Дело № 2-182/15
Р Е Ш Е Н И Е/копия/
Именем Российской Федерации
08 июня 2015 года с.Ермекеево
Ермекеевский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Агаповой И.А.,
при секретаре Гнусиной С.И.,
с участием ФИО1 истца С.Д.П., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г.,
ФИО1 ответчика ФИО1 С.Т., доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Г.М.И. к ФИО4 муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан о признании права на предоставление вне очереди отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не ниже социальных норм,
У С Т А Н О В И Л:
Г.М.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился в суд с иском (с учетом последующего уточнения) к ФИО4 муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан (далее по тексту - ФИО4) о признании права на предоставление вне очереди отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не ниже социальных норм.
В обоснование иска указано, что истец является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Мать Г.А.Р. решением Ермекеевского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Истец проживал у своей бабушки С.А.А., которая ДД.ММ.ГГГГ была назначена его опекуном до 2013 года.
Постановлением главы ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии со списком очередников, истец должен был быть обеспечен жилым помещением в 2014 году. Однако, жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено, какого-либо жилья у него не имеется.
На судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом. Его ФИО1 С.Д.П. исковые требования поддержал, пояснил, что Г.М.И. нуждается в жилом помещении после прекращения над ним попечительства в 2013 <адрес> закончил пребывание в образовательном учреждении. Обучение в высшем учебном заведение само по себе не является обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения обязанности предоставить жилое помещение Г.М.И., как и наличие или отсутствие средств, предусмотренных законодательством для осуществления государственного полномочия. Таким образом, просил обязать ФИО4 предоставить истцу Г.М.И. жилое помещение по договору социального найма.
ФИО1 С.Т. иск не признала по доводам, изложенным в возражении на иск, в котором ответчик ссылается на то, что в соответствии с ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С указанной даты жилые помещения предоставляются не на условиях социального найма, а из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на срок 5 лет. В настоящее время Г.М.И. обучается по очной форме на 3 курсе Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Предпола-гаемый срок окончания данного учебного заведения ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилье Г.М.И. будет предоставлено по мере поступления денежных средств на строительство специализированных жилых помещений по завершении получения профессионального образования.
ФИО1 прокуратуры <адрес> Республики Башкортостан на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав ФИО1 истца и ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Г.М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необеспеченных в соответствии с законодательством жилым помещением.
Постановлением главы ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Г.М.И. назначена С.А.А. (л.д.31).
Мать Г.М.И. - Г.А.Р. лишена родительских прав на основании решения Ермекеевского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32).
Как следует из справки о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ г., сведения об отце Г.М.И. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д.30).
Постановлением ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ ранее вынесенное постановление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № о закреплении жилья находящегося по адресу РБ <адрес> за несовершеннолетним Г.М.И. признано недействительным и истец поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.26, 27).
В настоящее время Г.М.И. своего жилого помещения не имеет, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ и представленной справкой БТИ Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34, 35).
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ выданной органом опеки и попечительства Управления образования муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, за Г.М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была закреплена жилая площадь по адресу РБ <адрес>. Иное жилье за несовершеннолетним не закреплялось (л.д.33).
В ходе рассмотрения дела установлено, ответчиком подтверждено, что в настоящее время жилое помещение Г.М.И. не предоставлено.
В силу ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным выше лицам, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Республикой Башкортостан принят Закон № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ г., которым также определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти (ч.4 статьи 8).
В соответствии со ст.8 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 188-з дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
В силу п.п.6 п.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения в т.ч. относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес>, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и может быть возложена ими на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
В развитие указанных предписаний статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений части 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ следует, что определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии с п.3 и.п.5 ст. 19 Федеральном законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Применительно к изложенному выше, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральном законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, само по себе нормативное положение, закрепленное в абзаце втором пункта 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, ее статей 7, 10, 12, 72 и 133, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральном законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.
Таким образом, учитывая наличие статуса Г.М.И., оставшегося без попечения родителей, отсутствие за ним закрепленного жилого помещения при условии нуждаемости в жилом помещении, исковые требования о предоставлении Г.М.И. жилого помещения по договору найма специализированного помещения на территории <адрес> Республики Башкортостан обоснованны и подлежат удовлетворению.
При этом при возложении обязанности по предоставлению Г.М.И. жилого помещения по договору найма специализированного помещения на территории <адрес> Республики Башкортостан суд учитывает, что, как установлено выше, полномочие по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесенное к компетенции исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, передано Законом Республики Башкортостан № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органам местного самоуправления, а именно в данном случае ФИО4 муниципального района <адрес> РБ.
Вместе с тем, суд считает необходимым указание в решении суда на источник исполнения данного государственного полномочия ответчиком, поскольку не разрешение этого вопроса вызовет затруднения при исполнении решения.
Согласно ст.5 Федерального закона «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы государственной власти Республики Башкортостан обязаны обеспечивать контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, целевым использованием предоставленных субвенций и имущества; обеспечить органы местного самоуправления финансовыми и материальными средствами, необходимыми для осуществления переданных государственных полномочий.
В соответствии со ст.8 указанного Федерального закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Согласно же ст.86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного суд считает необходимым указать в решении суда о возложения на ответчика обязанности по предоставлении жилого помещения истцу за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Принимая во внимание, что Решения Совета муниципального района <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального района <адрес> РБ» установлено, что размер общей площади жилого помещения, предоставляемого малоимущим гражданам по договору социального найма составляет не менее 14 кв.м. на одного человека, суд считает необходимым указать о предоставлении жилого помещения не менее установленной площади.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан предоставить Г.М.И. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы в Ермекеевский районный суд РБ.
Судья: подпись
Копия верна.
Судья Ермекеевского районного суда
Республики Башкортостан: И.А.Агапова