№ 2-234/2017
РЕШЕНИЕ .
Именем Российской Федерации
г. Соль-Илецк 13 апреля 2017 года
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Нечаевой Т.М.,
при секретаре Ракитиной Т.И.,
с участием:
истца – Перевезенцева А.А.,
представителя ответчика – Шарипова Р.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перевезенцева А.А. к Федеральному казенному учреждению исправительная колония № 6 о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,
установил:
Перевезенцев А.А. обратился в Соль-Илецкий районный суд с названным иском указав, что за период отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ г. ему была начислена заработная плата ДД.ММ.ГГГГ в размере 7500 рублей и с ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 5000 рублей, а всего 12500 рублей, которая до настоящего времени на его лицевой счет не поступила. Просил суд обязать администрацию учреждения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области направить на его лицевой счет заработанные им денежные средства в размере 12500 рублей.
Впоследствии истец уточнил заявленные требования и просил произвести перерасчет начисленной заработной платы и взыскать невыплаченную заработную плату в сумме 12223 рубля и компенсацию морального вреда в сумме 30000 рублей.
В судебном заседании Перевезенцев А.А. уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. в обоснование иска пояснил, что в период отбывания наказания в ФКУ ИК-6 он работал на различных работах. При переводе в учреждение ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области ему не была зачислена на его лицевой счет заработная плата ДД.ММ.ГГГГ в сумме 12500 рублей, за период работы не выплачивались отпускные. Невыплатой ответчиком заработной платы ему причинен моральный вред, который он оценивает в 30000 рублей, поскольку он не мог приобретать необходимые вещи, звонить родным. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области Шарипов Р.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что осужденный Перевезенцев А.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-6 ДД.ММ.ГГГГ.. В период с октября по ДД.ММ.ГГГГ г. осужденному была начислена заработная плата в размере 12500 рублей, из которых 7500 рублей за ДД.ММ.ГГГГ и 5000 рублей на ДД.ММ.ГГГГ. Из заработной платы, начисленной осужденному в октябре, были произведены удержания: 975 рублей – НДФЛ (13%), 2139,23 рублей –за вещевое обеспечение и 2510,77 рублей –за питание и зачислена на лицевой счет заработанная плата в размере 1875 рублей, составляющая №% от начисленной заработной платы, (ДД.ММ.ГГГГ. в размере 35 рублей и ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 1840 рублей). В ДД.ММ.ГГГГ. ему начислена заработная плата в сумме 5000 рублей, из которой сумма к выдаче после произведенных удержаний составила 1250 рублей. Данная сумма также зачислена на лицевой счет осужденного (ДД.ММ.ГГГГ в размере 35 рублей (аванс) и ДД.ММ.ГГГГ в размере 1215 рублей). За весь период выполнения осужденным работы в ФКУ ИК-6 ему начислялась заработная плата, из которой производились удержания за питание, коммунальные расходы, телефонные переговоры по его заявлениям, после чего заработная плата зачислялась на его личный счет, и осужденный отоваривался в ларьке учреждения. Кроме того, в период работы ему предоставлялся отпуск, отпускные также зачислялись на его лицевой счет. Таким образом, вся причитающаяся к выдаче заработная плата осужденному Перевезенцеву А.А. была перечислена на его лицевой счет и задолженность по заработной плате перед осужденным отсутствует. Более того, осужденный имеет перед учреждением задолженность по выданному вещевому имуществу на сумму 2284,46 рубля, а также задолженность за приобретенные в ларьке учреждения товары в сумме 483,09 рубля. В связи с тем, что права осужденного не нарушены, просил в иске о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда отказать.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд пришел к следующему.
Судом установлено и следует из представленных материалов, что Перевезенцев А.А. отбывал наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима в учреждении ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области с ДД.ММ.ГГГГ..
В силу ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.
В соответствии с ч. 3 ст. 129 УИК РФ труд осужденных регулируется законодательством РФ о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу.
Судом установлено, что за период отбывания наказания Перевезенцев А.А. имел периоды трудоустройства, за которые ему выплачивалась заработная плата исходя из установленных тарифных ставок, окладов, пропорционально количеству отработанного времени и в пределах установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда по РФ.
По прибытию ФКУ ИК-6 истец был распределен в отряд № № строгого режима и на основании Приказа начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области № № от ДД.ММ.ГГГГ г. трудоустроен <данные изъяты>.
На основании Приказа начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № № осужденный Перевезенцев А.А. назначен на должность <данные изъяты> с окладом согласно утвержденного штатного расписания ДД.ММ.ГГГГ г..
В связи с отказом от всех видов оплачиваемых и неоплачиваемых работ, а также признанием злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания осужденный Перевезенцев А.А. на основании Приказа начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № № снят с должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ г.
На основании Приказа начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № № осужденный Перевезенцев А.А. 12.09.2016 г назначен на должность <данные изъяты> с окладом согласно утвержденному штатному расписанию.
В целях эффективного обеспечения трудовой занятости и привлечения осужденных к общественно-полезному труду с учетом их трудоспособности Приказом начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № № осужденный Перевезенцев А.А. ДД.ММ.ГГГГ г. переведен на должность <данные изъяты> с окладом согласно утвержденному штатному расписанию.
На основании Приказа начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ г. № № осужденный строгого режима Перевезенцев А.А. ДД.ММ.ГГГГ г. снят с должности <данные изъяты>.
Согласно ч.1 ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора.
В силу ч.1 ст.103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
Таким образом, осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку общественно полезный труд, как средство исправления (ст.9 УИК РФ) и обязанность (ст.ст. 11, 103 УИК РФ) осужденных, является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер, осужденные не относятся к лицам, работающим по трудовым договорам, т.е. состоящим в трудовых правоотношениях с учреждениями (организациями, предприятиями), в которых они трудоустраиваются на период отбывания наказания.
Поскольку трудовой договор с истцом не заключался, истец привлекался к труду в связи с отбыванием наказания, следовательно, правоотношения, возникшие между сторонами, не были основаны на трудовом договоре и к правоотношениям, возникшим между сторонами, подлежат применению нормы УИК РФ.
Согласно ст. 105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде; размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда; плата труда при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки.
В силу ч.4 ст.104 УИК РФ, работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней- для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней -для отбывающих лишение свободы в иных исправительных колониях.
В период с ДД.ММ.ГГГГ. на основании Приказа начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № № осужденный находился в ежегодном трудовом отпуске без выезда за пределы колонии для осужденных строгого режима.
Частью 4 ст. 99 УИК РФ установлено, что осужденные к лишению свободы, получающие заработную плату, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды; возмещение производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
Судом установлено из представленных материалов, что оплата труда истца в период отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области производилась пропорционально отработанному времени. За весь спорный период рабочего времени истцу, с учетом имевших место удержаний, была начислена и зачислена на лицевой счет заработная плата.
Как видно из материалов дела и установлено судом, за период отбывания Перевезенцевым А.А. наказания в ФКУ ИК-6 из его заработной платы производились удержания, в т.ч. стоимость питания, коммунальных услуг, вещевого обеспечения, за телефонные переговоры за периоды: ДД.ММ.ГГГГ отработал № дн., начислено 5965 рублей, из них: удержано НДФЛ – 775 рублей, за питание и коммунальные расходы – 2768,38 рублей, за вещ. имущество – 930,66 рублей, зачислено на лицевой счет – 1491 рубль; в ДД.ММ.ГГГГ г. отработал № дн., начислено 5965 рублей, из них: удержано НДФЛ – 776, за питание и коммунальные расходы – 3626,20 рублей, зачислено на лицевой счет – 1562,80 рубля; в ДД.ММ.ГГГГ. отработал № дн., начислено 6204 рубля, из них: удержано НДФЛ – 807 рублей, за питание и коммунальные расходы – 3 846 рублей, зачислено на лицевой счет – 1551 рубль, удержано за телефонные переговоры 315,06 руб.лей; в ДД.ММ.ГГГГ г. отработал № дн., начислено 6204 рубля, из них: удержано НДФЛ – 806 рублей, за питание и коммунальные расходы – 3 847 рублей, зачислено на лицевой счет – 1551 рубль, удержано за телефонные переговоры 139,24 рублей; в ДД.ММ.ГГГГ г. отработал № дн., начислено 6204 рубля, из них: удержано НДФЛ – 807 рублей, за питание и коммунальные расходы – 3775,63 рублей, за вещевое имущество – 70,37 рублей, зачислено на лицевой счет – 1551 рубль, удержано за телефонные переговоры 386,59 рублей; в ДД.ММ.ГГГГ г. отработал № дн., начислено 6289,97 руб., в т.ч. отпускные 3335,68 рублей, из них: удержано НДФЛ – 817 рублей, за питание и коммунальные расходы – 2622,25 рубля, за вещевое имущество-1278,72 рублей, зачислено на лицевой счет – 1572 рубля, удержано за телефонные переговоры 89,23 рублей; в ДД.ММ.ГГГГ г. отработал № дн., начислено 5224,42 рубля, из них: удержано НДФЛ – 679 рублей, за питание и коммунальные расходы – 2818,86 рублей, за вещевое имущество – 420,56 рублей, зачислено на лицевой счет – 1306 рублей, удержано за телефонные переговоры 84,96 рубля; в ДД.ММ.ГГГГ г. отработал № дн., начислено 3545,14 рублей, из них: удержано НДФЛ – 461 рубль, за питание и коммунальные расходы – 2198,14 рублей, зачислено на лицевой счет – 886 рублей, удержано за телефонные переговоры 166,65 рублей; в ДД.ММ.ГГГГ г. –ДД.ММ.ГГГГ. не работал, начислений нет; в ДД.ММ.ГГГГ г. отработал № дн., начислено 2727,27 рублей, из них: удержано НДФЛ – 355 рублей, за питание и коммунальные расходы – 01691,27 рубль, зачислено на лицевой счет – 681 рубль, удержано за телефонные переговоры 127,44 рублей; в ДД.ММ.ГГГГ г. отработал № дн., начислено 7 500 рублей, из них: удержано НДФЛ – 975 рублей, за питание и коммунальные расходы – 2510,77 рублей, за вещевое имущество – 2139,23 рублей, зачислено на лицевой счет – 1975 рублей, удержано за телефонные переговоры 131,71 рубль; в ДД.ММ.ГГГГ г. отработал № дн., начислено 5000 рублей, из них: удержано НДФЛ – 650 рублей, за питание и коммунальные расходы – 3100 рублей, зачислено на лицевой счет – 1250 рублей, удержано за телефонные переговоры 129,81 рубль.
За период отбывания наказания с лицевого счета истца также производились удержания ответчиком на оплату приобретенных истцом товаров в ларьке учреждения согласно его заявлениям на общую сумму 6878 рублей.
Оценив представленные ответчиком расчеты удержаний коммунальных платежей за период с ДД.ММ.ГГГГ., суд пришел к выводу о том, что расчет удержанной с истца стоимости коммунальных услуг произведен на основании фактических затрат в соответствии с установленными тарифами. Доказательств обратного истцом суду не представлено. Удержания, производимые у Перевезенцева А.А. на основании установленных тарифов, не нарушали прав истца.
В соответствии с положениями статьи 99 УИК РФ нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством РФ. осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
Поскольку истец в период отбывания наказания состоял на довольствии в ФКУ ИК-6, из его заработка с личного счета производились удержания за питание согласно установленным нормативам, вещевое обеспечение, за коммунально-бытовые услуги, за телефонные переговоры, за индивидуальные средства гигиены, а также производились удержания за приобретенные в ларьке товары. Размер производимых из средств, находящихся на личном счете истца удержаний, соответствует установленным тарифам по питанию осужденных, стоимости полученного истцом вещевого имущества, заявлениям истца на приобретение индивидуальных средств гигиены и товаров в ларьке учреждения и кассовым чекам, заявкам на телефонные переговоры. При этом, выплачиваемый истцу (зачисляемый на лицевой счет) гарантийный минимум превышал установленный законом №% начисленной ему заработной платы. Зачисление истцу заработной платы на его лицевой счет подтверждается карточкой счета Перевезенцева А.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ.
Фактическое вещевое обеспечение осужденного подтверждается заявлениями осужденного о предоставлении вещей, ведомостями получения вещевого довольствия. Приобретение в ларьке учреждения товаров подтверждается заявлениями истца, распиской в получении товаров, товарными и кассовыми чеками.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что ответчиком не допущено нарушений трудового законодательства при начислении и выплате истцу заработной платы. Расчеты заработной платы произведены ответчиком в соответствии с требованиями норм действующего законодательства, локальных нормативных актов ответчика, исходя из фактически отработанного истцом времени в расчетном периоде, в соответствии с табелями рабочего времени.
Довод истца о невыплате ему отпускных опровергается представленными данными лицевого счета.
Вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств невыплаты ответчиком ему заработной платы в сумме 12223 рубля. Представленными материалами опровергается наличие задолженности по заработной плате у ответчика перед истцом.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд руководствуется положениями ч.1 ст.151 ГК РФ, согласно которой если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку наличие задолженности ответчика по заработной плате истцу не нашло своего подтверждения в судебном заседании, то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании компенсации морального вреда.
При таких обстоятельствах, исковые требования Перевезенцева А.А. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Перевезенцеву А.А. к Федеральному казенному учреждению исправительная колония №6 УФСИН России по Оренбургской области о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Т.М. Нечаева
Решение суда в окончательной форме принято 18 апреля 2017 года