КОПИЯ
Дело № 2-1389/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2020 года г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Гавриловой О.Н.,
при секретаре Сухановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минаевой В.А. к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о возложении обязанности,
установил:
Минаева В.А. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о возложении обязанности.
В обоснование иска указала, что постановлением Главы администрации Волоковского сельского округа № <номер> от <дата> установлена опека над несовершеннолетней Минаевой В.А., <дата> года рождения, опекуном несовершеннолетней назначена 6, проживающая по адресу: <адрес>. Одинокая мать 2 – 7 решением Смоленского районного суда Смоленской области лишена в отношении дочери родительских прав. Минаева В.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Согласно справке № <номер> С от <дата> следует, что объект, расположенный по адресу: <адрес>, в архивных материалах ОГБУ «Смоленское областное бюро технической инвентаризации» отсутствует. Истец не является ни собственником жилого помещения, ни нанимателем жилого помещения по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем в настоящее время проживает по договору найма жилого помещения по адресу: <адрес>, является студенткой РЭУ им. 8. Минаева В.А. не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. О наличии права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения истец узнала в январе 2020 года, после чего начала предпринимать меры по включению её в список, обращалась в Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области по вопросу обеспечения жилым помещением, где узнала, что в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она не включена. Так как на момент обращения Минаевой В.А. исполнилось 24 года, истцу было отказано во включении в список на предоставление жилого помещения, и предложено по данному вопросу обратиться в суд, поскольку достигнув возраста 23 лет, она утратила статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Истец имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку указанное право она не реализовала.
Просит обязать Департамент Смоленской области по образованию и науке выделить денежные средства для приобретения Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда с целью его последующего предоставления по договору специализированного жилого помещения Минаевой В.А.
Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в течение трех месяцев после выделения Департаментом Смоленской области по образованию и науке денежных средств приобрести и предоставить по договору найма специализированного жилого помещения Минаевой В.А. жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, общей и жилой площадью не ниже установленных социальных норм предоставления.
Протокольным определением Смоленского районного суда Смоленской области от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Волоковского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
Истец Минаева В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в иске, пояснив, что жилым помещением не обеспечена, снимает квартиру по адресу: <адрес>.
Представитель истца Минаевой В.А. – Лавриненко А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в иске, дополнительно пояснила, что о наличии у Минаевой В.А. права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений ей стало известно в январе 2020 года от другой девочки, которая находилась также как и Минаева В.А. под опекой и ей было предоставлено жилье. С письменным обращением в Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области по вопросу предоставления жилого помещения и включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей истец не обращалась, при устном обращении, Минаевой В.А. было разъяснено, что нет смысла обращаться с письменным заявлением, так как она уже достигла возраста 24 лет, рекомендовали обратиться в суд.
Представитель Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области Корниенко Л.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснив, что Минаева В.А. не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с заявлением о включении её в такой список, в период до достижения ею 23 лет, не обращалась. Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствующих своевременному обращению с соответствующим заявлением, истец не представила. Кроме того, имеется постановление Администрации Волоковского сельского округа от <дата> № <номер> о закреплении за несовершеннолетней Минаевой В.А. жилой площади по адресу: <адрес>, находящуюся на балансе ООО «Волоковское». Данное постановление истцом не оспорено, с заявлением о невозможности проживания в закрепленном за Минаевой В.А. жилом помещении, Минаева В.А. не обращалась. Также, в Смоленский районный суд Смоленской области обращался с исковым заявлением брат 2 – 11, в исковом заявлении он указывал, что кроме него по адресу: <адрес>зарегистрированы и проживают его мать, дядя и сестра Минаева В.А.
Представитель ответчика Департамента Смоленской области по образованию и науке в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента, направил в адрес суда отзыв на исковое заявление, в котором указано, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определены Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон №159-ФЗ). В соответствии с ч.1 ст.8 Закона №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Действия положений ст.8 Закона №159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями. Согласно ч.9 ст.8 Закона №159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст.8 Закона №159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, то есть Законом №159-ФЗ установлен предельный 23-летний возраст для включения в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Достижение определенного возраста должно расцениваться по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право, поскольку восстановление срока, необходимого для постановки на жилищный учет, законом не предусмотрено. Таким образом, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, установленные Законом №159-ФЗ, распространяются на детей-сирот до достижения ими возраста 23 лет. Быть обеспеченным жилым помещением в соответствии с Законом №159-ФЗ граждане старше 23 лет могут только в случае, если они обратились по вопросу реализации, но не реализовали имеющееся право до наступления этого возраста. Законом №159-ФЗ не предусмотрено приобретение права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения гражданами старше 23 лет. Наличие статуса «ребенка-сироты» или «ребенка, оставшегося без попечения родителей», само по себе, не подразумевает право на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. В настоящее время Минаева В.А., <дата> года рождения, достигла возраста 24 лет и в соответствии с законодательством к категории детей-сирот не относится (л.д.30-32).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Волоковского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Козлова Р.А. в судебном заседании пояснила, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из двух комнат, жилая площадь около 28 кв.м, в реестре муниципальной собственности поселения не значится, до <дата> года находилось на балансе ООО «Волоковское». В указанном жилом помещении зарегистрированы: <адрес> В.А., её брат 11, мать – 7 и дядя – 13 Минаева В.А., никогда не проживала в этой квартире, в настоящее время в квартире проживает только 13, дядя 2 В квартире нет никаких условий, отопление печное.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика Департамента Смоленской области по образованию и науке.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Во исполнение указанных государственных обязанностей в соответствии с п. 1 - 4 ст. 4 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству установлены обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий.
