Дело № 2-29/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 01 февраля 2016 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Палатовой Т.В.,
при секретаре Чигирин О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению О.Ю.В., действующего за себя и свою несовершеннолетнюю дочь О.А.Ю., к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
О.Ю.В., действующий за себя и свою несовершеннолетнюю дочь О.А.Ю., обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявления истец указал, что О.Ю.В. состоял в очереди сотрудников УФСИН России по Амурской области, имеющих право на улучшение жилищных условий. Решением жилищно-бытовой комиссии ему была предоставлена <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 86,0 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ между О.Ю.В. и УФСИН России по Амурской области заключен договор социального найма жилого помещения, в соответствии с которым в жилое помещение совместно с нанимателем вселены: О.Е.В. – супруга, О.А.Ю. – дочь, О.А.Ю. – дочь. Многоквартирный жилой дом, в котором расположена спорная квартира, принадлежит на праве оперативного управления УФСИН России по Амурской области. О.Ю.В. неоднократно обращался в УФСИН России по Амурской области за приватизацией спорной квартиры, однако документы на приватизацию у нее принимать отказывались, никак не способствовали разрешению ситуации. Таким образом, приватизация данного жилого помещения во внесудебном порядке не представляется возможной.
На основании изложенного, с учетом уточнения заявленных требований просил признать за О.Ю.В., О.А.Ю. право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> равных долях по ? доле за каждым из истцов.
Истец О.Ю.В. и Г.Т.Б. в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика УФСИН России по Амурской области В.Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что согласно ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя, жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, может быть предоставлено в собственность следующим лицам, имеющим право на единовременную социальную выплату в соответствии с ч. 3 ст. 4 настоящего Федерального закона: в равных долях членам семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы; инвалидам I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы. Предоставление жилого помещении в собственность лицам, указанным в ч. 1 данной статьи осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации и в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной ст. 7 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона № 283-ФЗ Сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Таким образом, ни ФСИН России, осуществляющая полномочия собственника в отношении федерального имущества, ни УФСИН России по Амурской области, осуществляющее оперативное управление таким имуществом, а именно жилыми помещениями, не наделены действующим законодательством правом передачи приобретенных (построенных) за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета жилых помещений в собственность граждан, не указанных в ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ. В силу изложенного, а так же со ссылкой на ст. 10 ГК РФ, отсутствие правовых и фактических обоснований иска, полагала заявленные истцами требования не подлежащими удовлетворению.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ТУ Росимущества по Амурской области, ФСИН России, а так же Управление Росреестра по Амурской области в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела уведомлялись судом надлежащим образом.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, находится в оперативном управлении УФСИН по Амурской области. Право собственности Российской Федерации на данное жилое помещение и право оперативного управления УФСИН по Амурской области возникло 05 июня 2014 года, что подтверждено выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24 ноября 2015 года № 28/001/069/2015-3478, копией свидетельства о государственной регистрации права от 05 июня 2014 года серии 28 АА № 924674.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17 января 2014 года, 17 января 2014 года возникло право оперативного управления УФСИН России на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно кадастровому паспорту жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а так же техническому паспорту жилого помещения от 21 января 2015 года, данное жилое помещение представляет собой квартиру в многоквартирном жилом доме, имеет общую площадь 86,0 кв.м., имеет кадастровый <номер>, расположено на втором этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> с кадастровым номером <номер>.
ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение было передано УФСИН России по Амурской области на условиях социального найма О.Ю.В. и членам его семьи О.Е.В. – жене, О.А.Ю. – дочери, О.А.Ю. - дочери, что подтверждено договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ <номер>.
По условиям договора социального найма жилого помещения <номер> от ДД.ММ.ГГГГ УФСИН России по Амурской области передало О.Ю.В. и членам его семьи (О.Е.В., О.А.Ю., О.А.Ю.) в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Полагая, что О.Ю.В. и его дочь О.А.Ю. имеют право на приватизацию предоставленного им на условиях социального найма жилого помещения, истцы обратились в суд с настоящими требованиями.
Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе и путем признания права.
Согласно с. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, целью которой является, среди прочего, создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, устанавливает Закон Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В силу статьи 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение о приватизации должно приниматься в течение двух месяцев с момента подачи заявления.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, названный Закон служит правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере. При этом право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина, а появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилом фонде. При этом ограничение законодателем данного права допустимо в случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 1998 года № 25-П, от 24 октября 2000 года № 13-П и от 15 июня 2006 года № 6-П, Определения от 02 ноября 2000 года № 220-О и от 17 января 2012 года № 11-О-О).
В силу ст. 7 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органом местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. В договор передачи жилого помещения в собственность граждан включаются также несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ от 30 декабря 2012 года «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Судом установлено, что договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ с О.Ю.В. заключен с учетом членов семьи последнего: супруги О.Е.В., дочерей О.А.Ю. и О.А.Ю.
