Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 декабря 2016 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего судьи Бетиной Г.А.,
при участии прокурора ФИО2
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по административному иску ООО «ДЖКХ г.Тольятти», ООО «Управляющая компания № 3» г.о.Тольятти, ООО «ЖЭУ 26-ого квартала», ЗАО УК «Жилстройэксплуатация», ООО «УК № 1 ЖКХ», ООО МАИ+3Н», ООО «ЖКХ г.Тольятти», ООО УК «ЖИЛОЙ ДОМ+», ООО «УК ЖКХ» к мэрии г.о.Тольятти об оспаривании нормативного правового акта,
у с т а н о в и л:
Административные истцы обратились с административным иском к мэрии г.о.Тольятти об оспаривании нормативного правового акта, указав, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (ст.ст. 192, 193 Жилищного кодекса РФ). Нормативно-правовым актом, устанавливающим минимальный объем обязательств управляющей организации, является Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Среди обязанностей управляющей организации в соответствии с данным нормативно-правовым актом нет обязанности по очистке фасадов многоквартирных домов от самовольно размещенных на них рисунков, надписей и т.д. Однако, в настоящее время Административными комиссиями <адрес> управляющие организации привлекаются к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.<адрес> №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях на территории <адрес>» за неисполнение нормативного акта органа местного самоуправления, т.к. согласно п. 7.1 «Правил благоустройства территории городского округа Тольятти», утвержденных постановлением мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1 собственники, пользователи и владельцы зданий (помещений в них), строений и сооружений, в жилищном фонде управляющие организации (собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом) обязаны обеспечить своевременное производство работ по реставрации, ремонту и покраске фасадов зданий, включая очистку фасадов от самовольно расклеенных объявлений, плакатов и иной информационно-печатной продукции, очистку (либо закрашивание) от надписей и рисунков на фасадах зданий (а так же балконов, лоджий, дверей, водосточных труб), в соответствии с проектной документацией, а также поддерживать в чистоте и исправном состоянии расположенные на фасадах информационные таблички и мемориальные доски, (памятные знаки), если иное не установлено законом. В соответствии с п. 17 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Услугу по очистке фасадов от самовольно расклеенных объявлений, плакатов и иной информационно-печатной продукции, очистку (либо закрашивание) от надписей и рисунков на фасадах зданий (а так же балконов, лоджий, дверей, водосточных труб), собственники помещений в многоквартирных домах управляющим организациям не заказывали и дополнительное финансирование для выполнения этой услуги на общем собрании не определяли, следовательно, обязанность по очистке фасадов лежит исключительно на собственниках помещений в многоквартирном доме. Данная позиция подтверждена также письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЛ/04. Административные истцы считают, что нельзя привлекать к административной ответственности управляющие организации за невыполнение той обязанности, которая не была возложена на них законодательством или договором управления, и исполнение которой никем не оплачивается. В связи с этим, считают, что нормативно-правовой акт - Правила благоустройства территории городского округа Тольятти, утвержденные постановлением мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1 противоречат в части возложения обязанности на управляющие организации осуществлять очистку фасадов от самовольно расклеенных объявлений, плакатов и иной информационно-печатной продукции, очистку (либо закрашивание) от надписей и рисунков на фасадах зданий (а так же балконов, лоджий, дверей, водосточных труб) (п.7.1) иному нормативно-правовому акту - Минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Просит признать недействующим нормативно-правовой акт - Правила благоустройства на территории городского округа Тольятти, утвержденные постановлением мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1 в части возложения обязанности на управляющие организации осуществлять очистку фасадов от самовольно расклеенных объявлений, плакатов и иной информационно-печатной продукции, очистку (либо закрашивание) от надписей и рисунков на фасадах зданий (а также балконов, лоджий, дверей, водосточных труб), а именно п.7.1 указанного нормативно-правового акта.
В судебном заседании представители административных истцов, административный иск поддержали.
Представитель административного ответчика мэрии г.о.Тольятти требования не признал, суду пояснил, что оспариваемый пункт нормативного правового акта является законным, обоснованным и принят в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных законом. Также, из административного заявления не усматривается, какой норме закона, по мнению заявителей, противоречит оспариваемый пункт 7.1 Правил благоустройства территории городского округа Тольятти, утвержденных постановлением мэрии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N543-H/1. В административном заявлении указывается, что оспариваемый пункт 7.1 противоречит Минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденному постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 290. Вместе с тем, указанный довод не может быть принят во внимание, поскольку указанный перечень является минимальным и не может трактоваться как закрытый и не подлежащий расширению при обеспечении надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, обязанность по своевременной очистке фасадов прямо предусмотрена Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 170 (пункты 4.2.3.1; 4.2.3.9; 4.ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в заявлении об оспаривании нормативного правового акта или его части должно быть указано, какие права и свободы заявителя нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя. Из административного заявления следует, что заявители видят нарушение своих прав и интересов в том, что вследствие ненадлежащего содержания фасадов зданий управляющие компании привлекаются к административной ответственности по ст. 10.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории <адрес>". По мнению истцов, наложение штрафа на управляющую организацию является явным барьером для ведения предпринимательской деятельности, создает дополнительные сложности в работе управляющих организаций. Необоснованное нежелание управляющих компаний осуществлять очистку фасадов домов не может ставиться в обоснование нарушения их прав и интересов. Своевременная очистка фасадов домов предусмотрена государственными требованиями и нормативами по содержанию и обслуживанию жилого фонда (Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N 170), и является обязательной для исполнения. В удовлетворении иска просил отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, заключение прокурора, возражавшего против удовлетворения административного иска, суд считает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.11 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что при рассмотрении административного иска о признании незаконными действий (решений) органа государственной власти суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению иска может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
?????
Из материалов дела следует, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (ст.ст. 192, 193 Жилищного кодекса РФ).
ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» осуществляет управление многоквартирными домами на территории городского округа Тольятти (лицензия № от 16.04.2015г. выдана Государственной жилищной инспекцией Самарской области).
ООО «Управляющая компания №3» г.о.Тольятти осуществляет управление многоквартирными домами на территории городского округа Тольятти (лицензия № от 16.04.2015г. выдана Государственной жилищной инспекцией Самарской области).
ООО «ЖЭУ 26-го квартала» осуществляет управление многоквартирными домами на территории городского округа Тольятти (лицензия № от 18.05.2015г. выдана Государственной жилищной инспекцией Самарской области).ЗАО УК «Жилстройэксплуатация» осуществляет управление многоквартирными домами на территории городского округа Тольятти (лицензия № от 16.04.2016г. выдана Государственной жилищной инспекцией Самарской области).
ООО «УК №1 ЖКХ» осуществляет управление многоквартирными домами на территории городского округа Тольятти (лицензия № от 22.04.2015г. выдана Государственной жилищной инспекцией Самарской области).
ООО «МАИ+ЗН» осуществляет управление многоквартирными домами на территории городского округа Тольятти (лицензия № от 16.04.2015г. выдана Государственной жилищной инспекцией Самарской области).
ООО «ЖКХ г.Тольятти» осуществляет управление многоквартирньми домами на территории городского округа Тольятти (лицензия № от 16.04.2015г. выдана Государственной жилищной инспекцией Самарской области).
ООО УК «ЖИЛОЙ ДОМ+» осуществляет управление многоквартирными домами на территории городского округа Тольятти (лицензия № от 22.04.2015г. выдана Государственной жилищной инспекцией Самарской области).
ООО «УК ЖКХ» осуществляет управление многоквартирными домами на территории городского округа Тольятти (лицензия № от 07.10.2015г. выдана Государственной жилищной инспекцией Самарской области).
Административными истцами оспаривается в части пункт 7.1 Правил благоустройства территории городского округа Тольятти, утвержденных постановлением мэрии городского округа Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, который имеет следующее содержание:
«7.1 Не допускается нахождение на фасадах зданий, строений и сооружений самовольно расклеенных объявлений, плакатов и иной информационно-печатной продукции, а также надписей и рисунков на фасадах зданий (а также балконов, лоджий, дверей, водосточных труб). Ответственность за проведение работ по реставрации, ремонту и покраске фасадов зданий, включая очистку фасадов от самовольно расклеенных объявлений, плакатов и информационно-печатной продукции, очистку (либо закрашивание) от надписей и рисунков на фасадах зданий (а также балконов, лоджий, дверей, водосточных труб), в соответствии с проектной документацией, а также за поддержание в чистоте и исправном состоянии расположенных на фасадах информационных табличек и мемориальных досок (памятные знаки), несут собственники, пользователи и владельцы зданий (помещений в них), строений и сооружений, в жилищном фонде управляющие организации (собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом). Закрашивание от надписей и рисунков должно производиться тем же цветом, что и фасад зданий, строений и сооружений (в том числе балконов, лоджий, дверей, водосточных труб).
В случае если указанные лица не являются балансодержателями мемориальных досок (памятных знаков), их сохранность и текущее содержание обеспечивают балансодержатели мемориальных досок (памятных знаков).»
Административными истцами оспаривается указанный пункт в части возложения обязанности на управляющие организации осуществлять очистку фасадов от самовольно расклеенных объявлений, плакатов и иной информационно-печатной продукции, очистку (либо закрашивание) от надписей и рисунков на фасадах зданий (а также балконов, лоджий, дверей, водосточных труб).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории поселения (городского округа) – комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Статьей 25 Устава городского округа Тольятти, федеральными законами, законами <адрес> утверждение правил благоустройства территории городского округа не отнесено в полномочиям представительного органа городского округа, в соответствии со статьей 37 Устава городского округа Тольятти утверждение Правил благоустройства территории городского округа Тольятти является полномочием мэрии городского округа Тольятти.
В силу прямого указания закона (п.25 части 1 статьи 16 ФЗ №-Ф3) правила благоустройства территории городского округа должны устанавливать, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
В целях реализации указанных положений закона п.7.1 Правил благоустройства территории городского округа Тольятти устанавливает требования к содержанию фасадов жилых домов, зданий и сооружений.
Установленная оспариваемым пунктом 7.1 обязанность по очистке фасадов зданий от надписей и рисунков соответствует также техническим нормам эксплуатации жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 4.2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 170, местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, общее загрязнение поверхности должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Фасады зданий следует очищать и промывать в сроки, установленные в зависимости от материала, состояния поверхностей зданий (степень загрязнения, наличие выколов, разрушение покрытия) и условий эксплуатации (п.4.2.3.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Работы по очистке фасадов выполняются, как правило, специализированными организациями (4.ДД.ММ.ГГГГ Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от ДД.ММ.ГГГГ, в состав общего имущества включаются стены.
В силу п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в т.ч. соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, иных лиц.
Кроме того, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N 170, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ за N 5176, опубликованы в "Российской газете" от ДД.ММ.ГГГГ N 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями (Постановление Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27).
Согласно п.9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 290 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов:
выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков;
контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.);
выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках;
контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами;
контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы);
при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В административном заявлении указывается, что оспариваемый пункт 7.1 противоречит Минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденному постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 290. Указанный довод не может быть принят во внимание, поскольку указанный перечень является минимальным и не может трактоваться как закрытый и не подлежащий расширению при обеспечении надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, обязанность по своевременной очистке фасадов прямо предусмотрена Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 170 (пункты 4.2.3.1; 4.2.3.9; 4.ДД.ММ.ГГГГ).
В указанных Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников помещений или управляющих организаций по включения ими соответствующих работ и услуг в договор управления.
Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса имеются в виду работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Ссылка административных истцов в обоснование своей позиции на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № не является основанием для удовлетворения административного иска, поскольку указанное письмо носит рекомендательный характер и является мнением заместителя директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства ФИО4.
Оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 161 ЖК РФ), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что в состав общего имущества включаются стены многоквартирного дома, на управляющие компании возложена обязанность по содержанию и ремонту обслуживаемых многоквартирных домов, в том числе по обеспечению чистоты фасадов этих домов, пришел к выводу о том, что оспариваемый пункт нормативного правового акта является законным, обоснованным и принят в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных законом, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 192-198, 226-227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска ООО «ДЖКХ г.Тольятти», ООО «Управляющая компания № 3» г.о.Тольятти, ООО «ЖЭУ 26-ого квартала», ЗАО УК «Жилстройэксплуатация», ООО «УК № 1 ЖКХ», ООО МАИ+3Н», ООО «ЖКХ г.Тольятти», ООО УК «ЖИЛОЙ ДОМ+», ООО «УК ЖКХ» к мэрии г.о.Тольятти об оспаривании нормативного правового акта в части – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.12.2016г.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья
Секретарь