Дело №(1)/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Климовой С.В.
при секретаре Добренькой Е.С.
с участием истца Климочкина А.В., представителя администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности Мягковой О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климочкина Андрея Викторовича к федеральному государственному учреждению «Кадастровая палата» по Саратовской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области об изменении кадастровой стоимости земельного участка,-
установил:
Климочкин А.В. обратился в Балашовский районный суд Саратовской области с исковым заявлением, в котором просит обязать федеральное государственное учреждение «Кадастровая палата» по Саратовской области определить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на 2011-2012 г.г. равной 551 224 руб. 12 коп. и обязать ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка с учетом Постановления Правительства Саратовской области № 270-П от 07.07.2007г.
В обоснование иска указывая на то, что истцу на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 доля земельного участка, площадью 778 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Сособственником земельного участка по вышеуказанному адресу является Семенова (Чернышова) С.В. На основании распоряжения администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области № 544-р от 05 августа 2011 года «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес> изменен вид разрешенного использования земельного участка, площадью 778 кв.м., принадлежащего на праве общей долевой собственности Семеновой (Чернышовой) С.В. и Климочкину А.В., расположенного по адресу: <адрес>, с земельного участка, предназначенного «для индивидуального жилищного строительства» на земельный участок, предназначенный «для размещения административных и офисных зданий». В марте 2013 года Климочкин А.В. получил налоговое уведомление об уплате земельного налога на земельный участок по спорному адресу в размере 26205 руб. 72 коп. Основанием для начисления налога являлась кадастровая стоимость земельного участка, которая составила 3 743 674 руб., тогда как на 2010 года кадастровая стоимость составляла 551 244 руб. Поскольку кадастровая стоимость земельного участка определена по результатам государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в нарушение Постановления Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 года № 270-П Климочкин А.В. обратился в суд с исковым заявлением.
В судебном заседании истец Климочкин А.В. исковые требования поддержал, просил суд иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности Мягкова О.Г. просила суд принять решение в соответствии с законом.
Третье лицо Семенова (Чернышова) С.В., представители федерального государственного учреждения «Кадастровая палата» по Саратовской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Саратовской области, Комитета по имуществу Саратовской области в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены.
ФГБУ «ФКП Росреестра» представлены письменные возражения на иск, согласно которым просили производство по делу прекратить, поскольку оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства и подведомственно арбитражному суду.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области представило письменные возражения на иск, согласно которым просили суд в удовлетворении иска отказать.
На основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом статья 390 Налогового кодекса РФ определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с Земельным законодательством.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пунктам 9 и 5 Правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а приказом от 28 июня 2007 г. N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным с Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из приведенных положений действующего законодательства следует, что Роснедвижимость является единственным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти компетентным осуществлять проверку правильности проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, в том числе и соблюдения исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земель Методических указаний. Процедура государственной кадастровой оценки земель предполагает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии проведенных работ Методическим указаниям.
Судом установлено, что подтверждается материалами дела, земельный участок по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО7, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7 (продавцом), Климочкиным А.В. и Чернышовой С.В. (покупателями) заключен договор купли-продажи недвижимости земельного участка и расположенного на нем жилого дома с хозяйственными строениями и бытовыми сооружениями, находящиеся по адресу: <адрес>. Согласно условий данного договора продавец продал и передал принадлежащие ему на праве собственности, а покупатели купили и приняли в общую долевую собственность (1/2 доля каждому) данные объекты недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ договор зарегистрирован, Климочкин А.В. и Семенова (Чернышова) С.В. являются сособственниками земельного участка по адресу: <адрес>, у каждого доля в праве по 1/2, общей площадью 778 кв.м.
Распоряжением администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области № 544-р от 05 августа 2011 года «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>» изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 778 кв.м., с кадастровым номером №, принадлежащего на праве общей долевой собственности Семеновой (Чернышовой) С.В. (доля в праве 1/2 ) и Климочкину А.В. (доля в праве 1/2 ), расположенного по адресу: <адрес>, с земельный участок, предназначенный «для индивидуального жилищного строительства» на земельный участок, предназначенный «для разрешения административных и офисных зданий».
ДД.ММ.ГГГГ представитель Климочкина А.В. обратился в орган кадастрового учета с заявлением о внесении сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером 64: 41:410255:0007.
ДД.ММ.ГГГГ межрайонным отделом № 4 ФБУ «Кадастровая палата» по Саратовской области принято решение № Ф41/11-457 о проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка. Заявление и предоставленные документы соответствуют требованиям Федерального закона № 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт определения кадастровой стоимости земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 778 кв.м., удельный показатель 1 кв.м. согласно Постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 года № 270-П составляет 4 811 руб. 92 коп., кадастровая стоимость земельного участка определена в 3 743 673 руб. 76 коп.
Результаты кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Саратовской области № 270-П от 07.07.2009 года «Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области», утратившее силу с 12.02.2013 года Постановлением Правительства Саратовской области № 58-П, но действующее в спорный период.
Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, определены под номером 7 группы видов разрешенного использования.
В результате проведенной оценки рассчитан удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 64: 41:410255:0007, который составил 4 811 руб. 92 коп.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проведена в Балашовском муниципальном районе Саратовской области с нарушением установленного порядка, не установлено судом и не представлено истцом.
Согласно п. 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.
778 кв.м. (площадь земельного участка) х 4 811 руб. 92 коп. = 3 743 673 руб. 76 коп.
Частью 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте положений ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закреплен общий принцип распределения обязанности по доказыванию, согласно которому каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, свидетельствующих о том, что расчет величины кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего истцу, сведения о которой внесены в Государственный кадастр недвижимости, произведен неправильно, не соответствует указанным выше требованиям Методических указаний, в Государственный кадастр подлежат внесению сведения об иных показателях величины кадастровой стоимости земельного участка стороной истца в ходе рассмотрения дела представлено не было.
Разрешая заявленные требования, суд, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований, ввиду отсутствия к тому предусмотренных законом оснований, а также учитывая, что факт нарушения прав истца в ходе слушания дела своего подтверждения не нашел.
Суд не соглашается с возражениями ФГБУ «ФКП Росреестра» о прекращении производства по делу ввиду неподведомственности иска суду общей юрисдикции.
Определением Балашовского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ в принятии искового заявления Климочкина А.В. об изменении рыночной стоимости земельного участка отказано в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ определение Балашовского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено.
Определением Балашовского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление Климочкина А.В. об изменении рыночной стоимости земельного участка оставлено без движения.
Во исполнение определения от ДД.ММ.ГГГГ Климочкин А.В. предъявил исковые требования об изменении кадастровой стоимости земельного участка, в обоснование иска ссылаясь на положения ст. 66 ЗК, данные требования подлежат рассмотрению судом общей юрисдикции. Кроме того, на момент рассмотрения дела Климочкин А.В. утратил статус индивидуального предпринимателя.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░.░░.░░░░).
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░