В материалах дела имеется нотариальное согласие О.Е.В. и О.А.Ю. на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что свидетельствует об их нежелании принимать участие в приватизации указанного жилого помещения.
Согласно справке ООО «Райчихинская управляющая компания» от 14 декабря 2015 года, О.Ю.В. в период с 27 февраля 1986 года по 19 февраля 1996 года был зарегистрирован по месту жительства в <адрес>.
При этом, согласно справке комитета по Управлению имуществом г. Райчихинска от 15 декабря 2015 года № 135 О.Ю.В. за время проживания в <адрес> с 1991 года по 31 апреля 2010 года право приватизации жилого помещения не использовал.
Согласно справке комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска от 03 ноября 2015года № 13316 О.Ю.В. за время проживания в <адрес> с 26 января 1996 года по настоящее время по адресу: <адрес>, ком. 4 не использовал право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения в муниципальном жилищном фонде. О.А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за время проживания в период с 18 января 2011 года по настоящее время по <адрес>, ком. 4, так же не использовала право на приватизацию жилого помещения в собственность.
Как следует из справки МАУ «МФЦ г. Благовещенска» О.А.Ю. так же была зарегистрирована по вышеуказанному адресу по месту проживания в периоды с 28 августа 2006 года до 10 августа 2007 года, с 02 декабря 2008 года до 01 мая 2009 года. Прибыла с <адрес>, откуда была снята с регистрационного учета 18 января 201 года.
С момента рождения 04 июля 2005 года до 18 января 2011 года О.А.Ю. была зарегистрирована в <адрес> с матерью О.Е.В., что подтверждается выпиской из домовой книги по адресу: <адрес>
Неиспользование О.А.Ю. права на приватизацию в <адрес> подтверждается справками государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» от 12 января 2016 года № 674618 и 674617, информацией департамента жилищной политики администрации г. Омска от 13 января 2016 года № Ис-ДЖП/35, Уведомлением Управления Росреестра по Омской области от 14 января 2016 года № 55/201/007/2016-5
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Истец и члены его семьи вселены в спорное жилое помещение на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, который был заключен в соответствии с решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Амурской области от 30 декабря 2013 года, что подтверждается выпиской протоколом <номер> от указанной даты.
Таким образом, судом установлены обстоятельства законности вселения истцов в спорное жилое помещение, заключение ими договора социального найма, наличие нереализованного права на приватизацию жилого помещения, в силу чего суд приходит к выводу об удовлетворении требований, заявленных О.Ю.В., действующим за себя и несовершеннолетнюю дочь О.А.Ю., о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
При этом суд не дает оценку ранее приведенным доводам ответчика о незаконности предоставления О.Ю.В. спорного жилого помещения, поскольку данные доводы были положены в обоснование встречного иска об оспаривании договора социального найма жилого помещения <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, выселении О.Ю.В., О.А.Ю. из спорного жилого помещения, от которого УФСИН России по Амурской области отказалось в настоящем судебном заседании и отказ от иска был принят судом.
Доводы представителя ответчика о том, что УФСИН России по Амурской области не наделено полномочиями по совершению действий по передаче в частную собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений без согласия собственника, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии со ст. 6 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Доводы ответчика относительно того, что жилое помещение должно быть передано в муниципальную собственность, после чего возможна передача жилого помещения в собственность истца в порядке приватизации, судом так же не принимаются во внимание, поскольку вышеуказанными нормами права прямо предусмотрена возможность уполномоченными собственниками жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, передавать жилые помещения государственного и муниципального фонда в собственность граждан.
Документов, свидетельствующих о том, что на сегодняшний день ответчиком осуществляется передача спорного жилого помещения в муниципальную собственность, ответчиком не представлено, что нарушает право истца на приобретение данного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Более того, несмотря на предоставление спорного жилого помещения истцу по договору социального найма, ответчик отказывает истцу в предоставлении данного жилого помещения в порядке приватизации и в регистрации по месту жительства в данном жилом помещении, что подтверждается письмами УФСИН России по Амурской области на имя О.Ю.В.
Так же суд считает несостоятельной ссылку ответчика на положения ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», как на запрет передачи жилых помещений в порядке приватизации гражданам без передачи их в муниципальную собственность, поскольку данная норма регламентирует предоставление дополнительных социальных гарантий служащим органов исполнительной власти, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года по месту службы, и не может лишать данных и иных служащих (поставленных на учет после 01 марта 2005 года) права на приватизацию жилого помещения, предоставленного им на условиях социального найма жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования О.Ю.В., действующего за себя и свою несовершеннолетнюю дочь О.А.Ю., к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить.
Признать за О.Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, О.А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером <номер>, расположенную по адресу: <адрес>, в равных долях, то есть по ? доле за каждым.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: