Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-29/2016 (2-988/2015;) ~ М-1151/2015 от 13.11.2015

Дело № 2-29/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Благовещенск                                   01 февраля 2016 года

Благовещенский     районный     суд     Амурской      области      в составе председательствующего судьи     Палатовой Т.В.,

при секретаре             Чигирин О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению О.Ю.В., действующего за себя и свою несовершеннолетнюю дочь О.А.Ю., к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л :

О.Ю.В., действующий за себя и свою несовершеннолетнюю дочь О.А.Ю., обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование заявления истец указал, что О.Ю.В. состоял в очереди сотрудников УФСИН России по Амурской области, имеющих право на улучшение жилищных условий. Решением жилищно-бытовой комиссии ему была предоставлена <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 86,0 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ между О.Ю.В. и УФСИН России по Амурской области заключен договор социального найма жилого помещения, в соответствии с которым в жилое помещение совместно с нанимателем вселены: О.Е.В. – супруга, О.А.Ю. – дочь, О.А.Ю. – дочь. Многоквартирный жилой дом, в котором расположена спорная квартира, принадлежит на праве оперативного управления УФСИН России по Амурской области. О.Ю.В. неоднократно обращался в УФСИН России по Амурской области за приватизацией спорной квартиры, однако документы на приватизацию у нее принимать отказывались, никак не способствовали разрешению ситуации. Таким образом, приватизация данного жилого помещения во внесудебном порядке не представляется возможной.

На основании изложенного, с учетом уточнения заявленных требований просил признать за О.Ю.В., О.А.Ю. право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> равных долях по ? доле за каждым из истцов.

Истец О.Ю.В. и Г.Т.Б. в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика УФСИН России по Амурской области В.Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что согласно ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя, жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, может быть предоставлено в собственность следующим лицам, имеющим право на единовременную социальную выплату в соответствии с ч. 3 ст. 4 настоящего Федерального закона: в равных долях членам семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы; инвалидам I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы. Предоставление жилого помещении в собственность лицам, указанным в ч. 1 данной статьи осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации и в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной ст. 7 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона № 283-ФЗ Сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Таким образом, ни ФСИН России, осуществляющая полномочия собственника в отношении федерального имущества, ни УФСИН России по Амурской области, осуществляющее оперативное управление таким имуществом, а именно жилыми помещениями, не наделены действующим законодательством правом передачи приобретенных (построенных) за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета жилых помещений в собственность граждан, не указанных в ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ. В силу изложенного, а так же со ссылкой на ст. 10 ГК РФ, отсутствие правовых и фактических обоснований иска, полагала заявленные истцами требования не подлежащими удовлетворению.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ТУ Росимущества по Амурской области, ФСИН России, а так же Управление Росреестра по Амурской области в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела уведомлялись судом надлежащим образом.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, находится в оперативном управлении УФСИН по Амурской области. Право собственности Российской Федерации на данное жилое помещение и право оперативного управления УФСИН по Амурской области возникло 05 июня 2014 года, что подтверждено выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24 ноября 2015 года № 28/001/069/2015-3478, копией свидетельства о государственной регистрации права от 05 июня 2014 года серии 28 АА № 924674.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17 января 2014 года, 17 января 2014 года возникло право оперативного управления УФСИН России на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно кадастровому паспорту жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а так же техническому паспорту жилого помещения от 21 января 2015 года, данное жилое помещение представляет собой квартиру в многоквартирном жилом доме, имеет общую площадь 86,0 кв.м., имеет кадастровый <номер>, расположено на втором этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> с кадастровым номером <номер>.

ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение было передано УФСИН России по Амурской области на условиях социального найма О.Ю.В. и членам его семьи О.Е.В. – жене, О.А.Ю. – дочери, О.А.Ю. - дочери, что подтверждено договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ <номер>.

По условиям договора социального найма жилого помещения <номер> от ДД.ММ.ГГГГ УФСИН России по Амурской области передало О.Ю.В. и членам его семьи (О.Е.В., О.А.Ю., О.А.Ю.) в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Полагая, что О.Ю.В. и его дочь О.А.Ю. имеют право на приватизацию предоставленного им на условиях социального найма жилого помещения, истцы обратились в суд с настоящими требованиями.

Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе и путем признания права.

Согласно с. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, целью которой является, среди прочего, создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, устанавливает Закон Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В силу статьи 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение о приватизации должно приниматься в течение двух месяцев с момента подачи заявления.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, названный Закон служит правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере. При этом право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина, а появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилом фонде. При этом ограничение законодателем данного права допустимо в случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 1998 года № 25-П, от 24 октября 2000 года № 13-П и от 15 июня 2006 года № 6-П, Определения от 02 ноября 2000 года № 220-О и от 17 января 2012 года № 11-О-О).

В силу ст. 7 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органом местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. В договор передачи жилого помещения в собственность граждан включаются также несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ от 30 декабря 2012 года «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Судом установлено, что договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ с О.Ю.В. заключен с учетом членов семьи последнего: супруги О.Е.В., дочерей О.А.Ю. и О.А.Ю.

В материалах дела имеется нотариальное согласие О.Е.В. и О.А.Ю. на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что свидетельствует об их нежелании принимать участие в приватизации указанного жилого помещения.

Согласно справке ООО «Райчихинская управляющая компания» от 14 декабря 2015 года, О.Ю.В. в период с 27 февраля 1986 года по 19 февраля 1996 года был зарегистрирован по месту жительства в <адрес>.

При этом, согласно справке комитета по Управлению имуществом г. Райчихинска от 15 декабря 2015 года № 135 О.Ю.В. за время проживания в <адрес> с 1991 года по 31 апреля 2010 года право приватизации жилого помещения не использовал.

Согласно справке комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска от 03 ноября 2015года № 13316 О.Ю.В. за время проживания в <адрес> с 26 января 1996 года по настоящее время по адресу: <адрес>, ком. 4 не использовал право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения в муниципальном жилищном фонде. О.А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за время проживания в период с 18 января 2011 года по настоящее время по <адрес>, ком. 4, так же не использовала право на приватизацию жилого помещения в собственность.

Как следует из справки МАУ «МФЦ г. Благовещенска» О.А.Ю. так же была зарегистрирована по вышеуказанному адресу по месту проживания в периоды с 28 августа 2006 года до 10 августа 2007 года, с 02 декабря 2008 года до 01 мая 2009 года. Прибыла с <адрес>, откуда была снята с регистрационного учета 18 января 201 года.

С момента рождения 04 июля 2005 года до 18 января 2011 года О.А.Ю. была зарегистрирована в <адрес> с матерью О.Е.В., что подтверждается выпиской из домовой книги по адресу: <адрес>

Неиспользование О.А.Ю. права на приватизацию в <адрес> подтверждается справками государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» от 12 января 2016 года № 674618 и 674617, информацией департамента жилищной политики администрации г. Омска от 13 января 2016 года № Ис-ДЖП/35, Уведомлением Управления Росреестра по Омской области от 14 января 2016 года № 55/201/007/2016-5

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Истец и члены его семьи вселены в спорное жилое помещение на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, который был заключен в соответствии с решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Амурской области от 30 декабря 2013 года, что подтверждается выпиской протоколом <номер> от указанной даты.

Таким образом, судом установлены обстоятельства законности вселения истцов в спорное жилое помещение, заключение ими договора социального найма, наличие нереализованного права на приватизацию жилого помещения, в силу чего суд приходит к выводу об удовлетворении требований, заявленных О.Ю.В., действующим за себя и несовершеннолетнюю дочь О.А.Ю., о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

При этом суд не дает оценку ранее приведенным доводам ответчика о незаконности предоставления О.Ю.В. спорного жилого помещения, поскольку данные доводы были положены в обоснование встречного иска об оспаривании договора социального найма жилого помещения <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, выселении О.Ю.В., О.А.Ю. из спорного жилого помещения, от которого УФСИН России по Амурской области отказалось в настоящем судебном заседании и отказ от иска был принят судом.

Доводы представителя ответчика о том, что УФСИН России по Амурской области не наделено полномочиями по совершению действий по передаче в частную собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений без согласия собственника, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии со ст. 6 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Доводы ответчика относительно того, что жилое помещение должно быть передано в муниципальную собственность, после чего возможна передача жилого помещения в собственность истца в порядке приватизации, судом так же не принимаются во внимание, поскольку вышеуказанными нормами права прямо предусмотрена возможность уполномоченными собственниками жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, передавать жилые помещения государственного и муниципального фонда в собственность граждан.

Документов, свидетельствующих о том, что на сегодняшний день ответчиком осуществляется передача спорного жилого помещения в муниципальную собственность, ответчиком не представлено, что нарушает право истца на приобретение данного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Более того, несмотря на предоставление спорного жилого помещения истцу по договору социального найма, ответчик отказывает истцу в предоставлении данного жилого помещения в порядке приватизации и в регистрации по месту жительства в данном жилом помещении, что подтверждается письмами УФСИН России по Амурской области на имя О.Ю.В.

Так же суд считает несостоятельной ссылку ответчика на положения ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», как на запрет передачи жилых помещений в порядке приватизации гражданам без передачи их в муниципальную собственность, поскольку данная норма регламентирует предоставление дополнительных социальных гарантий служащим органов исполнительной власти, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года по месту службы, и не может лишать данных и иных служащих (поставленных на учет после 01 марта 2005 года) права на приватизацию жилого помещения, предоставленного им на условиях социального найма жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования О.Ю.В., действующего за себя и свою несовершеннолетнюю дочь О.А.Ю., к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить.

Признать за О.Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, О.А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером <номер>, расположенную по адресу: <адрес>, в равных долях, то есть по ? доле за каждым.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

2-29/2016 (2-988/2015;) ~ М-1151/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Орлова Анна Юрьевна
Орлов Юрий Викторович
Ответчики
УФСИН России по Амурской области
Суд
Благовещенский районный суд Амурской области
Судья
Палатова Татьяна Валерьевна
Дело на странице суда
blag-rs--amr.sudrf.ru
13.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2015Передача материалов судье
18.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.12.2015Судебное заседание
24.12.2015Судебное заседание
20.01.2016Судебное заседание
01.02.2016Судебное заседание
06.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2016Дело передано в архив
12.07.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
14.07.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
26.07.2016Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее