Производство № 12-288/2021
УИД 67RS0003-01-2021-004015-74
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Смоленск 5 октября 2021 г.
Судья Промышленного районного суда г. Смоленска Соболевская О.В., при секретаре Блиновой Е.Э., рассмотрев жалобу главного инженера объектов Кравцова Романа Васильевича на постановление Главного государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Смоленской области Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.04.2021 № 5.2-Пс/0041-РП-201-136-2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Главного государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Смоленской области Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.04.2021 № 5.2-Пс/0041-РП-201-136-2021 Кравцов Р.В. как должностное лицо – главный инженер объектов ИП ФИО3 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. Правонарушение заключается в нарушении должностным лицом требований технического регламента при эксплуатации эскалаторов в торговом центре.
В жалобе на указанное постановление Кравцов Р.В. просит о его отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, поскольку не согласен с квалификацией нарушений по ч. 2 ст. 14.43 КАП РФ, поскольку согласно распоряжению МТУ Ростехнадзор от 22.01.2021 о проведении внеплановой выездной проверки, данная проверка проводилась в рамках федерального государственного контроля за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011). В соответствии с п. 10 указанного распоряжения в качестве обязательных требований, подлежащих проверке, выделялись исключительно требования Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования». Соответственно, в рамках внеплановой проверки не предполагалась проверка соответствия требованиям, установленным Правилами № 743, и положения данного нормативного акта не могут применяться при рассмотрении настоящего дела. Положения Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» не устанавливают перечень нарушений данного технического регламента, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения аварии. При этом Приложение № 1 к Правилам №743 в указанном случае не подлежит применению. Также указывает, что КоАП РФ содержит специальную норму по отношению к ст. 14.43 КоАП РФ – 9.1.1 КоАП РФ (нарушение требований к организации безопасного использования лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах).
Кравцов Р.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Главный государственный инспектор отдела общего промышленного надзора по Смоленской области Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Поляков Э.С. в судебном заседании полагала постановление о привлечении должностного лица Кравцова Р.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Заслушав объяснения должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление, исследовав письменные доказательства, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в которых установлена его вина.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что Главным государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Смоленской области Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с прокуратурой Смоленской области в связи с причинением вреда жизни и здоровью малолетнего ребенка на основании распоряжения заместителя руководителя Межрегионального технологического управления Ростехнадзора от 22.01.2021 № РП-201-136 проведена внеплановая выездная проверка в отношении индивидуального предпринимателя Роздухова М.