№ 12-665/2020
РЕШЕНИЕ
25 декабря 2020 года судья Центрального районного суда города Воронежа Михина Н.А.., рассмотрев жалобу ООО «Хохольский сахарный комбинат» на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области – старшего государственного инспектора РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. № 207/КН/2020 от 19.10.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Хохольский сахарный комбинат» (ИНН 3631007557), предусмотренном ст. 8.2 ч.10 КоАП РФ,
установил:
Постановлением № 207/КН/2020 заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области старшим государственным инспектором Калугиной Н.В. от 19.10.2020 ООО «Хохольский сахарный комбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Не согласившись с законностью привлечения к административной ответственности, ООО «Хохольский сахарный комбинат» обратилось с жалобой в Центральный районный суд города Воронежа. Просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д.2-10).
В судебном заседании представитель ООО «Хохольский сахарный комбинат» по доверенности Бонтарь И.Ф. доводы жалобы поддержала, пояснила изложенное, просила жалобу удовлетворить.
Законный представитель ООО «Хохольский сахарный комбинат» Денисов А.Н. просил жалобу удовлетворить.
Представитель Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности Мещерякова М.В. считала жалобу не обоснованной, в пояснениях указала, что обществом были нарушены СП-2.1.7.1386-3 «Санитарные правила по определению класса опасности отходов производства и потребления», а именно не определен класс опасности отхода, вывозимого за пределы предприятия, на котором они образовались (основное место накопления отходов – жомохранилища); нарушен порядок учета в области обращения отходами, утвержденный Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами, который устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
Выслушав присутствующих лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Согласно части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 сентября 2011 г. N 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом за учетный период.
Согласно п.4. Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров.
Пунктом 5 указанного Порядка установлено, что учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО).
Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица указывают класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, устанавливаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Пунктом 7 указанного Порядка установлено, что данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 30.09.2011 № 792 утвержден порядок ведения государственного кадастра отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе. ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и/или компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме. ФККО имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа); химический и /или компонентный состав отходов (подгруппа); агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция).
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения 11.08.2020 в период времени с 14 часов 30 минут до 15 часов 20 минут рейдового осмотра земельного участка, расположенного в районе полей фильтрации сахарного завода в р.п. Хохольский Воронежской области, было установлено, что на карты полей фильтрации, эксплуатируемые ООО «Хохольский сахарный комбинат» автомашинами КАМАЗ вывозится и складируется в точке географических координат № 51?33? 57.3??, Е 038?49?25.6?? отход – жом свекловичный свежий. По данному факту 20.08.2020 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В рамках административного расследования специалистами филиала лаборатории «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» осуществлен отбор проб данного отхода с целью определения класса опасности отхода, определения компонентного состава отхода, классификации отхода по типам, подтипам, группам и позициям его агрегатного состояния и физической формы.
Согласно экспертному заключению от 17.09.2020 в соответствии с приложением №5 Критерия отнесения опасных отходов к 1-5 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду установлен класс опасности отхода – 4 (л.д.52-54).
По результатам анализ проб и сравнению квалификационных признаков отхода – жом свекловичный свежий с классификационными признаками отходов, включенных в ФККО и БДО установлено, что физическая форма отхода и класс опасности вида отхода не совпадают по классификационным признакам с отходами, включенными к ФККО.
Согласно обжалуемого постановления от 19.10.2020, по вине юридического лица допущено нарушение требований ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пп. 4, 5, 7 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, в связи с чем, ООО «Хохольский сахарный комбинат» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.63-69).
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В ходе рассмотрения жалобы представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, указывали, что спорный отход изначально был учтен в 2019 году и хранили его как отход V класса опасности, он имеет отражение в данных учета за 2 квартал 2020; полагали, что хранят отход V класса опасности, поскольку имеют права на хранение отходов в течении 11 месяцев.
Вместе с тем, каких-либо документов, подтверждающих отражение данного вида отхода в учетных данных за 3-4 кварталы 2019, в материалах административного дела не имеется, и при проведении административного расследования не проверялось.
Кроме того, при рассмотрении жалобы представителем должностного лица были даны пояснения, дополняющие доводы, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности юридического лица.
Между тем, данные доводы не были предметом рассмотрения у должностного лица, не нашли своего отражения ни в протоколе об административном правонарушении, ни в обжалуемом постановлении. Документов и доводов относительного данного, лицом, привлекаемым к административной ответственности не предоставлялось и не запрашивалось.
