Дело №2-695/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2013 г.
Багратионовский районный суд Калининградской области в составе: судьи Патриной В.В.,
при секретаре Быданцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова В.П. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Багратионовском районе Калининградской обл. о повторном назначении пенсии и перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов В.П. обратился в суд с иском, с учетом внесенных в него уточнений, о возложении на Управление Пенсионного фонда РФ в Багратионовском р-не Калининградской обл. обязанности вновь назначить пенсию, исходя из заработной платы в сумме 23719 руб., произвести перерасчет пенсии с января 2010 г. по настоящее время, исходя из того же размера зарплаты.
В обоснование иска Кузнецов В.П. указал, что в декабре 2009 г. он обратился к ответчику по поводу назначения пенсии по старости. Сотрудники Управления Пенсионного фонда РФ в Багратионовском р-не ему сообщили, что между Россией и Молдовой, откуда он прибыл в РФ на постоянное место жительства, нет международного договора о пенсионном обеспечении, в связи с чем ему назначили пенсию по Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» в размере 4617 руб., исходя из зарплаты в размере 1671 руб. Позже он узнал о существовании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. Считает, что пенсия ему назначена с нарушением положения ч.3 ст.6 указанного Соглашения, предусматривающего, что исчисление трудовой пенсии осуществляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии, и требований ч.2 ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» о приоритете норм международного договора перед нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». В Молдове он работал юрисконсультом. Средняя зарплата по этой профессии в РФ по данным Росстата РФ в 2009 г. составила 23719 руб. В этой связи Кузнецов В.П. просит обязать ответчика вновь назначить ему пенсию, исходя из средней зарплаты 23719 руб., произвести перерасчет пенсии с января 2010 г. по настоящее время с учетом этого же размера заработка.
В судебном заседании Кузнецов В.П. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным им в уточненном исковом заявлении, пояснив при этом, что статистические обследования о средней зарплате проводятся Росстатом с периодичностью 1 раз в 2 года (по нечетным годам), в связи с чем имеются сведения о среднемесячной зарплате юрисконсульта в РФ за 2009 г. Пенсия ему была назначена в 2010 году, в котором указанные обследования не проводились, поэтому он просит произвести начисление пенсии и её перерасчет из зарплаты в размере 23719 руб.
Представитель ответчика Артюхова В.В., действующая на основании доверенности исковые требования не признала и пояснила суду, что пенсия Кузнецову В.П. была начислена с учетом Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., несмотря на то, что на момент назначения пенсии истец не был зарегистрирован в РФ по месту постоянного жительства. Истец после переселения в РФ и на момент назначения пенсии не работал, стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы в соответствии с Федеральным законом № 173 – ФЗ, не имел, а статистические обследования о средней заработной плате работников по отдельным профессиям и должностям за декабрь 2001 г. не проводились. Поэтому пенсия Кузнецову В.П. была назначена из среднемесячной заработной платы в РФ по состоянию на декабрь 2001 г. в размере 1671 руб. Требование истца об исчислении размера пенсии из среднемесячной зарплаты 23719 руб. не может быть удовлетворено, поскольку согласно ст. 30 Федерального закона № 173 – ФЗ оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по состоянию на 1 января 2002 г.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Кузнецов В.П., будучи участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, 26 августа 2009 г. прибыл из Республики Молдова в Россию, в Калининградскую обл. на постоянное место жительства.
27 ноября 2009 г. Отделением УФМС России по Калининградской области в Багратионовском р-не истцу выдан паспорт гражданина РФ.
14 января 2010 г. гражданин РФ Кузнецов В.П. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Багратионовском р-не Калининградской области с заявлением о назначении ему пенсии по старости в соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», представив паспорт гражданина РФ, трудовую книжку, и справку о прохождении службы. На момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии истец был зарегистрирован в пос. С. по месту пребывания. С 3 июня 2011 г. он зарегистрирован там же по месту постоянного жительства.
Трудовые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом № 173 - ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», вступившим в силу с 1 января 2002 г.
Пунктом 2 ст.1 указанного Закона (далее – Федеральный закон № 173 – ФЗ) установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
К международным договорам относится Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года, ратифицированное Российской Федерацией 23 ноября 1995 г. на основании ФЗ N 173-ФЗ от 23.11.1995 г. (далее – Соглашение).
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Багратионовском р-не №1 от 19 февраля 2010 г. Кузнецову В.П. с 14 января 2010 г. назначена пенсия по старости в размере 4617 руб. 36 коп., исходя из 1671 руб. - среднемесячной зарплаты в Российской Федерации на декабрь 2001 г.
Кузнецов В.П. просит повторно назначить ему пенсию и произвести перерасчет пенсии с января 2010 г., исходя из среднемесячной зарплаты юрисконсульта в РФ за 2009 г., составляющей 23719 руб.
Проверяя правильность назначения пенсии истцу, суд принимает во внимание следующее.
На 10 февраля 1995 г., когда было заключено Соглашение, государственные пенсии в РФ устанавливались на основании Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. № 340 – 1.
Вступивший с 1 января 2002 г. Федеральный закон № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранил общий пенсионный возраст (для женщин 55 лет, мужчин – 60 лет), но вместо общего трудового стажа ввел понятие страхового стажа, продолжительность которого при прочих равных условиях определяет размер пенсии, который зависит от суммы уплаченных страховых взносов в течение всего периода трудовой деятельности.
Согласно статьям 10, 11 Федерального закона № 173 – ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Понятие трудового (страхового) стажа содержится и в п.4 Соглашения, это - продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, признаваемой в качестве таковой законодательством Сторон, в течение которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение.
Таким образом, после 1 января 2002 г. изменился порядок назначения пенсии по старости.
В силу ч.3 ст. 6 Соглашения для граждан одного государства, переселившихся на территорию другого государства и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется из заработка (дохода) после переселения.
Для граждан одного государства, которые после переселения на территорию другого государства не работали или не имеют минимально требуемого периода работы для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились.
В случае невозможности определения среднемесячного заработка в изложенном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин (ч.3).
Правление Пенсионного фонда РФ, в связи с принятием Федерального закона № 173 – ФЗ, издало распоряжение № 99р от 22 июня 2004 г. «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР» (далее – Распоряжение).
На основании раздела 2 приложения 1 к Распоряжению Правления Пенсионного фонда РФ № 99 р от 22 июня 2004 г. «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10 февраля 1995 г. учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республик Молдова (в том числе до вступления в силу указанного Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года (п.6).
Исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в пункте 4 статьи 1 Соглашения от 10 февраля 1995 г. периоды работы после 1 января 1991 года (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" от 31 мая 1991 г. N 102) могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Указанные периоды работы на территории Республик Молдова подтверждаются справкой Социального фонда Республики Молдова об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из трудовой книжки истца, свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, видно, что 26 августа 2009 г. Кузнецов В.П. переселился из Республики Молдова в Российскую Федерацию и до назначения ему пенсии по старости на территории РФ не работал.
На территории Республики Молдова истец, согласно записям в трудовой книжке, был трудоустроен в период с 23 декабря 1974 г. по 6 июля 1998 г., занимая по последнему месту работы должность юрисконсульта в строительном управлении.
Однако справку Социального фонда Республики Молдова об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование за время работы в Республике Молдова истец в Управление Пенсионного фонда РФ в Багратионовском р-не не представил.
В соответствии с п.12 приложения 1 к Распоряжению Правления ПФ РФ исчисление расчетного размера трудовой пенсии при применении Соглашения от 10 февраля 1995 г. осуществляется из заработка (дохода), имевшего место в РФ после переселения.
Для граждан, которые после переселения на территорию РФ не работали, или не имеют минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с законодательством государства Стороны, куда они переселились, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились.
При невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.
В этом случае следует принимать сведения о заработке по аналогичной должности или о средней месячной заработной плате в Российской Федерации за декабрь 2001 г. в размере 1671 руб., утвержденной Правительством Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, и соотносить с заработком по стране за аналогичный период (1671 рубль).
По желанию граждан – переселенцев из Молдовы при оценке их пенсионных прав может быть использован заработок в рублях (СССР) за периоды работы до 31 декабря 1991 г.
Судом установлено, что Кузнецов В.П., обращаясь в Управление Пенсионного фонда РФ в Багратионовском р-не с заявлением о назначении пенсии по старости, справку об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение за время его работы в Республике Молдова не представил; после переселения на территорию РФ и до обращения к ответчику по поводу назначения пенсии, не работал, минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии по Федеральному закону № 173 – ФЗ, не имеет.
Вместе с тем, размер пенсии Кузнецова В.П. не может быть исчислен из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии, т.е. исходя из среднемесячной зарплаты юрисконсульта в РФ за 2009 г. в размере 23719 руб., в связи со следующим.
В соответствии с п.1 ст. 30 Федерального закона №173 – ФЗ при установлении трудовой пенсии оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по состоянию на 1 января 2002 г. При этом учитывается трудовой стаж до 1 января 2002 г. и среднемесячный заработок за 2000 – 2001 г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями. При этом ч.3 указанной статьи предусматривает определение расчетного размера трудовой пенсии по формуле, в которой используется отношение среднемесячного заработка застрахованного лица за указанные выше периоды времени (ЗР) к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период (ЗП). Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Таким образом, дата – 1 января 2002 г., на которую производится оценка пенсионных прав гражданина определена Федеральным законом № 173 – ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», что не противоречит статье 2 Соглашения, предусматривающей осуществление пенсионного обеспечения граждан РФ и граждан Молдовы по законодательству того государства, на территории которого они проживают.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исчисление пенсии, исходя из среднемесячного заработка юрисконсульта в РФ по состоянию на 2009 г., о чем просит истец, противоречит вышеприведенным положениям закона.
Поскольку по сообщению Федеральной службы государственной статистики от 20 июля 2004 г. № АС - 07-22/1845 статистическое обследование о средней заработной плате работников по отдельным профессиям и должностям за декабрь 2001 г. не проводилось, Управление Пенсионного фонда РФ в Багратионовском р-не обоснованно исчислило размер пенсии Кузнецова В.П., исходя из среднемесячной заработной платы в РФ по состоянию на декабрь 2001 г. в размере 1671 руб. (ЗР), утвержденной Правительством Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, которую соотнесло с заработком по стране за аналогичный период - 1671 руб. (ЗП), используя при этом отношение среднемесячного заработка к среднемесячной зарплате в Российской Федерации (ЗР/ЗП), как равного 1.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Кузнецова В.П. не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Кузнецову В.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Багратионовском р-не Калининградской области о возложении обязанности вновь назначить пенсию, исходя из среднемесячной зарплаты в размере 23719 руб., и произвести полный расчет пенсии с января 2010 г. по настоящее время, исходя из среднемесячной зарплаты в размере 23719 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2013 г.
Судья: (подпись) Патрина В.В.
Апелляционным определением Калининградского областного суда от 27 ноября 2013 г. решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Кузнецова В.П. – без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу 27 ноября 2013 года.