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов,
У С Т А Н О В И Л:
Павловский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО г. Горбатов признании бездействия по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов незаконным, о возложении обязанности в срок до 01 октября 2014 года провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов.
В обоснование иска указано.
Павловской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления Павловского района.
В ходе проведения проверки установлено следующее.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Статьей 1 Федерального закона от 25.12. 2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что противодействие коррупции- это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ « О противодействии коррупции», профилактика коррупции осуществляется путем применения таких основных мер как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об агтикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами- в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
При этом, согласно ст.4 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», выявленные в нормативных правовых актах ( проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Согласно ч.3 ст.7 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 №20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» предусмотрено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов ( проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 14 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 №20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, вправе устанавливать порядок проведения и проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов.
Решением администрации муниципального образования г. Горбатов Павловского муниципального района Нижегородской области утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образовании г. Горбатов и их проектов.
Согласно п.1.2 указанного Порядка антикоррупционная экспертизы проводится в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Калининский сельсовет, подведомственных им учреждений и предприятий, а также в деятельности лиц, замещающих должности муниципальной службы муниципального образования г. Горбатов.
В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории муниципального образования г. Горбатов нормативно-правовых актов не проводится. Так, администрацией муниципального образования г.Горбатов антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов, принятых в 2014 году, не проводилась.
Согласно п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона «О муниципальной службе», муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение.
В соответствии со ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга.
Просит признать бездействие администрации муниципального образования г. Горбатов по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования г. Горбатов в срок до 01 октября 2014 года провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов, принятых за истекший период 2014 года.
В судебном заседании истец в лице Ягодиной Ж.Е. свои исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Ответчик представитель администрации МО г. Горбатов в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, решение вопроса оставляют на усмотрение суда.Суд выслушав стороны, исследовав материалы по делу, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно статьи 2 указанного Закона одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
В силу пп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 3 указанного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Проведение такой экспертизы закрепляется для всех органов власти, уполномоченных принимать нормативные правовые акты. Проведение экспертизы позволяет контролировать содержание нормативных правовых актов не только на стадии их подготовки (проекта), но и в период их действительного применения.
Согласно статье 4 данного Закона выявленные в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составленном при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 Федерального закона.
Требования Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и проектов нормативных правовых актов" носят для органа местного самоуправления не рекомендательный, а обязательный характер.
В пункте 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямо установлено, что представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.
То обстоятельство, что в соответствии со ст. 9.1 Закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре" на прокуроров возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов не исключает и не подменяет обязанность представительных органов местного самоуправления проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых нормативных правовых актов, возложенную на них Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Кроме того, согласно сообщения администрации МО г. Горбатов от 17 июня 2014 года N 251, экспертиза нормативных правовых актов и проектов за истекший период 2014 года не проводилась.
Поскольку указанные обстоятельства являются прямым нарушением закона, то суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора и обязать проводить в соответствии с требованиями действующего законодательства антикоррупционную экспертизу принимаемых проектов нормативных правовых актов, с целью чего определить орган и должностное лицо, ответственные за проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Руководствуясь ст.194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 2014 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░