Решение по делу № 2-5561/2016 ~ 04904/2016 от 27.09.2016

№2-5561/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2016 года город Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области

в составе

председательствующего судьи Бесаевой М.В.,

при секретаре Ивановой Ю.В.,

с участием

истца Савельевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савельевой С.А. к Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением,

УСТАНОВИЛ:

Савельева С.А. обратилась в суд с иском к ответчику, просит взыскать с ответчика в пользу истца в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере рубль.

В обоснование своих требований истец указал, что истец с ДД.ММ.ГГГГ является работником здравоохранения и работает в ГБУЗ «ООКПБ №2», проживает в сельской местности, и не пользовалась льготами по % оплате жилья, связанных с отоплением и освещением. После ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени меры социальной поддержки медработникам, работающим и проживающим в сельской местности в полной мере не предоставляются. Расходы, понесенные истцом на отопление и освещение жилого помещения без учета пени, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, подлежащие взысканию с Министерства здравоохранения Оренбургской области составляют 68061 рубль (расходы по отоплению в рамках отопительного периода + расходы по освещению – общая сумма выплаченной ежемесячной компенсации – сумма компенсации коммунальных услуг, предоставляемой членам семьи медработника).

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, иск просила удовлетворить.Пояснила, что проживает вместе с семьей по <адрес> село им. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, оплачивает расходы на отопление и освещение, что подтверждается предоставленными документами.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ГБУЗ «ООКПБ №2» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Судопределил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции от 29 июня 2004 года)врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п.50 ст.35 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указанное положение Основ признано утратившим силу с 01 января 2005 года.

Пункт 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, признал часть вторую статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан утратившей силу и дополнил эту статью частями четвертой, пятой и шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. Данный закон, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

Пунктом 50 ст.35 Федерального закона от 22 августа 2004г. №122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

До ДД.ММ.ГГГГг. врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, в силу части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487-1 имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ст.63 Основ, в новой редакции, определено, что решение вопросов социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. После 31.12.2004г. при изменении порядка реализации льгот, предоставляющихся отдельным категориям граждан в натуральной форме до указанной даты, совокупный объем не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Исходя из конституционно-правого смысла, изложенного в определении Конституционного Суда РФ от 07 февраля 2007г. №383-0-П «По жалобе граждан А.В.Иванова и других на нарушение их конституционных прав отдельными положениями п.50 ст.35 Федерального закона от 22 августа 2004г. №122-ФЗ», установленное п.50 ст.35 Федерального закона от 22 августа 2004г.«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнении в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до ДД.ММ.ГГГГг. на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009г. №149-0-П следует, что в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных измененийв действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных Прав действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретено ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

В соответствии со ст. 153 приведенного ФЗ от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до ДД.ММ.ГГГГг. право на компенсации в натуральной форме или, льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Также указанная норма не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до ДД.ММ.ГГГГ. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на РФ лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности пользовался этими льготами до указанной даты. При издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004г.; при изменении после 31.12.2004г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

В соответствии с ч.2 ст.72 ФЗ от 21 ноября 2011г. №23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Установленная Законом Оренбургской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области» №1772/301/-11-03 от 12 января 2005г. (с изменениями, внесенными Законом Оренбургской области от 10 января 2007г. №913/196-1У-03) мера социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (компенсация) в размере 120 рублей, а с 01 января 2007г. -155 рублей является дополнительной по отношению к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников.

Кроме того, анализ вышеуказанных норм свидетельствуют о том, что выплатой денежной компенсации в размере 155 рублей нарушаются права истца, поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами носит символический характер, а согласно вышеназванного определения Конституционного суда выплаты компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. В данном случае идет речь не об общем объеме произведенных выплат ответчиком, а об объеме произведенных выплат конкретному субъекту - получателю льгот.

В соответствии со ст.35 ФЗ №122 от 22 августа 2004г. решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

В соответствии с Указом губернатора Оренбургской области от 09 сентября 2010г. № 184-ук «Об утверждении положения, структуры и предельной численности министерства здравоохранения Оренбургской области» министерство здравоохранения Оренбургской области является органом, исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также исполняющим отдельные полномочия РФ в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Деятельность Министерства финансируется за счет средств областного и федерального бюджетов, поступающих в областной бюджет в виде субвенций для осуществления отдельных полномочий РФ в области охраны здоровья граждан, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ (п.6). Министерство осуществляет полномочия главного администратора- доходов по средствам, поступающим на счета для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые Министерству и подведомственным ему государственным учреждениям, главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства, оказание услуг в сфере охраны здоровья граждан и реализацию возложенных на Министерство функций (п.12).

