Дело №2-1943/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Смоленск 28 августа 2018 года
Промышленный районный суд города Смоленска в составе председательствующего судьи Яворской Т.Е., при секретаре Редько А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барсукова Александра Владимировича к Военному комиссариату Руднянского района Смоленской области, Военному комиссариату Смоленской области, Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий об установлении факта выполнения задач, признания участником боевых действий и понуждении к действию,
У С Т А Н О В И Л:
Барсуков А.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Руднянского района Смоленской области, Военному комиссариату Смоленской области, Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий об установлении факта выполнения задач, признания участником боевых действий и понуждении к действию, указав в обоснование требований, что он в период с 05.12.2006 по 05.12.2009 проходил военную службу по контракту в войсковой части №11754 (г. Сочи) и войсковой части №22058 (г. Туапсе, д. Новомихайловка). При этом, в период с 14.08.2008 по 16.09.2008, с 16.10.2008 по 17.11.2008 был направлен в служебную командировку на территорию Республики Абхазия г. Сухум КСПМ, где принимал непосредственное участие в выполнении боевых задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ на территории Абхазии в зоне грузино-осетинского конфликта, что подтверждается письменными доказательствами, военным билетом, архивными справками, копиями приказов, удостоверением к медали «За воинскую доблесть» II степени и в соответствии с положениями ФЗ «О ветеранах», является основанием для присвоения ему статуса ветерана боевых действий и предоставления соответствующих льгот и компенсаций. Однако, решением Комиссии Западного военного округа Министерства обороны РФ от 31.03.2013, ему отказано в выдаче удостоверения. Данный отказ считает незаконным, полагает, что все необходимые документы им были представлены, он получал все установленные на тот момент боевые выплаты, имеет льготу 1 мес. за 3 мес. Просит суд установить факт выполнения Барсуковым А.В. боевых задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Абхазия в период времени с 14.08.2008 по 16.09.2008, признать его ветераном боевых действий и обязать Комиссию Западного военного округа Министерства обороны РФ выдать ему соответствующее удостоверение.
Барсуков А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просит их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Военного комиссариата Смоленской области – Зуева Н.А., в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала представленные письменные возражения, указала, что истцом не представлено документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях, отсутствуют данные о реализованном наградном материале. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители ответчиков Военного комиссариата Руднянского района Смоленской области, Комиссии Западного военного округа Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель третьего лица войсковой части 11754 в судебное заседание явку своего представителя не обеспечили, были надлежаще извещены.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что согласно представленным документам Барсуков А.В. в период с 05.12.2006 по 05.12.2009 проходил военную службу по контракту в войсковой части №11754 (г. Сочи) и войсковой части №22058 (г. Туапсе, д. Новомихайловка). При этом, в период с 14.08.2008 по 16.09.2008, с 16.10.2008 по 17.11.2008 истец находился в служебной командировке на территории Республики Абхазия г. Сухум КСПМ (л.д.22-23). Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Барсуков А.В. считает, что данные обстоятельства являются основанием для признания его ветераном боевых действий и выдачи ему удостоверения.
31.01.2013 заключением комиссии Западного военного округа Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, Барсукову А.В. отказано в выдаче удостоверения в связи с отсутствием документов, подтверждающих непосредственное участие его в боевых действиях (л.д.14).
В силу ст. 28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992г. или Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий, в частности относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что для признания гражданина в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" ветераном боевых действий и для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо подтвердить факт его непосредственного участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территории соответствующего государства в определенный период времени.
Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ "О ветеранах" перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к настоящему закону.
В соответствии с Перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющимся приложением к ФЗ "О ветеранах" к территориям и периодам ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации относится, в том числе, выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 года.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в абзаце 2 пункта 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.11.2011 N 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" в связи с запросом Казбековского районного суда Республики Дагестан", для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (включая выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в период с 8 по 22 августа 2008 года). При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Таким образом, с учетом приведенных положений, участие в боевых действиях является обязательным условием для признания лица ветераном боевых действий. Один факт прохождения службы на территории Республики Абхазия основанием для получения удостоверения "Ветерана боевых действий" не является.
