Решение
Именем Российской Федерации
14 января 2021 года г. Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Свиридовой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тарасовой Т.А.,
с участием истца Комарова Ю.А., представителя ответчика государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербакова Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 71RS0028-01-2020-002267-94 (производство № 2-64/2021) по иску Комарова Юрия Александровича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) о перерасчете страховой пенсии,
установил:
Комаров Ю.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) о перерасчете страховой пенсии, указав в обоснование исковых требований, что он (истец) является получателем трудовой пенсии по старости на общих основаниях.
В соответствии со справкой от 10 августа 2020 г., выданной ответчиком, при назначении пенсии не были приняты к зачету периоды его (истца) нахождения в командировках в КНР с 9 апреля 1990 г. по 8 июля 1991 г., с 6 апреля 1992 г. по 1 марта 1993 г., с чем он (истец) не согласен.
Просил суд обязать ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии с учетом страхового стажа за указанные периоды работы и выплатить задолженность за три года.
В судебном заседании истец Комаров Ю.А. доводы искового заявления поддержал по изложенным в нем основаниям, просил его удовлетворить, обязать ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии с учетом страхового стажа за указанные периоды работы и выплатить задолженность с даты назначения пенсии.
Представитель ответчика государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербаков Т.И. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, указав, что перечисленные истцом периоды работы не включены в подсчет страхового стажа, как не подтвержденные документально, расчет пенсии истцу произведен в соответствии с представленными документами о стаже и размере заработной платы. Также пояснил, что в случае включения в страховой стаж Комарова Ю.А. периодов нахождения в командировках с 9 апреля 1990 г. по 8 июля 1991 г., с 6 апреля 1992 г. по 1 марта 1993 г. предварительный размер пенсии по состоянию на 1 октября 2020 г. составит <данные изъяты> рублей.
Выслушав объяснения истца Комарова Ю.А., представителя ответчика государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербакова Т.И., исследовав материалы настоящего и пенсионного дел, руководствуясь положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также требованиями статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд применяет нормы действующего законодательства, действующего на период спорных правоотношений, возникших между сторонами, и приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новомосковске Тульской области от 27 января 2011 г. № истцу Комарову Ю.С. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по старости на общих основаниях.
Решением государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) от 8 декабря 2016 г. № в связи с переездом в пределах субъекта Российской Федерации истцу Комарову Ю.А. с 1 января 2017 г. назначена страховая пенсия по старости на общих основаниях.
Из имеющихся в материалах пенсионного дела сведений следует, что для определения страхового стажа и расчета пенсии истца ответчиком не учтены периоды его нахождения в командировках в КНР с 9 апреля 1990 г. по 8 июля 1991 г., с 6 апреля 1992г. по 1 марта 1993 г., как не подтвержденные документально.
С данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании статей 45, 46 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
С 1 января 2002 г. пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу положений пункта 2 статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
С 1 января 2015 г. пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу положений пункта 3 статьи 36 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, а также в ряде его определений, статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Исходя из толкования пенсионного законодательства, действующего как в период назначения истцу пенсии, так и в настоящее время, с 2002 г. пенсии назначаются по данным персонифицированного учета. У пенсионеров, которые прекратили трудовую деятельность до 1 января 2002 г., расчетный пенсионный капитал состоит только из одной части - из пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г. У граждан, начавших трудовую деятельность после указанной даты - из страховых взносов, уплаченных после 1 января 2002 г. У всех прочих граждан, имеющих трудовой стаж как до, так и после 1 января 2002 г., пенсионный капитал будет состоять из двух частей - пенсионных прав и страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2002 г., оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. производится путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по формуле, в которую включено понятие расчетного размера трудовой пенсии.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи, что предусмотрено частью 2 статьи 30 Закона № 173-ФЗ.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются определенные в данных пунктах периоды, в том числе, периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу положений частей 1-2 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с действовавшими до 1 января 2015 г. Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. №, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. В тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из трудовой книжки истца следует, что с 9 апреля 1990 г. по 8 июля 1991 г., а также с 6 апреля 1992 г. по 1 марта 1993 г. истец Комаров Ю.А. откомандирован в загранкомандировку в КНР.
Согласно представленным по запросу суда филиалом Государственного учреждения «Государственный архив Тульской области» в г. Донском сведениям на основании приказа Министерства угольной промышленности СССР Укрупненное производственное объединение по добыче угля «Тулауголь» Управление «Энергоуголь» от 6 апреля 1990 г. № начальник специализированного участка <данные изъяты> Комаров Юрий Александрович командирован в г. Москву в Министерство промышленного строительства ДД.ММ.ГГГГ для последующего выезда 11 апреля 1990 г. в загранкомандировку в Китайскую Народную Республику (основание: №, приказы за 1990 г.). Приказом Министерства угольной промышленности СССР Укрупненное производственное объединение по добыче угля «Тулауголь» Управление «Мобассэнергоуголь» от 3 апреля 1992 г. № <данные изъяты> Комаров Ю.А. командирован в г. Моску 6 апреля 1992 г. для дальнейшего выезда в Китай, сроком на 2 месяца (основание: №, приказы за 1992 г.). Приказом Министерства угольной промышленности СССР Укрупненное производственное объединение по добыче угля «Тулауголь» Управление «Мобассэнергоуголь» от 1 июля 1992 г. № <данные изъяты> участка <данные изъяты> Комарову Ю.А. срок командировки в КНР продлен до 1 сентября 1992 г. В соответствии с приказом Министерства угольной промышленности СССР Укрупненное производственное объединение по добыче угля «Тулауголь» Управление «Мобассэнергоуголь» от 15 января 1993 г. № <данные изъяты> участка <данные изъяты> Комаров Ю.А. считается прибывшим с загранкомандировки.
Также в объединенном архивном фонде № Государственного учреждения «Государственный архив Тульской области» в расчетных ведомостях по заработной плате рабочих, ИТР и служащих управления «Энергоуголь» производственного объединения «Тулауголь» за 1990 г., управления «Мосбассэнергоуголь» за 1990-1991 г.г., 1992-1993 г.г. имеются сведения о заработной плате Комарова Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (основание: №, расчетные ведомости за 1990-1991 г.г., за 1992 – 1993 г.г.,
Проанализировав вышеизложенные конкретные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами права, суд приходит к выводу, что указанные периоды трудовой деятельности истца Комарова Ю.А., а именно с 9 апреля 1990 г. по 8 июля 1991 г. и с 6 апреля 1992 г. по 1 марта 1993 г. подлежат учету в страховой стаж, в связи с чем исковые требования Комарова Ю.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.
Согласно статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.
Из материалов пенсионного дела истца усматривается, что при назначении пенсии с 29 января 2011 г. Комаровым Ю.А. представлены сведения о командировках в КНР в спорные периоды, у ответчика имелись сведения о начислении истцу заработной платы, что давало основания считать периоды командировок с 9 апреля 1990 г. по 8 июля 1991 г., с 6 апреля 1992г. по 1 марта 1993 г. периодами его работы. Изложенное свидетельствует о необходимости перерасчета назначенной истцу пенсии с учетом указанных периодов с даты назначения пенсии.
Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Комарова Юрия Александровича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) о перерасчете страховой пенсии удовлетворить.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) произвести с 29 января 2011 г. перерасчет страховой пенсии Комарова Юрия Александровича с учетом периодов нахождения в командировках в КНР с 9 апреля 1990 г. по 8 июля 1991 г. и с 6 апреля 1992г. по 1 марта 1993 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 20 января 2021 г.
Председательствующий