РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 ноября 2014 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Бетиной Г.А.,
при секретаре Коноваловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6512/2014 по иску Прокурора Автозаводского района г.Тольятти в интересах Андреевой К.Ф. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор Автозаводского района г.Тольятти обратился с иском в интересах Андреевой К.Ф. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что в ходе проведенной проверки жилищного законодательства установлено, что Андреева К.Ф., является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Решением Октябрьского районного суда <адрес> от 07.04.1997г. родители Андреевой К.Ф. признаны неизвестными. Постановлением администрации г.о.Тольятти от 11.08.2006г. № несовершеннолетняя передана на воспитание в приемную семью. Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти № от 17.05.2013г. Андреева К.Ф. принята на учет нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с составом семьи 1 человек, с 18.03.2013г.
Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Андреевой К.Ф. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи 1 человек.
Андреева К.Ф. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель Андреевой К.Ф. ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск поддержала.
Представитель мэрии городского округа Тольятти в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что Андреева К.Ф. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти № 2859-р/5 от 17.05.2013г., с 18.03.2013г. Законом предусмотрено наличие очереди среди каждой категории граждан, в том числе среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном случае необходимо учитывать наличие списка очередников, имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, в котором состоит истец. Поскольку правовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено истца, полагает, что предоставление жилья должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед Андреевой К.Ф. Кроме того, Андреевой К.Ф. дважды предлагалось заключить договор найма специализированного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, однако она отказалась от данного предложения. Также, полагает, что поскольку Андреева К.Ф. в настоящее время обучается в <данные изъяты>» на очной форме обучения, срок обучения по 01.07.2019г., право на предоставление жилья возникнет после окончания ее пребывания в учреждении профессионального образования. Просит в иске отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие ЖК РФ» с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД (ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД (ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти № 2859-р/5 от 17.05.2013г. Андреева К.Ф. принята на учет нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с составом семьи 1 человек, с 18.03.2013г.
Из свидетельства о рождении следует, что Андреева <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес>, ее родителями являются: отец – ФИО2, мать – ФИО3.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от 07.04.1997г. родители Андреевой К.Ф., родившейся 12.12.1995г. в <адрес>, неизвестными. Решение вступило в законную силу 17.04.1997г.
Постановлением администрации г.о.Тольятти от 11.08.2006г. № несовершеннолетняя передана на воспитание в приемную семью ФИО6, что также подтверждается договором о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от 16.08.2006г.
Из выписки из поквартирной карточки от 15.07.2014г. следует, что Андреева К.Ф., с 30.01.2001г. зарегистрирована по адресу: <адрес>, также в указанном помещении зарегистрирована ФИО6, собственник указанного жилого помещения, состоящего из 2 комнат в 2 комнатной квартире площадью49,7 кв.м.
Из материалов дела следует, что ранее Андреева К.Ф. (с 20.11.1998г.) и ФИО6 (с 07.02.1996г.) по 16.01.2001г. были зарегистрированы в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>
Согласно сведениям МП «Инвентаризатор» г.Тольятти, Управления Росреестра по Самарской области, сведения о регистрации права на объекты недвижимости за Андреевой К.Ф. отсутствуют, право приватизации не использовал.
Согласно справке от 03.09.2013г. Андреева К.Ф. с 01.09.2013г. обучается в <данные изъяты>» на очной форме обучения, 2 курс, срок обучения по 01.07.2019г.
Представитель ответчика не оспаривает, что Андреева К.Ф. стоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и подлежит обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Из вышеизложенных норм действующего законодательства следует и представителем мэрии не оспаривается, что обязанность по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.
Доводы ответчика о том, что в муниципальном специализированном жилищном фонде г.о. Тольятти жилые помещения отсутствуют, в связи с чем предоставить жилое помещение истцу мэрия не имеет возможности, ничем не подтверждены.
При этом, сам факт отсутствия свободных жилых помещений не может влиять как на обязанность мэрии обеспечить истца жильем, так и на право истца на получение жилья.
Кроме того, ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД (ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.
Доводы представителя мэрии о том, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, а выделенных субвенций для формирования муниципального специализированного жилищного фонда недостаточно, также не могут быть приняты во внимание.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД органы местного самоуправления ежеквартально по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, составляют в соответствии с частью пятой настоящей статьи списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории которых находится их место жительства, согласно приложению N 2 к настоящему Закону. Указанные списки не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются органами местного самоуправления в орган, уполномоченный <адрес> в сфере социальной защиты населения и демографического развития.
Орган, уполномоченный <адрес> в сфере социальной защиты населения и демографического развития, ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует и утверждает сводный список по форме согласно приложению N 3 к настоящему Закону.
На основании сводного списка орган, уполномоченный <адрес> в сфере социальной защиты населения и демографического развития, готовит информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в очередном квартале согласно приложению N 4 к настоящему Закону, которая направляется в орган, уполномоченный <адрес>, осуществляющий управление и обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории <адрес>, в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Таким образом, мэрия г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствующий уполномоченный орган для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно.
Кроме того, согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Доводы представителя ответчика о том, что поскольку Андреева К.Ф. в настоящее время обучается, то ее право на предоставление жилого помещения в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей» возникает только после окончания ее пребывания в учреждении профессионального образования, суд не принимает во внимание, так как согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В развитие названных конституционных положений ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
В соответствии со ст.<адрес> «О жилище» жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются заявителям и членам их семей, состоящим на учете, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации случаев.
Ответчик указывает на то, что Андреевой К.Ф. дважды было предложено жилье специализированного жилищного фонда в <адрес> по адресу: <адрес>, однако от заключения договора социального найма она отказалась, что подтверждается заявлениями от 05.02.2014г., от 14.07.2014г. Эти обстоятельства не могут служить основанием для отказа истцу в иске, поскольку право на отказ от жилого помещения, не подходящего ей по каким-либо характеристикам, предусмотрено законом, и обязанность по предоставлению жилого помещения не поставлена в зависимость от реализации этого права. В настоящее время жилое помещение, от которого истица отказалась, распределено, а право Андреевой К.Ф. не восстановлено.
При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти и данная обязанность должна быть исполнена.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.11.2014░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░