Дело № 2-987/2022
УИД 61RS0023-01-2021-011474-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2022 года г. Шахты, Ростовской области
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Сухова О.А., при секретаре Ефимовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Козенко Е.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, к Администрации г.Шахты, третьи лица - Козенко С.Г., Министерство энергетики РФ об установлении факта постоянного проживания, об обязании включить в списки на предоставление социальных выплат для приобретения жилья и заключить договор на предоставление социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Козенко С.Г. обратился в Шахтинский городской суд с иском к Администрации г.Шахты, третьи лица на стороне истца - Козенко Е.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, третье лицо на стороне ответчика - Министерство энергетики РФ об установлении факта постоянного проживания, об обязании включить в списки на предоставление социальных выплат для приобретения жилья и заключить договор на предоставление социальной выплаты.
Определением Шахтинского городского суда от 09.03.2022 производство по делу по вышеуказанному иску Козенко С.Г. прекращено в связи с его отказом от исковых требований.
Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Козенко Е.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, обратилась в суд с иском к Администрации г.Шахты, третьи лица - Козенко С.Г., Министерство энергетики РФ об установлении факта постоянного проживания, об обязании включить в списки на предоставление социальных выплат для приобретения жилья и заключить договор на предоставление социальной выплаты.
В обоснование исковых требований Козенко Е.С. сослалась на то, что она является собственником ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи дома от 30.07.2014, проживает в указанном домовладении с членами своей семьи - несовершеннолетними детьми ФИО2 и ФИО3, которые также являются собственниками названного жилого дома по ? доле за каждым.
? доля указанного жилого дома принадлежит ее бывшему супругу Козенко С.Г.
Жилой дом по адресу: <адрес> является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на шахте Нежданной и Южной ОАО «Ростовуголь», с 03.08.2021 на основании постановления Администрации г.Шахты №2378, вынесенного в том числе на основании отчета, выполненного СКФ ООО МНЦ «Геомех» о степени влияния горных работ ликвидированных шахт ОАО «Ростовуголь» на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно техническому заключению МУП г.Шахты «БТИ» здание дома имеет 73% износа, несущие строительные конструкции дома находятся в аварийном состоянии, проведение мероприятий по восстановлению и усилению строительных конструкций дома невозможно.
Предоставив требуемый пакет документов, Козенко С.Г. обратился в Администрацию г.Шахты с заявлением о переселении его, а также Козенко Е.С. и детей из ветхого жилья за счет межбюджетных трансфертов федерального бюджета, однако письмом от 19.07.2021 Администрацией г. Шахты отказано в этом со ссылкой на то, что оснований для включения их в списки граждан, подлежащих переселению, нет.
На основании изложенного, Козенко Е.С. просит суд установить факт проживания Козенко Е.С. и несовершеннолетних детей по адресу: <адрес>, с сентября 2012 г. и по настоящее время; обязать Администрацию г. Шахты включить Козенко Е.С., ФИО2 и ФИО3 в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах; по включении их семьи в списки на переселение обязать Администрацию г.Шахты заключить с Козенко Е.С. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья семье Козенко Е.С. в количестве 3 человек за счет средств, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности» из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи.
Представитель Козенко Е.С. - Яценко Н.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель Администрации г. Шахты в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка.
Третье лицо - Козенко С.Г. в судебное заседание не явился, в представленном письменном заявлении с исковыми требованиями Козенко Е.С. согласен.
Представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в ранее представленном письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, правовые основания для включения семьи Козенко в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, отсутствуют.
Выслушав представителя Козенко Е.С., изучив материалы дела, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого.
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13 июля 2005 года утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, устанавливающие порядок и условия предоставления за счет средств федерального бюджета субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков на условиях использования субвенций органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансирование мероприятий, предусмотренных п. 5 Правил.
Согласно п. 5, 8 Правил субвенции направляются, в том числе на финансирование сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, а также на оказание содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков.
Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Анализ вышеуказанных актов позволяет сделать вывод, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника. Указанная социальная гарантия направлена на обеспечение переселения граждан, проживающих в ветхих домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ, а также на реализацию мероприятий по обеспечению занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза) утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением "ГУРШ при Минэнерго России от 01.11.2001 г. №308 (с изменениями от 27.06.2002 г.) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
По смыслу данной нормы для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.
В соответствии с п.1, п.2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд также рассматривает дела об установлении и других имеющих юридическое значение фактов.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из материалов дела следует, что в период с 12.10.2007 по 13.03.2019 Козенко С.Г. и Козенко Е.С. находились в зарегистрированном браке.
07.07.2008 Козенко Е.С. заключен предварительный договор купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>; по договору купли-продажи от 30.07.2014 данный жилой дом был приобретен Козенко Е.С. на средства материнского капитала.
30.04.2015 Козенко Е.С. по договору дарения доли недвижимого имущества подарила ? доли жилого дома по адресу: <адрес> Козенко С.Г. и несовершеннолетним детям ФИО3 и ФИО2 по ? доле каждому.
С 18.05.2015 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит Козенко С.Г., Козенко Е.С. и их несовершеннолетним детям ФИО2 и ФИО3 по ? доле за каждым.