Органами опеки и попечительства, реализовывающими в силу ст.123 СК РФ, защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, должен осуществляться контроль за обеспечением социальных гарантий данной категории лиц.
В силу ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений п.1 ст.8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренном названной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
По смыслу приведенных норм при разрешении спора о предоставлении жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, юридически значимым обстоятельством является обеспеченность их жилыми помещениями. В случае отсутствия жилья правом на его получение обладают лица названной категории до 23 лет, а также по достижении 23 лет, если они до наступления указанного возраста встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Между тем формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложено на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст.8 данного закона).
Закон Смоленской области № 114-з от 29.11.2007 года «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями», в ред. Закона Смоленской области от 25.10.2017 № 111-з, наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области (далее также - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями (далее - государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями) (статья 1).
Исходя из данных норм, а также учитывая ч.3 ст.40 Конституции РФ и вышеприведенную правовую позицию Конституционного Суда РФ, возможность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовать свое право на обеспечение жилым помещением определяется действиями уполномоченных органов исполнительной власти, в связи с чем, факт того, что лицо указанной категории не обращалось с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье до 23 лет, не может являться безусловным основанием для отказа в обеспечении его жилым помещением по достижении указанного возраста.
Данные выводы также содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, согласно абз. 23 которого суд должен выяснить причины несвоевременной постановки лица указанной категории на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяют требования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обеспечении их вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
К числу таких причин в абз. 26 данного Обзора отнесено ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
В силу п. п. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» одной из основных задач органов опеки и попечительства является контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании установлено, что <дата> 7, <дата> года рождения, родила Минаеву В.А., отец не установлен (л.д.12, 24).
Постановлением Главы администрации Волоковского сельского округа от <дата> № <номер> 6 назначена опекуном над несовершеннолетней Минаевой В.А. (л.д.11).
7 лишена родительских прав в отношении дочери Минаевой В.А. на основании решения Смоленского районного суда Смоленской области от <дата>, вступившего в законную силу <дата> (л.д.13-14).
Минаева В.А. с <дата> зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.26).
Постановлением Главы администрации Волоковского сельского округа от <дата> № <номер> за Минаевой В.А. закреплена жилая площадь в размере 5 кв.м по адресу: <адрес>, находящуюся на балансе ООО «Волоковское» (л.д.40).
Согласно сведениям, предоставленным ОГБУ «Смоленское областное бюро технической инвентаризации», объект, расположенный по адресу: <адрес> архивных материалах отсутствует (л.д.10).
Согласно сведениям, предоставленным Администрацией Волоковского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> реестре муниципальной собственности поселения не значится, жилая площадь составляет 25 кв.м, количество комнат – 2, зарегистрированы по месту жительства: 7, <данные изъяты> года рождения, 13, <данные изъяты> года рождения, 2, <данные изъяты> года рождения, 11, <данные изъяты> года рождения (дело № <номер> л.д.31).
Согласно сведениям, предоставленным Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, объект недвижимого имущества – <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> реестре муниципального имущества муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области не числится (дело № <номер> л.д.32).
Сведения в ЕГРН в отношении <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, также отсутствуют (дело № <номер> л.д.34).
Как следует из объяснений истца в судебном заседании в <адрес> по адресу: <адрес> она никогда не жила, если только когда была совсем маленькая, но она этого не помнит. Со слов своего опекуна 6 ей известно, что проживать по адресу регистрации невозможно.
Как следует из письменных объяснений опекуна Минаевой В.А. – 6 и материалов дела, она с <данные изъяты> года являлась опекуном Минаевой В.А., которая проживала в семье своего опекуна по адресу: <адрес>. С <дата> года по <дата> год Минаева В.А. училась в МБОУ «<данные изъяты>» Смоленского района Смоленской области (л.д.69-72), с 2014 года по <дата> год получала среднее профессиональное образование в <данные изъяты> <данные изъяты>» (л.д.66-68), с <дата> года Минаева В.А. получает высшее образование в <данные изъяты>» (л.д.65), с <дата> работает у индивидуального предпринимателя 14 технологом (л.д.64), проживает по договору найма по адресу: <адрес>. В <адрес> всего три жилых дома, нет дорог, магазина и медицинского пункта. Минаевой В.А., она как опекун не разрешала приезжать по адресу регистрации, так как там проживали её бабушка и дедушка, которые были больны туберкулезом, а также мать, которая была лишена родительских прав в отношении 4, злоупотребляла спиртными напитками, приводила в дом разные компании, вела аморальный образ жизни. О том, что Минаева В.А. имеет право на получение жилого помещения ей было не известно, органы опеки не разъясняли о наличии такого права (л.д.59-60).
Из материалов гражданского дела № <номер> по иску 11 к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, 7, 2, 13 о возложении обязанности произвести принудительный обмен жилого помещения следует, что 11, который является братом Минаевой В.А. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором указал, что по адресу: <адрес> кроме него проживают и зарегистрированы его мать 7, дядя 13 и сестра 2 (дело № <номер> л.д.4).
Однако, из пояснений Главы муниципального образования Волоковского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Козловой Р.А. в судебном заседании следует, что жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрированы: 2, её брат 11, мать – 7 и дядя – 13 2, никогда не проживала в этой квартире, в настоящее время в квартире проживает только 13, дядя 2
В судебном заседании установлено, что Минаева В.А. не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Минаева В.А. с письменными обращениями в отдел опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области по вопросу предоставления жилого помещения и включения её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не обращалась (л.д.56).
При устном обращении в отдел опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, Минаевой В.А. было разъяснено, что нет смысла обращаться с письменным заявлением, так как она уже достигла возраста 24 лет, рекомендовали обратиться в суд, данный факт не оспаривался представителем ответчика Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области 10 в судебном заседании.
Исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что невыполнение органами, разрешающими вопросы по социальной поддержке детей-сирот, возложенных на них полномочий, необходимо расценить как обстоятельства, по которым истец не смогла своевременно реализовать право на получение жилого помещения. При этом достижение Минаевой В.А. 23-летнего возраста само по себе основанием для отказа в удовлетворении иска являться не может.
Кроме того, суд обращает внимание на то обстоятельство, что срок обращения с заявлением на постановку учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пропущен истцом незначительно.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, действующего в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ныне действующей редакции) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С учетом этого, по действовавшему до 01.01.2013 законодательству при решении вопроса о возможности или невозможности предоставления детям-сиротам жилого помещения в качестве меры социальной поддержки юридически значимым обстоятельством являлось наличие (отсутствие) закрепленного за ними жилого помещения.
Однако, исходя из положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, действующего в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, отсутствие ранее закрепленного за указанной категорией граждан жилого помещения условием обеспечения последних жильем специализированного жилищного фонда не является.
Таким образом, факт закрепления за истцом <адрес> по адресу: <адрес>, безусловным основанием для отказа в обеспечении истца жилым помещениям в порядке ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ не являлся.
С 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:
1) не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или
2) являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, но их проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным.
В ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Минаевой В.А. на объекты недвижимого имущества (л.д.28), проживает в квартире в г. Смоленске на условиях коммерческого найма.
То обстоятельство, что за Минаевой В.А. закреплена <адрес> по адресу: <адрес>, в которой она зарегистрирована, на обеспеченность истца жильем не указывает, поскольку это жилое помещение никогда местом жительства истца не являлось, согласно сведениям ОГБУ «Смоленское областное бюро технической инвентаризации», объект, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> отсутствует, проживание по указанному адресу истца невозможно, а сохранение регистрации носит формальный характер и при таких обстоятельствах не могло служить условием реализации жилищных прав истца.
Учитывая то обстоятельство, что гарантированное законом право Минаевой В.А. на жилое помещение не реализовано не по её вине, принимая во внимание, что срок обращения с заявлением на постановку учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пропущен истцом незначительно, имеются установленные законом основания для признания за Минаевой В.А. права на обеспечение жилым помещением в порядке ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
Исходя из того, что главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых в качестве субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), является Департамент Смоленской области по образованию и науке (п. 3 Порядка расходования субвенций бюджетам муниципальных районов Смоленской области, бюджетам городских округов Смоленской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2008 N 763), на который согласно п. 8 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 N 202, а также п. 3.54 Положения о Департаменте Смоленской области по образованию и науке, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2016 N 820, возложена обязанность по перечислению в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в целях своевременной реализации жилищных прав Минаевой В.А. суд возлагает на Департамент Смоленской области по образованию и науке обязанность по осуществлению финансирования исполнения Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области государственных полномочий по обеспечению истца жилым помещением.
Оснований для установления 3-месячного срока суд не усматривает, поскольку предоставление жилого помещения лицам, оставшимся без попечения родителей, не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Департамент Смоленской области по образованию и науке выделить денежные средства для приобретения Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда с целью его последующего предоставления по договору специализированного жилого помещения Минаевой В.А..
Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области на выделенные Департаментом Смоленской области по образованию и науке денежные средства приобрести и предоставить по договору найма специализированного жилого помещения Минаевой В.А. жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, общей и жилой площадью не ниже установленных социальных норм предоставления.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области.
Председательствующий подпись О.Н. Гаврилова
Мотивированное решение составлено 07.12.2020