№
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Щелково, Московской обл. 11 марта 2016 года
Федеральный судья Щелковского городского суда Московской области Жарикова С.А.,
С участием представителя заявителя Бачерикова Г.А. - ФИО3, действующего на основании доверенности № <адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев жалобу исполняющего обязанности директора Федерального казенного предприятия "<данные изъяты>" Бачерикова Г.А. на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенного врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №, которым Бачериков Г.А. привлечен к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб.
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенного врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес> ФИО4 и.о. директора Федерального казенного предприятия "<данные изъяты>" Бачериков Г.А привлечен к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением по делу об административном правонарушении, Бачериков Г.А. обратился в <адрес> с жалобой, в которой содержится просьба отменить указанное постановление должностного лица в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В обосновании жалобы указал, что в его действиях, как исполняющего обязанности директора Федерального казенного предприятия "<данные изъяты>" не имеется состава вмененного ему правонарушения, так как ответственность за совершение административного правонарушения по ч. 6.3. ст. 15.25 КоАП РФ в данном случае лежит на главном бухгалтере Федерального казенного предприятия "<данные изъяты>" ФИО5 и именно она не приняла все зависящие от нее меры по выполнению требований валютного законодательства. В силу специфики субъекта – главный бухгалтер унитарного предприятия п.п. 8 п. 1 ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ г. « О государственных и унитарных предприятиях» устанавливает обязанность собственника имущества унитарного предприятия согласовывать прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора. Считает, что именно ФИО5 обязана нести ответственность по ч.6.3 ст. 15. 25 КоАП РФ, именно Фалынскова, являющаяся главным бухгалтером не приняла все зависящие от нее меры по выполнению требований валютного законодательства.
Представитель и.о. директора Федерального казенного предприятия "<данные изъяты>" Бачерикова Г.А. – ФИО3 полностью поддержал доводы Бачерикова, изложенные в его жалобе, просит отменить постановление должностного лица в отношении Бачерикова, т.к. отсутствует состав административного правонарушения в действиях последнего.
В подтверждение доводов жалобы представителем заявителя в материалы дела предоставлены и исследованы судом следующие доказательства:
- должностная инструкция главного бухгалтера ФКП "ЩБК";
- трудовой договор с главным бухгалтером №-с от ДД.ММ.ГГГГ;
- приказ о назначении главного бухгалтера на должность №кп от ДД.ММ.ГГГГ;
- положение о бухгалтерии ФКП "<данные изъяты>" от ДД.ММ.ГГГГ №;
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5 показала, что она работает в должности главного бухгалтера ФКП « <данные изъяты>». В силу возложенных на нее должностной инструкцией обязанностей по ведению бухгалтерского учета, на нее в том числе возложена обязанность по своевременному представлению в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций. В связи с большим объемом работы, ею ( ФИО5 ) был пропущен срок предоставления названных документов в уполномоченный банк по контракту от ДД.ММ.ГГГГ № сб по поставке в ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем к административной ответственности привлекли и.о. директора ФКП « ЩБК».
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля эксперт юридического отдела Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес>- ФИО6 показал, что постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное в отношении и.о. директора Федерального казенного предприятия "<данные изъяты>" Бачерикова Г.А., является законным, вынесено в соответствии с требованиями КоАП РФ. Бачериков является субъектом совершенного им правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15. 25 КоАП РФ и обязан нести ответственность. Согласно Уставу ФКП « Щелковский биокомбинат» Бачериков является единоличным исполнительным органом и несет ответственность в соответствии с законодательством РФ, в том числе и персональную ответственность за организацию работы и создание условий по соблюдению требований, установленных законодательством РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы Бачерикова Г.А., опросив его представителя, свидетелей, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № Межрайонной ИФНС № по <адрес> ФИО7 составлен протокол об административном правонарушении в отношении и.о. директора Федерального казенного предприятия "<данные изъяты>" Бачерикова ФИО8 по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес> ФИО4 вынесено постановление N № по делу об административном правонарушении в отношении и.о. директора Федерального казенного предприятия "<данные изъяты>" Бачерикова ФИО9 по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Как усматривается из представленных материалов дела, ФКП « <данные изъяты>» (резидент) заключило с нерезидентом - ТОО «<данные изъяты>» ( <адрес> ) контракт от ДД.ММ.ГГГГ ; 527 сб, предусматривающий вывоз товара с территории РФ.
По данному договору ФКП « <данные изъяты>» оформило паспорт сделки в Филиале ОАО "<данные изъяты>»- Среднерусский банк.