По сведениям МБДОУ №78 г.Шахты от 31.01.2022, ФИО13 в период с 03.09.2012 по 29.05.2015, а ФИО3 в период с 03.09.2012 по 31.05.2016 посещали указанное дошкольное учреждение.
Согласно справкам МБОУ г.Шахты «Средняя общеобразовательная школа №8» от 31.01.2022, ФИО2 обучалась с указанном образовательном учреждении в период с 12.08.2015 до 24.08.2016; ФИО1 прошел дополнительную подготовку «Школа будущего первоклассника» в период с 10.10.2015 по 24.05.2016.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО7 пояснила, что является соседкой семьи Козенко, эта семья переехала жить в <адрес> в 2012 г., дети с этого адреса ходили в детский сад, школу. В доме они проживают по настоящее время, дом кирпичный, низкий, в нем они производили косметический ремонт, но дом слишком ветхий.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО8 пояснила, что семью Козенко знает, они проживают в доме по <адрес> с 2012 г., внуки свидетеля ходили вместе в детский сад, школу. Свидетель заходила в дом <адрес>, когда семья Козенко его купила. Козенко проживает с детьми в доме по настоящее время, пытаются за домом ухаживать, но тщетно, так как дом ветхий. До настоящего времени дети учатся в школе.
На основании изложенного суд полагает установить факт проживания ФИО1, несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 в жилом доме по адресу: <адрес> в период с сентября 2012 г. и по настоящее время.
На обращение Козенко С.Г. (бывший супруг) в Администрацию г.Шахты по вопросу переселения из названного дома, письмом от 19.07.2021 было отказано со ссылкой на то, что Министерством энергетики РФ включение в списки граждан не рассматривается в связи с выходом постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2016 №976 «О внесении изменений в пункт 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости шахтерских городов и поселков». У Администрации г.Шахты отсутствуют правовые основания для включения семьи Козенко в списки граждан, проживающих в ветхих жилых домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности.
Однако, как следует из сведений из ЕГРН, иного жилья, принадлежащего на праве собственности, Козенко Е.С. и ее несовершеннолетним детям - ФИО2 и ФИО3 нет.
Суд полагает, что для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье.
Заключением ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» №227 от 10.06.2021 жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированных шахт ОАО «Ростовуголь».
Заключением МВК №36 от 06.07.2021 помещения жилого дома по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания в связи с тем, что основные конструктивные элементы жилого дома находятся в аварийном состоянии, имеют разрушения и повреждения, приводящие к деформации или образованию трещин, снижающих несущую способность и ухудшающих эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом в соответствии с требованиями, установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.
Постановлением Администрации г. Шахты от 03.08.2021 №2378, жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания.
Согласно редакции п.8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года N 428 (в ред. от 27 января 2009 года), действующей до 28.09.2016 г., когда Постановлением Правительства РФ в указанный пункт были внесены изменения, касающиеся введения исчерпывающего перечня оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Таким образом, на момент возникновения у Козенко Е.С. и её несовершеннолетних детей права на проживание с сентября 2012г. и по настоящее время по адресу: <адрес>, а также на момент приобретения за счет средств материнского капитала по договору купли-продажи от 30.07.2014 данного жилого дома действовала редакция п.8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года N 428, позволяющая ежегодно уточнять списки граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Судом установлено, что Козенко Е.С. с несовершеннолетними детьми проживали в доме с сентября 2012 г. и по настоящее время, в том числе и на дату признания жилого дома непригодным для проживания - 10.06.2021. Иного жилья, принадлежащего им на праве собственности, у них не имеется.
На основании изложенного суд полагает обязать Администрацию г. Шахты включить Козенко Е.С., несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах ОАО «Ростовуголь».
Согласно статье 5 Федерального закона N 81-ФЗ, статьям 6, 179 БК РФ, статье 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
Учитывая, что пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 81-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.
Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" предусмотрено, что орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по заключению договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков возложена на орган местного самоуправления, и отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат и заключение указанного договора.
Учитывая то обстоятельство, что жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Южная» в соответствии с заключением ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» №227 от 10.06.2021, а также признан непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Администрации г.Шахты от 03.08.2021 №2378; на день составления указанных заключения и постановления Козенко Е.С. с несовершеннолетними детьми были зарегистрированы в жилом доме по адресу: <адрес>, настоящим решением удовлетворен иск об обязании Администрации г. Шахты включить Козенко Е.С., несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, то суд полагает обязать Администрацию г.Шахты с момента включения Козенко Е.С., несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, заключить с Козенко Е.С. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на семью из 3-х человек за счет средств, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности» из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Установить факт проживания Козенко Е.С., несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в жилом доме по адресу: <адрес>, в период с сентября 2012 и по настоящее время.
Обязать Администрацию г.Шахты включить Козенко Е.С., несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах.
Обязать Администрацию г.Шахты с момента включения Козенко Е.С., несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах заключить с Козенко Е.С. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на семью из 3-х человек за счет средств, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности» из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца, начиная с 11.03.2022.
Судья: