Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2019 года п.Саракташ
Саракташский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Асфандиярова М.Р. при секретаре Музафаровой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозовой Ксении Сергеевны к администрации муниципального образования Саракташский район Оренбургской области об обязании предоставления жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Морозова К.С. обратилась в суд с названным иском к администрации МО Саракташский район Оренбургской области, указав, что она относится к категории детей оставшихся без попечения родителей. Мать истицы – М.К.Г лишена родительских прав, сведения об отце записаны со слов матери.
Морозова К.С. состоит в списках подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по МО Саракташский район с 18.09.2014 года.
Собственного жилья у Морозовой К.Г. не имеется. Денежные средства на приобретение жилого помещения ей не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось.
В соответствии с действующим законодательством дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства по договору найма специализированных жилых помещений жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Обязанность по предоставлению жилья указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления муниципального района.
Просила суд обязать администрацию МО Саракташский район предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, площадью не ниже установленных социальных норм.
Истец Морозова К.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представила заявление в котором исковое заявление рассмотреть в её отсутствие, исковые требования поддерживает, проси удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Саракташский район Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
В судебном заседании представитель третьего лица – районного отдела образования МО Саракташский район в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Представитель третьего лица - Министерства образования Оренбургской области в судебное заседание не явился, представил отзыв согласно которому просит принять решение об обязании предоставить жилое помещение исходя из конкретны обстоятельств и рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющие самостоятельных требований - Правительства Оренбургской области, действующий и от имени Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указывая, что Морозова К.С. состоит в Списке, подлежащих обеспечению жилым помещением, и реализация ее права на получение жилья возможна только в порядке очередности. Полагает, что в данном случае не нарушено право Морозовой К.С. на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В случае предоставления Морозовой К.С. жилого помещения по решению суда будут нарушены конституционные права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют более раннюю дату постановки на учет и должны были бы реализовать свое гарантированное право на жилье ранее. Просит в удовлетворении исковых требований Морозовой К.С. - отказать.
Суд на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела Морозова К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей оставшихся без попечения родителей. Мать Морозовой К.С. – М.К.Г лишена родительских прав, сведения об отце записаны со слов матери.
Из материалов дела следует, что собственного жилья у Морозовой К.С. не имеется. Денежные средства на приобретение жилого помещения ей не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, жилое помещение за ней не закреплялось.
Морозова К.С. с 18.09.2014 года состоит в Списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по муниципальному образованию Саракташский район.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российское Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определены общие принципы и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи, нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семы нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По письменному заявлению жилые помещения предоставляются данным лицам по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии со ст.2 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 № 1347/285-03 «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются одиноко проживающим гражданам — 33 кв. метра общей площади жилья.
В соответствии со ст.1 Закона Оренбургской области от 18.03.2013 № 1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Оренбургской области по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с ч. 2 ст.2 закона Оренбургской области от 29.12.2007 №1853/389-03 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 5 закона Оренбургской области от 29.12.2007 №1853/389-03 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан» органы государственной власти Оренбургской области обязаны ежегодно планировать и обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и при необходимости материальных ресурсов для осуществления государственных полномочий Оренбургской области.
В соответствии со статьей 29 Устава муниципального образования Саракташский район администрация Саракташского района наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Федеральными законами и законам Оренбургской области.
Органом исполнительной власти в Саракташском районе обязанным обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, является администрация Саракташского района.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным названным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 05.04.2013) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Таким образом, приведенные положения федерального и регионального законодательства органами исполнительной власти до настоящего времени не исполнены.
Морозова К.С. являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, имеет право на гарантируемую государством дополнительную социальную поддержку в виде предоставления ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области, поскольку не реализовала своего права на получение жилья.
Доводы третьих лиц - Правительства Оренбургской области, Министерства социального развития Оренбургской области о том, что обеспечение Морозовой К.С. жильем во внеочередном порядке будет нарушать права других лиц, стоящих в списке на получение жилья безосновательны, поскольку положения вышеперечисленных норм не содержат указания на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований Морозовой К.С. об обязании администрации муниципального образования Саракташский район Оренбургской области предоставить по договору найма специализированного жилого помещения Морозовой К.С. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Морозовой Ксении Сергеевны к администрации муниципального образования Саракташский район Оренбургской области об обязании предоставления жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Саракташский район Оренбургской области предоставить по договору найма специализированного жилого помещения Морозовой Ксении Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Саракташский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья М.Р. Асфандияров
Полное мотивированное решение изготовлено 17 августа 2019 года.
Судья М.Р.Асфандияров