Согласно справкам, выданным администрацией МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, копии паспорта серии , Савельева С.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по адресу:<адрес> вместе с мужем Савельевым А.В.,ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочерью Кравцевой Н.О., ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочерью Савельевой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения. Фактически семья Савельевой С.А. проживает ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>, где оплачивает коммунальные услуги.

Из справки администрации МО Красноуральский сельсовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>, имеет состав семьи: <данные изъяты> Савельев А.ВДД.ММ.ГГГГ рождения, <данные изъяты> Кравцева Н.О., ДД.ММ.ГГГГ рождения, <данные изъяты> ФИО ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированы также с ДД.ММ.ГГГГ. Фактически семья ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ проживает по <адрес>, основание внесения записи: похозяйственная книга , л/с .

По справке администрацией МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Слободскова Н.М. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, вместе с <данные изъяты> Савельевым А.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> Слободсковым В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

По копии трудовой книжки от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что Савельева (Слободскова/ Кравцева) С.А. с ДД.ММ.ГГГГ (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ) по настоящее время работает ГБУЗ «ООКПБ №2» в должности <данные изъяты>.

Согласно справке ГБУЗ «ООКПБ » от ДД.ММ.ГГГГ, Савельева С.А. работает в ГБУЗ «ООКПБ » с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, отделения по настоящее время.

По справке ГБУЗ «ООКПБ №2» №3 от ДД.ММ.ГГГГ, компенсационные выплаты за коммунальные услуги истцу выплачены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год ежемесячно по рублей. Итого выплачено рублей.

Таким образом, установлено, что Савельева С.А. является медицинским работником ГБУЗ «ООКПБ №2» с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, зарегистрирована и фактически проживает в сельской местности вместе с семьей с ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, Савельева С.А. имела право на льготу по оплате жилья с отоплением и освещением, которая до ДД.ММ.ГГГГг. предоставлялась медицинским работникам на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г. №5487-1.

Разница между стоимостью потребленных Савельевой С.А. «коммунальных услуг» в виде отопления и освещения и выплаченной ей и членам ее семьи компенсацией нарушает права последней, не компенсирует в полном объеме затраты, связанные с оплатой «коммунальных услуг» в виде отопления и освещения, что противоречит позиции Конституционного Суда РФ, в соответствии с которой отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего «возмещения», формы и способы которого могут меняться, по объем не должен уменьшаться.

Из приложенных к иску документов следует, что Савельева С.А. проживает в доме, при этом расходы по отоплению начислены ей равномерно за все расчетные месяцы календарного года, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в данном случае начисленные Савельевой С.А. расходы по отоплению подлежат возмещению за весь заявленный в иске период, независимо от начала и окончания отопительного периода.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в счет компенсации расходов по оплате «коммунальных услуг» в виде расходов по оплате отопления и электроэнергии (освещения) в пользу Савельевой С.А. подлежит взысканию с Министерства здравоохранения Оренбургской области в размере рубля (расходы по оплате электроэнергии (освещения) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год за вычетом выплат ежемесячной денежной компенсации ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме рублей.

Таким образом, в счет компенсации расходов по оплате «коммунальных услуг» в виде расходов по оплате отопления и электроэнергии (освещения) в пользу Савельевой С.А. подлежит взысканию с Министерства здравоохранения Оренбургской области рубль.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Савельевой С.А. удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Оренбургской области в пользу Савельевой С.А. компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг связанных с оплатой отопления и электроэнергии (освещения) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере рубль за счет средств бюджета субъекта РФ – Оренбургской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья М.В. Бесаева

Решение принято в окончательной форме 01.12.2016 года.

2-5561/2016 ~ 04904/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Савельева Светлана Александровна
Ответчики
Министерство здравоохранения Оренбургской области
Другие
ГБУЗ "ООКПБ №2"
Суд
Центральный районный суд г. Оренбурга
Судья
Бесаева М.В.
Дело на сайте суда
centralny--orb.sudrf.ru
27.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2016Передача материалов судье
28.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2016Подготовка дела (собеседование)
03.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2016Судебное заседание
01.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2017Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее