Дело № 2-409 /2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
**.**. 2015 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Зайцевой Е.К.,
при секретаре Бобровой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Пскова в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Псковской области, Государственному управлению образования Псковской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Центр образования «Псковский педагогический комплекс» о возложении обязанности осуществить финансирование расходов на учебники,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор города Пскова, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Администрации Псковской области, Государственному управлению образования Псковской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Центр образования «Псковский педагогический комплекс» о возложении обязанности осуществить финансирование расходов на учебники.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Пскова проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Псковский педагогический комплекс» (далее- МБОУ «ЦО «ППК»), в ходе которой установлено, что учреждение в 2014 году не укомплектовано учебниками по учебным предметам основной образовательной программы в полном объеме.
Указанная ситуация сложилась в результате того, что на 2014 - 2015 учебный год МБОУ «ЦО «ППК» приобретено 3423 комплекта учебников. Объем выделенных учреждению в 2014 году денежных средств на приобретение учебников составил: субсидии по проведению мероприятий в подпрограмме «Развитие системы общего, дополнительного и профессионального образования в Псковской области», утвержденной постановлением Администрации Псковской области от 28.10.2013 N2 493, - 447860 рублей, 640000 рублей из средств областного бюджета, 146000 рублей из средств внебюджетного счета образовательного учреждения, 350618 рублей в рамках субсидии по проведению мероприятий в подпрограмме «Развитие системы общего, дополнительного и профессионального образования». Все указанные денежные средства были потрачены на приобретение учебных материалов и учебников, при этом обеспеченность библиотеки учреждения ими составила 78% от необходимого объема. Для полного укомплектования библиотечного фонда необходимо приобрести еще 11 560 комплектов учебников. Сумма денежных средств, необходимых для полного укомплектования учебниками и учебными пособиями, составляет 3412882 руб.
В связи с изложенным прокурор просит возложить на Администрацию Псковской области обязанность осуществить финансирование расходов на учебники за счет средств областного бюджета на сумму 3 412 882 рубля для полной укомплектованности библиотечного фонда МБОУ «ЦО «ППК» на 100%, а также о возложении обязанности на Государственное управление образования Псковской области по направлению денежных средств, выделенных Администрацией Псковской области, в указанное учреждение с обеспечением их адресности и целевого характера, и о возложении обязанности на учреждение исходя из выделенных денежных средств обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, заявленный иск поддержал. В обоснование привел доводы, изложенные в иске. Пояснил, что выделенных в 2014 году МБОУ «ЦО «ППК» денежных средств недостаточно для полной обеспеченности всех учеников бесплатными учебниками.
Полагая, что такая ситуация является нарушением права на общедоступное и бесплатное общее образование, прокурор требует обязать Администрацию Псковской области выделить денежные средства из бюджета Псковской области на приобретение учебников. В обоснование требования прокурор ссылается на ст. 35 Федерального закона от 29.12.2012 № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на подп. 13 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ч.1 ст. 8 Закона Псковской области от 06.06.2008 №769-ОЗ, согласно которой составление проекта бюджета является исключительной прерогативой Администрации Псковской области.
Представитель ответчика – Администрации Псковской области Середкина Т.В. возражала против удовлетворения иска и пояснила, что у Администрации области полномочий по перераспределению средств областного бюджета не имеется. Денежные средства на заявленные прокурором цели выделяются из бюджета Псковской области в объеме, определенном законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, Государственному управлению образования Псковской области, как главному распорядителю средств областного бюджета.
Объем финансирования в 2014 году определялся на основании нормативов, установленных исходя из общей численности обучающихся. В настоящее время областной бюджет 2014 года исполнен в полном объеме. В бюджете на 2015 год денежные средства на указанные цели вновь заложены исходя из нормативов, рассчитанных на основании количества обучающихся лиц, в соответствии с методикой, утвержденной Законом Псковской области №1496- ОЗ от 06.02.2015, которая использовалась ранее в качестве рекомендаций.
Представитель ответчика – Государственного управление образования Псковской области Матвеев В.В. иск не признал и пояснил, что на обеспечение учебного процесса образовательным учреждениям выделяются субвенции из областного бюджета, которые направляются управлением непосредственно муниципальным образованиям, а те в свою очередь распределяют поступившие денежные средства непосредственно по учебным учреждениям исходя из нормативов, определённых на основе количества обучающихся лиц в каждом учебном заседании. Нормативы и суммы субвенций утверждаются в бюджете на соответствующий финансовый год. Расходы определяются в бюджете на основании утвержденных нормативов. Размер субвенций муниципальному бюджету города Пскова рассчитан в соответствии с Законом Псковской области26.12.2013 N 1350-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2015 годов» (с последующими изменениями и дополнениями). Основания установления этих нормативов никем, в том числе и прокуратурой, при утверждении областного бюджета, не оспаривались. Все выделенные в 2014 году на основании бюджетной росписи денежные средства на цели обеспечения учебного процесса были направлены Государственным управлением образования их получателям в полном объеме. Поэтому полагает, что требование прокурора о выделении дополнительных денежных средств из бюджета области непосредственно образовательному учреждению является необоснованным и противоречит бюджетному законодательству.
Представитель ответчика - МБОУ «ЦО «ППК» Мажейко Т.В. иск в части выделения дополнительных денежных средств поддержала, поскольку библиотечный фонд МБОУ «ЦО «ППК» действительно не укомплектован учебными материалами по учебным предметам основной образовательной программы в полном объеме. В части возложения обязанности на учреждение обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебниками иск не признала и пояснила, что все выделенные денежные средства на учебники использованы по целевому назначению, учреждение никогда не отказывалось закупать учебники при наличии средств.
Представитель третьего лица - Управления образования Администрации г.Пскова, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие. Ранее в судебном заседании иск прокурора в части выделения МБОУ «ЦО «ППК» из бюджета дополнительных денежных средств поддержал.
Представитель третьего лица – Государственного финансового управления Псковской области Корекова Л.А. полагала иск не подлежащим удовлетворению, поскольку в 2014 году субвенции и субсидии на обеспечение учебного процесса перечислены муниципальному бюджету города Пскова в полном объеме с учетом норм бюджетного законодательства и установленных нормативов. В настоящее время исполняется бюджет Псковской области на 2015 год, где также на указанные цели заложены денежные средства исходя из утвержденных нормативов, которые будут выделены бюджетам муниципальных образований. Какими-либо полномочиями по получению дополнительных ассигнований из бюджета области на заявленные прокурором цели Администрация Псковской области не располагает.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурором фактически заявлено требование о возложении на Администрацию Псковской области обязанности по выделению из средств областного бюджета дополнительных денежных средств, сверх бюджетных ассигнований, для приобретения учебников, а на Государственное управление образования Псковской области - направить выделенные средства МБОУ «ЦО «ППК».
В соответствии со ст.ст.1, 25 Закона Псковской области от 19.02.2002 N 174-оз (ред. от 14.10.2014) "О системе органов исполнительной власти Псковской области" в систему органов исполнительной власти области в соответствии с Уставом Псковской области входят высший исполнительный орган государственной власти - Администрация Псковской области (далее - Администрация области) и иные органы исполнительной власти области. Администрация области возглавляет систему органов исполнительной власти области. к государственно-властным полномочиям исполнительно-распорядительного характера которых в сфере бюджетной, финансовой, денежной и кредитной политики относятся:
1) обеспечение в соответствии с установленной компетенцией проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики Российской Федерации;
2) разработка для представления губернатором области в областное Собрание проекта областного бюджета, обеспечение исполнения областного бюджета;
3) подготовка для представления губернатором области в областное Собрание в порядке и сроки, установленные соответствующим законом области, отчета об исполнении областного бюджета;
4) разработка и реализация областной налоговой политики, оказание содействия налоговым органам в организации взимания налогов и сборов, предусмотренных федеральными и областными законами;
5) формирование государственных внебюджетных фондов области и обеспечение использования средств этих фондов в соответствии с их целевым назначением;
6) анализ функционирования бюджетной системы области и подготовка предложений по ее совершенствованию;
7) осуществление управления государственным внутренним долгом области;
8) осуществление финансового контроля в порядке, определенном законодательством.
Статья 5 Закона Псковской области от 06.06.2008 N 769-оз "О бюджетном процессе в Псковской области" определяет, что администрация области обеспечивает составление проекта областного бюджета (проекта областного бюджета и среднесрочного финансового плана), вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение в Собрание, разрабатывает и утверждает методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивает исполнение областного бюджета и составление бюджетной отчетности, представляет отчет об исполнении областного бюджета на утверждение в Собрание, обеспечивает управление государственным долгом, проводит публичные слушания по проекту закона области об областном бюджете и проекту закона области об исполнении областного бюджета, осуществляет иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Постановлением Администрации Псковской области от 08.09.2009 N 343 утверждено Положение о Государственном управлении образования Псковской области, в соответствии с п. 1.1 которого Государственное управление образования Псковской области является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере образования на территории области.
Согласно п. 1.6 Положения финансирование деятельности Управления осуществляется за счет средств областного бюджета. Финансирование деятельности Управления по осуществлению им переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области образования осуществляется за счет субвенций из Федерального бюджета.
Пунктом 1.8 Положения определено, что Управление осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него полномочий.
В соответствии с п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств, как участник бюджетного процесса, обладает следующими бюджетными полномочиями:
формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
Аналогичным образом ст. 51 Закона Псковской области от 06.06.2008 N 769-оз «О бюджетном процессе в Псковской области» устанавливает, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из областного бюджета.
Таким образом, Администрация Псковской области не является главным распорядителем бюджетных средств области, направленных на финансирование образовательного процесса, а также, наряду с Государственным управлением образования Псковской области, не имеет полномочий по выделению бюджетных средств сверх лимитов, выделенных в бюджете на очередной финансовый год.
Из статьи 20 Закона Псковской области от 06.06.2008 N 769-оз следует, что расходы и доходы бюджета Псковской области определяются в законе об областном бюджете, который должен содержать основные характеристики областного бюджета, к которым относятся общий объем доходов областного бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) областного бюджета.
Полномочия по утверждению бюджета области принадлежат Псковскому областному Собранию депутатов в силу ст. 4 вышеуказанного закона.
Частью 3 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований.
Законом Псковской области от 26.12.2013 N 1350-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2015 годов» (с последующими изменениями и дополнениями) определен порядок предоставления расчета субвенций местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на обеспечение учебного процесса. Согласно этому расчету в расходы включены, в том числе расходы на учебники в размере 3 % от фонда оплаты труда. Предусмотренные бюджетом средства направлены местным бюджетам в полном объеме.
Аналогичный порядок определен Законом Псковской области от 29.12.2014 N 1475-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и на 2015 год.
При определении порядка предоставления расчета субвенций на 2014 и 2015 использовались нормативы, рассчитанные по методике, аналогичной методике, утверждённой Законом Псковской области №1496-ОЗ от 06.02.2015 (л.д. 49-94), а именно – исходя из численности лиц, обучающихся в образовательных учреждениях.
В 2014 году субвенции на заявленные прокурором цели из областного бюджета были выделены муниципальному образованию «Город Псков» в соответствии с выделенными лимитами.
В настоящее время бюджет Псковской области на 2014 год исполнен и утвержден бюджет на 2015 год, в котором также определен порядок предоставления расчета субвенций местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на обеспечение учебного процесса.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 29.12.2012 № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется не только за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, но и за счет бюджетных ассигнований Федерального бюджета и местных бюджетов.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что бюджетом Псковской области в 2015 году вновь предусмотрено выделение вышеуказанных субвенций местным бюджетам, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на Администрацию Псковской области обязанности осуществить сверх бюджетных ассигнований финансирование расходов на учебники за счет средств областного бюджета на сумму 3 412 882 рубля для полной укомплектованности библиотечного фонда МБОУ «ЦО «ППК» не имеется.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения исковых требований к Государственному управление образования Псковской области и общеобразовательному учреждению также не имеется.
Кроме того, требование о возложении на Государственное управление образования Псковской области обязанности по направлению денежных средств непосредственно общеобразовательному учреждению противоречит бюджетному процессу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора города Пскова в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на Администрацию Псковской области осуществить финансирование расходов на учебники за счет средств областного бюджета на сумму 3 412 882 рубля для полной укомплектованности библиотечного фонда Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Псковский педагогический комплекс» на 100%, о возложении обязанности на Государственное управление образования Псковской области по направлению денежных средств, выделенных Администрацией Псковской области, в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Псковский педагогический комплекс», с обеспечением их адресности и целевого характера, и о возложении обязанности на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Псковский педагогический комплекс» исходя из выделенных денежных средств обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Псковский городской суд.
Председательствующий Е.К.Зайцева
Мотивированное решение изготовлено **.**. 2015 года.
Решение не обжаловалось в апелляционном порядке. Вступило в законную силу.