В силу положений пункта 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации", утв. приказом Министра обороны РФ от 29.09.2017 N 595 для лиц, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, необходимо представить подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно: выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие даты или периоды выполнения заявителем указанных задач, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал. Данная норма Порядка определяет основания и условия отнесения к категории ветеранов боевых действий конкретных лиц в зависимости от времени выполнения служебных обязанностей, страны пребывания и времени нахождения на соответствующей территории и основана на учете объективных обстоятельств - важности и сложности поставленных задач, а также - условий их выполнения.
Аналогичные положения были предусмотрены действовавшим до 15.10.2012 Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1177 (пункт 9).
Из содержания приведенных нормативно-правовых актов следует, что факты выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов, контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.
Тем самым непосредственное участие в выполнении задач в районах, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 56).
Положения п\п «а» п.1 ст. 37 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" разграничивает понятия "участие в боевых действиях" и "выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов".
Определение критериев принадлежности лиц к категории ветеранов боевых действий является прерогативой законодателя, который, действуя в рамках своих полномочий, предусмотрел конкретные меры социальной защиты, критерии их дифференциации и условия их предоставления с учетом норм, обуславливающих специальный статус отдельных категорий граждан.
Само по себе нахождение в период прохождения службы в зоне боевых действий не означает фактического участия в этих действиях, которое может определяться только на основании приказов с указанием дат и периодов участия конкретного лица в боевых действиях.
Однако, документов, подтверждающих фактическое и непосредственное участие Барсукова А.В. в конкретный период времени в боевых действиях на территории данной республики, суду представлено не было.
В соответствии с п.9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации", утв. приказом Министра обороны РФ от 29.09.2017 N 595, к реализованному наградному материалу относится копия орденской книжки (удостоверения к государственной награде (награде) либо выписка из соответствующего указа (приказа) о награждении. При этом в обязательном порядке представляется копия наградного листа (представления к награждению) либо выписка из наградного листа (представления к награждению), подтверждающего факты непосредственного участия в боевых действиях (выполнения задач, боевых операций, заданий) либо их обеспечения.
Как пояснил истец и представил в материалы дела удостоверение, Приказом Министра обороны РФ 07.05.2009 он был награжден медалью «За воинскую доблесть». Вместе с тем, наградной лист либо выписка у истца отсутствуют, в материалы гражданского дела такие документы не представлены. При таких обстоятельствах, бесспорно утверждать, что истец был награжден за заслуги в службе непосредственно в спорные периоды, нет достаточных оснований.
Учитывая, что Комиссии по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Барсуков не представил приказы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, а представленные им документы не приравниваются к документам, указанным в п.8 Порядка, решение комиссии об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий является правомерным.
Имеющиеся в материалах дела записи в военном билете, приказы, справки, хотя и содержат информацию о нахождении истца на территории Южной Осетии в спорные периоды, однако, не являются достаточными доказательствами по настоящему делу.
Из содержания приведенных выше нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия военнослужащих и иных лиц, названных в Федеральном законе от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в боевых действиях устанавливаются на основании соответствующих приказов воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, документов, подтверждающих получение в связи с участием в боевых действиях ранения, контузии или увечья, либо реализованного наградного материала.
Таким образом, в силу ст. 60 ГПК РФ, непосредственное участие военнослужащих в боевых действиях при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания.
Как следует из материалов дела, приказов о непосредственном участии истца в боевых действиях по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, в материалы дела не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что истец не представил суду достаточных и бесспорных доказательств в обоснование своих требований, а поэтому в удовлетворении его иска надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Барсукову Александру Владимировичу в иске к Военному комиссариату Руднянского района Смоленской области, Военному комиссариату Смоленской области, Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий об установлении факта выполнения задач, признания участником боевых действий и понуждении к действию отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.Е. Яворская