В соответствии с условиями контракта в ДД.ММ.ГГГГ ФКП « <данные изъяты>» был осуществлен вывоз товара с территории Российской Федерации на суммы : 38 961 944,00р., 11 816 420,00 р., 20 197940,00р., что подтверждается товарными накладными от ДД.ММ.ГГГГ №,№.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N №-ФЗ) резиденты обязаны вести учет в установленном порядке и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
В соответствии с п. 1.5 Инструкции N № справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены Инструкцией N № являются формами учета по валютным операциям резидента.
В соответствии с п. 3.8 Инструкции N № справка о валютных операциях и документах, связанных с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении на этот расчетный счет резидента валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента.
С учетом требований п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона N №-ФЗ, п. 3.8 Инструкции N №И, крайней датой представления ФКП « <данные изъяты>» в банк ПС справки о подтверждающих документах следует считать ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно ст. 25 Закона N №ФЗ резиденты, нарушившие положения актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что ФКП « <данные изъяты>» нарушены требования ФЗ « О валютном регулировании и валютном контроле», поскольку не была представлена в уполномоченный банк справка о подтверждающих документах в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ г.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечание к статье 2.4 КоАП РФ дает определение должностных лиц, из которого следует, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Под организационно-распорядительными обязанностями в соответствии с действующим законодательством понимаются функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация работы подчиненных, поддержание труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т.п.).
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных функций руководители несут ответственность как должностные лица.
Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении.
Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как указано в ч. 1 ст. 2 Закона N №-ФЗ « О бухгалтерском учете», действие данного Закона распространяется на следующих лиц (далее - экономические субъекты):
1) коммерческие и некоммерческие организации;
2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) Центральный банк Российской Федерации;
4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой;
5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 7 Закона N №-ФЗ « О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Частью 3 ст. 7 Закона N №-ФЗ установлено, что руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Как указано в ч. 6 ст. 7 Закона N №ФЗ, физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать требованиям, установленным ч. 4 данной статьи, юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям, установленным ч. 4 данной статьи, с которым заключен трудовой договор.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются, в том числе, наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; а также подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.
В силу специфики субъекта - главного бухгалтера унитарного предприятия пп. 8 п. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" устанавливает обязанность собственника имущества унитарного предприятия согласовывать прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора.
Как разъяснил Конституционный суд РФ в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О пп. 8 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", устанавливающий особый порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора с главным бухгалтером государственного или муниципального унитарного предприятия, имеет целью учесть специфику трудовой деятельности указанной категории работников, которые несут ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление бухгалтерской отчетности, обеспечивают соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств, направлен на соблюдение баланса публичных и частных интересов и сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N № "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N № с учетом положений вышеназванного Закона, руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что при наличии в штате организации должности главного бухгалтера, именно он несет административную ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона № №-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлена обязанность резидентов вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно раздела 2 должностной инструкции главного бухгалтера, главный бухгалтер: осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности; подписывает совместно с руководителем документов, служащих основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и денежных обязательств; осуществляет контроль за проведение хозяйственных операций; осуществляет своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, а также финансовых, расчетных и кредитных операций; обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, в том числе платежей в банковский учреждения; осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств; осуществляет взаимодействие с банками, контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами; ведет работу по обеспечению строгого соблюдения финансовой и кассовой дисциплины; обеспечивает составления баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, предоставление их в установленном порядке в соответствующие органы.
Согласно раздела 3 срочного трудового договора №-с от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ФКП "ЩБК" с главным бухгалтером ФИО5, главный бухгалтер обязан: оформлять операций по установленным формам первичной учетной документации и строгое соблюдение порядка оформления этой документации; составлять достоверную бухгалтерскую, статистическую и иную отчетность на основе первичных документов и бухгалтерских записей и представление ее в установленные сроки и формах собственнику и в другие, установленные законодательством органы.
Таким образом, исходя из специфики организации, должностной инструкции главного бухгалтера ФКП "ЩБК", судом установлено, что и.о. директора Федерального казенного предприятия "<данные изъяты>" Бачериков Г.А. не является надлежащим субъектом административной ответственности по ч.6.3 ст. 15. 25 КоАП РФ, поскольку в ФКП "ЩБК" имелась должность главного бухгалтера, которую на момент выявления административного правонарушения занимала Фалынскова, которая и ответственна за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременного представления полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Про таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенного врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес> ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ №, которым Бачериков Г.А. привлечен к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.3 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении и.о. директора Федерального казенного предприятия "<данные изъяты>" Бачериков Г.А. подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу и.о. директора Федерального казенного предприятия "<данные изъяты>" Бачерикова Г.А. удовлетворить.
Постановление, вынесенное врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес> ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ № в отношении и.о. директора Федерального казенного предприятия "<данные изъяты>" Бачерикова Г.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.3 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток.
Федеральный судья : С.А. Жарикова