Е. с целью государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» 010/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823 (далее - ТР ТС 010/2011), и требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований безопасности при эксплуатации и использовании по назначению поэтажных эскалаторов «KONE TravelMaster» с заводскими номерами 42010959, 42010960, 42010951, 42010952, 42010957, 42010958, 42010950, 42010956, 42010955, 42010949, 42010954, 42010953, 42010948, 42010947 (учетные номера 5672, 5659, 5664, 5665, 5670, 5671, 5663, 5669, 5668, 5662, 5667, 5666, 5661, 5660), установленных в ТРЦ «Макси» по адресу: г. Смоленск, ул. 25 Сентября, д. 35-а, а именно:
- отсутствует щетка выключателя устья левого поручня нижней части эскалатора заводской № 42010959, чем нарушен абзац 4 пункта 8 статьи 4, пункт 14 статьи 5 ТР ТС 010/2011; пункт 4 раздела 8.2 руководства по техническому обслуживанию ASG-51.01.001 эскалаторов «КONE», а также раздел 9.1 Руководства по эксплуатации UM-51.01.008 эскалаторов «КONE TravelMaster»;
- поручень левой балюстрады эскалатора заводской № 42010959 (позиция № 1, учетный № 5672) имеет надрывы (сколы), дефекты, чем нарушен абзац 4 пункта 8 статьи 4, пункт 14 статьи 5, пункт 4 Приложения № 1 ТР ТС 010/2011; пункт 7 раздела 8.2 руководства по техническому обслуживанию ASG-51.01.001 эскалаторов «КONE», а также раздел 9.1 Руководства по эксплуатации UM-51.01.008 эскалаторов «КONE TravelMaster»;
- не отрегулирован зазор между стеклянными панелями нижней части балюстрады эскалатора заводской № 42010959 (позиция № 1, учетный № 5672), чем нарушен абзац 4 пункта 8 статьи 4, пункт 14 статьи 5 ТР ТС 010/2011; пункт 4 раздела 8.4 руководства по техническому обслуживанию ASG-51.01.001 эскалаторов «КONE», а также раздел 9.1 Руководства по эксплуатации UM-51.01.008 эскалаторов «КONE TravelMaster»;
- не состыкованы, неровно установлены панели устьев поручней эскалаторов заводские номера 42010947 (позиция № 14, учетный № 5660), 42010948 (позиция № 13, учетный № 5661), 42010950 (позиция № 7, учетный № 5663), 42010953 (позиция № 12, учетный № 5666) и 42010959 (позиция № 1, учетный № 5672), чем нарушен абзац 4 пункта 8 статьи 4, пункт 14 статьи 5 ТР ТС 010/2011; пункт 9 раздела 8.4, пункт 9 раздела 9.6 Руководства по техническому обслуживанию ASG-51.01.001 эскалаторов «КONE», а также раздел 9.1 Руководства по эксплуатации UM-51.01.008 эскалаторов «КONE TravelMaster»;
- входные площадки эскалаторов заводские номера 42010947 (позиция № 14, учетный № 5660), 42010949 (позиция № 10, учетный № 5662), 42010951 (позиция № 3, учетный № 5664), 42010952 (позиция № 4, учетный № 5665), 42010954 (позиция № 11, учетный № 5667), 42010955 (позиция № 9, учетный № 5668), 42010956 (позиция № 8, учетный № 5669), 42010957 (позиция № 5, учетный № 5670), 42010958 (позиция № 6, учетный № 5671) и 42010959 (позиция № 1, учетный № 5672) в местах входа полотна ступеней имеют гребенки со сломанными, деформированными зубьями, чем нарушен абзац 4 пункта 8 статьи 4, пункт 14 статьи 5 ТР ТС 010/2011; пункт 6 раздела 8.2, пункт 1 раздела 8.5, пункт 4 раздела 9.7, пункт 7 раздела 9.8 руководства по техническому обслуживанию ASG-51.01.001 эскалаторов «КONE», а также раздел 9.1 Руководства по эксплуатации UM-51.01.008 эскалаторов «КONE TravelMaster»;
- отсутствуют крепежные элементы внутренних плинтусов балюстрады эскалаторов заводские номера № 42010949 (позиция №10, учетный № 5662) и 42010956 (позиция № 8, учетный № 5669), чем нарушен абзац 4 пункта 8 статьи 4, пункт 14 статьи 5 ТР ТС 010/2011; пункт 5 раздела 8.4, пункты 2, 5 раздела 9.6 руководства по техническому обслуживанию ASG-51.01.001 эскалаторов «КONE», а также раздел 9.1 Руководства по эксплуатации UM-51.01.008 эскалаторов «КONE TravelMaster»;
- не законтрены гайки регулировки длины пружины прижимных роликов поручней эскалаторов заводские номера 42010953 (позиция № 12, учетный № 5666) и 42010956 (позиция № 8, учетный № 5669), чем нарушен абзац 4 пункта 8 статьи 4, пункт 14 статьи 5, пункты 4, 28 и 66 Приложения № 1 ТР ТС 010/2011;
- не законтрены крепежные болты штифтов ступеней эскалаторов заводские номера 42010947 (позиция № 14, учетный № 5660) и 42010952 (позиция № 4, учетный № 5665), чем нарушен абзац 4 пункта 8 статьи 4, пункт 14 статьи 5, пункты 4, 28 и 66 Приложения № 1 ТР ТС 010/2011; пункт 1 раздела 10.2 Руководства по техническому обслуживанию ASG-51.01.001 эскалаторов «КONE»;
- отсутствует болт штифта ступени эскалатора заводской № 42010952 (позиция № 4, учетный № 5665), чем нарушен абзац 4 пункта 8 статьи 4, пункт 14 статьи 5, пункты 4, 28 и 66 Приложения № 1 ТР ТС 010/2011; пункт 1 раздела 10.2 Руководства по техническому обслуживанию ASG-51.01.001 эскалаторов «КONE»;
- не отрегулирован зазор между элементами направляющей поручня левой балюстрады эскалатора заводской № 42010950 (позиция № 7, учетный № 5663), чем нарушен абзац 4 пункта 8 статьи 4, пункт 14 статьи 5, пункт 4 Приложения № 1 ТР ТС 010/2011; пункт 3 раздела 15 Руководства по техническому обслуживанию ASG-51.01.001 эскалаторов «КONE», а также раздел 9.1 Руководства по эксплуатации UM-51.01.008 эскалаторов «КONE TravelMaster»;
- не отрегулирован зазор между фартуком и ступенями в районе нижней входной площадки эскалатора заводской № 42010950 (позиция № 7, учетный № 5663), чем нарушен абзац 4 пункта 8 статьи 4, пункт 14 статьи 5, пункт 4 Приложения № 1; пункт 6 раздела 8.4 Руководства по техническому обслуживанию ASG-51.01.001 эскалаторов «КONE», а также раздел 9.1 Руководства по эксплуатации UM-51.01.008 эскалаторов «КONE TravelMaster»;
- отсутствует щетка фартука нижней части эскалатора заводской № 42010952 (позиция № 4, учетный № 5665), чем нарушен абзац 4 пункта 8 статьи 4, пункт 14 статьи 5 ТР ТС 010/2011; пункт 5 раздела 8.2, пункт 7 раздела 8.4, пункт 8 раздела 9.6 Руководства по техническому обслуживанию ASG-51.01.001 эскалаторов «КONE», а также раздел 9.1 Руководства по эксплуатации UM-51.01.008 эскалаторов «КONE TravelMaster»;
- неисправны устройства подсветки зазора ступеней эскалаторов заводские номера 42010958 (позиция № 6, учетный № 5671), 42010955 (позиция № 9, учетный № 5668), 42010956 (позиция № 8, учетный № 5669), 42010948 (позиция № 13, учетный № 5661), 42010947 (позиция № 14, учетный № 5660) и 42010954 (позиция № 11, учетный № 5667), чем нарушен абзац 4 пункта 8 статьи 4, пункт 14 статьи 5 пункт 4 Приложения № 1 TP ТС 010/2011; пункт 5 раздела 8.2, пункт 1 раздела 9.4, пункт 8 раздела 9.8 Руководства по техническому обслуживанию ASG-51.01.001 эскалаторов «КONE», а также раздел 9.1 Руководства по эксплуатации UM-51.01.008 эскалаторов «КONE TravelMaster»;
- в журналах технического обслуживания не указывается значение длины стержня регулировки натяжения цепи ступеней, длина тормозного пути и факт нанесения смазки на цепь ступеней, чем нарушен абзац 4 пункта 8 статьи 4, пункт 14 статьи 5 ТР ТС 010/2011; пункт 1 раздела 9.9 Руководства по техническому обслуживанию ASG-51.01.001 эскалаторов «КONE»;
- не ведется журнал с указанием сведений о номерах демонтируемых и устанавливаемых ступеней при техническом обслуживании эскалаторов, чем нарушен абзац 4 пункта 8 статьи 4, пункт 14 статьи 5 ТР ТС 010/2011; пункт 5 раздела 10.1 Руководства по техническому обслуживанию ASG-51.01.001 эскалаторов «КONE».
По результатам проверки составлены акт проверки от 04.02.2021 № 5.2-10-РП-201-136-о-А/0008-2021, а также протокол от 23.03.2021 № 5.2-РП-201-136-о-Пр/0041-2021 об административном правонарушении в отношении должностного лица Кравцова Р.В. – главного инженера объектов <данные изъяты>
Постановлением Главного государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Смоленской области Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.04.2021 № 5.2-Пс/0041-РП-201-136-2021 Кравцов Р.В. как главный инженер объектов признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Основанием вынесения оспариваемого постановления стал факт нарушения главным инженером объектов Кравцовым Р.В. требований технического регламента «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011).
Разрешая вопрос об обоснованности привлечения Кравцова Р.В. к административной ответственности за совершение вменяемого правонарушения, принимаю во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон о техническом регулировании) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В силу статьи 2 Федерального закона о техническом регулировании техническим регламентом является документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 утвержден Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) (далее - ТР ТС 010/2011).
Данный ТР ТС 010/2011 устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к машинам и (или) оборудованию при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации, обеспечения свободного перемещения машин и (или) оборудования, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза (пункт 2 статьи 1).
Так же решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011).
Данным Перечнем был предусмотрен ГОСТ Р 54765-2011 «Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Требования безопасности к устройству и установке».
В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 марта 2017 года N 157-ст взамен ГОСТ Р 54765-2011 введен ГОСТ 33966.1-2016 (EN 115-1:2008+А 1:2010) «Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Требования безопасности к устройству и установке».
В соответствии с пунктом 14 статьи 5 ТР ТС 010/2011 при проведении технического обслуживания, ремонта и проверок машины и (или) оборудования должны соблюдаться требования, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, программой проведения технического обслуживания или ремонта в течение всего срока проведения этих работ.
В соответствии с пунктом 3 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743, владелец объекта - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом на праве собственности либо ином законном основании и осуществляющие использование и содержание объекта.
ИП ФИО3 является владельцем технических устройств - эскалаторов, установленных в ТРЦ «Макси» по адресу: г. Смоленск, ул. 25 Сентября, д. 35А, - на которые распространяются требования технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) и эксплуатирует их при осуществлении своей деятельности.
Кравцов Р.В. приказом индивидуального предпринимателя ФИО3 от 30.08.2017 г. № 1/242/2-ОД назначен ответственным за организацию безопасной эксплуатации эскалаторов в торговом центре по адресу: г. Смоленск, ул. 25 Сентября, д. 35А.
Согласно должностной инструкции главного инженера объектов, утвержденной индивидуальным предпринимателем ФИО3 18.05.2020, главный инженер объектов обеспечивает бесперебойную работу, правильную эксплуатацию, ремонт инженерных сетей и систем закрепленных за работником объектов; обеспечивает контроль надлежащего исполнения контрагентами условий договоров в том числе, выполняемых работ, оказываемых услуг, участвует в приемке результатов работ, услуг; организовывает и осуществляет периодический контроль работы оборудования инженерных сетей и систем объектов; обеспечивает соблюдение инструкций по эксплуатации, техническому обслуживанию и надзору за энергооборудованием электрическими и иными инженерными сетями.
В соответствии с пунктами 6, 7 Приложения № 1 к Правилам организации и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 743, нарушения, указанные в пунктах 1-13 протокола от 23 марта 2021 г. № 5.2-РП 1 201-136-о-Пр/0041-2021, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан при котором владелец должен приостановить использование эскалатора по назначению до устранения такой угрозы.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Таким образом, нарушение владельцем (исполнителем) требований технического регламента, в том числе при эксплуатации эскалаторов, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влечет административную ответственность, установленную частью 2 статьи 14.43 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что главным инженером объекта Кравцовым Р.В. приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований технического регламента «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), ответственность за нарушение которых установлена ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Собранные доказательства по делу оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным на то должностным лицом, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ.
При этом доводы заявителя о неправильной квалификации административного правонарушения нахожу необоснованными в силу следующего.
Как указывалось выше, статья 14.43 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуска в обращение продукции.
В соответствии с примечанием к названной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье, статьях 14.46.2 и 14.47 Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
В силу пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъектом ответственности, установленной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности, а объективная сторона указанного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823 утвержден «ТР ТС 010/2011. О безопасности машин и оборудования», которым установлены требования, в том числе и к эскалаторам.
Соответственно, соблюдение требований Технического регламента при оказании услуг с использованием эскалаторов является обязанностью предпринимателя (в данном случае его должностного лица), установленной законодательством о техническом регулировании.
При таком положении должностное лицо выступает субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Объектом правонарушения в статье 14.43 КоАП РФ выступает несоблюдение требований технических регламентов, что охватывает все случаи нарушения технических требований, допускаемые изготовителями, исполнителями и продавцами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Статья 9.1.1 КоАП РФ имеет иной объект правонарушений - общественные отношения в области безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах.
Объективную сторону административного правонарушения по части 2 статьи 9.1.1 КоАП РФ составляют действия, выражающиеся в нарушении требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, создающее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии ч. 2 ст. 9.1.1 КоАП РФ).
Из распоряжения Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.01.2021 № РП-201-136 следует, что правовым основанием проведения проверки явился, в частности, Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования (ТР ТС 010/2011)» (пункт 9), обязательные требования которого и подлежали проверке (пункт 10).
Согласно протоколу об административном правонарушении № 5.2-РП-201-136-о0ПР/0041-2021 от 23.03.2021 в отношении ИП ФИО3 была проведена внеплановая выездная проверка по согласованию с прокуратурой Смоленской области по факту причинения вреда жизни и (или) здоровью малолетнему ребенку с целью государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования (ТР ТС 010/2011)» и требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Из материалов дела не следует, что должностному лицу ИП ФИО3 – главному инженеру объектов, ответственному за организацию безопасной эксплуатацию эскалаторов в торговом центре, Управлением вменялось нарушение Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743 (далее - Правила № 743).
Таким образом, несмотря на то, что Технический регламент может содержать положения, направленные на обеспечение безопасности ведения деятельности при эксплуатации эскалаторов, пересекающиеся по своей целевой направленности с предметом регулирования Порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743, это не означает, что несоблюдение такого рода положений Технического регламента является частным (специальным) случаем нарушения требований к обеспечению безопасности эскалаторов, установленных законодательством Российской Федерации.
Ссылка в протоколе от 23.03.2021 № 5.2-РП-201 -136-о-По/0041-2021 на Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743, является лишь непосредственным обоснованием содержания в вышеуказанных Правилах норм, доказывающих наличие непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, иными словами описание последствий, которые следуют при нарушении обязательных требований.
Таким образом, требования, подлежащие проверке, равно как и объект вменяемого предпринимателю правонарушения, являлось соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011).
С учетом изложенного, прихожу к выводу об отсутствии оснований для вывода о том, что статью 9.1.1 КоАП РФ следует рассматривать в качестве нормы, содержащей дополнительный квалифицирующий признак правонарушения (специальной нормы) по отношению к статье 14.43 КоАП РФ.
Факт нарушения должностным лицом положений ТР ТС 010/2011 установлен Управлением и подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, что свидетельствует о наличии в действиях должностного лица Кравцова Р.В. события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, в действиях главного инженера объектов Крацова Р.В. наличествует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений со стороны Управления не допущено.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны трактоваться в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, материалы дела не содержат.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, которые могут повлечь отмену обжалуемого постановления, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление Главного государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Смоленской области Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.04.2021 № 5.2-Пс/0041-РП-201-136-2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу главного инженера объектов Кравцова Романа Васильевича – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья О.В. Соболевская