Допущенные должностным лицом нарушения процессуальных требований КоАП РФ, являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу п. 4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления должностного лица и возвращение дела на новое рассмотрение. Срок давности привлечения к ответственности не истек.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 октября 2013 года N 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса). При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
постановил:
Отменить постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области – старшего государственного инспектора РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. № 207/КН/2020 от 19.10.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Хохольский сахарный комбинат» (ИНН 3631007557), предусмотренном ст. 8.2 ч.10 КоАП РФ и возвратить дело на новое рассмотрение должностному лицу.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Михина Н.А.
№ 12-665/2020
РЕШЕНИЕ
25 декабря 2020 года судья Центрального районного суда города Воронежа Михина Н.А.., рассмотрев жалобу ООО «Хохольский сахарный комбинат» на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области – старшего государственного инспектора РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. № 207/КН/2020 от 19.10.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Хохольский сахарный комбинат» (ИНН 3631007557), предусмотренном ст. 8.2 ч.10 КоАП РФ,
установил:
Постановлением № 207/КН/2020 заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области старшим государственным инспектором Калугиной Н.В. от 19.10.2020 ООО «Хохольский сахарный комбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Не согласившись с законностью привлечения к административной ответственности, ООО «Хохольский сахарный комбинат» обратилось с жалобой в Центральный районный суд города Воронежа. Просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д.2-10).
В судебном заседании представитель ООО «Хохольский сахарный комбинат» по доверенности Бонтарь И.Ф. доводы жалобы поддержала, пояснила изложенное, просила жалобу удовлетворить.
Законный представитель ООО «Хохольский сахарный комбинат» Денисов А.Н. просил жалобу удовлетворить.
Представитель Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности Мещерякова М.В. считала жалобу не обоснованной, в пояснениях указала, что обществом были нарушены СП-2.1.7.1386-3 «Санитарные правила по определению класса опасности отходов производства и потребления», а именно не определен класс опасности отхода, вывозимого за пределы предприятия, на котором они образовались (основное место накопления отходов – жомохранилища); нарушен порядок учета в области обращения отходами, утвержденный Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами, который устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
Выслушав присутствующих лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Согласно части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 сентября 2011 г. N 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом за учетный период.
Согласно п.4. Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров.
Пунктом 5 указанного Порядка установлено, что учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО).
Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица указывают класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, устанавливаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Пунктом 7 указанного Порядка установлено, что данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 30.09.2011 № 792 утвержден порядок ведения государственного кадастра отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе. ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и/или компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме. ФККО имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа); химический и /или компонентный состав отходов (подгруппа); агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция).
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения 11.08.2020 в период времени с 14 часов 30 минут до 15 часов 20 минут рейдового осмотра земельного участка, расположенного в районе полей фильтрации сахарного завода в р.п. Хохольский Воронежской области, было установлено, что на карты полей фильтрации, эксплуатируемые ООО «Хохольский сахарный комбинат» автомашинами КАМАЗ вывозится и складируется в точке географических координат № 51?33? 57.3??, Е 038?49?25.6?? отход – жом свекловичный свежий. По данному факту 20.08.2020 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В рамках административного расследования специалистами филиала лаборатории «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» осуществлен отбор проб данного отхода с целью определения класса опасности отхода, определения компонентного состава отхода, классификации отхода по типам, подтипам, группам и позициям его агрегатного состояния и физической формы.
Согласно экспертному заключению от 17.09.2020 в соответствии с приложением №5 Критерия отнесения опасных отходов к 1-5 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду установлен класс опасности отхода – 4 (л.д.52-54).
По результатам анализ проб и сравнению квалификационных признаков отхода – жом свекловичный свежий с классификационными признаками отходов, включенных в ФККО и БДО установлено, что физическая форма отхода и класс опасности вида отхода не совпадают по классификационным признакам с отходами, включенными к ФККО.
Согласно обжалуемого постановления от 19.10.2020, по вине юридического лица допущено нарушение требований ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пп. 4, 5, 7 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, в связи с чем, ООО «Хохольский сахарный комбинат» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.63-69).
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В ходе рассмотрения жалобы представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, указывали, что спорный отход изначально был учтен в 2019 году и хранили его как отход V класса опасности, он имеет отражение в данных учета за 2 квартал 2020; полагали, что хранят отход V класса опасности, поскольку имеют права на хранение отходов в течении 11 месяцев.
Вместе с тем, каких-либо документов, подтверждающих отражение данного вида отхода в учетных данных за 3-4 кварталы 2019, в материалах административного дела не имеется, и при проведении административного расследования не проверялось.
Кроме того, при рассмотрении жалобы представителем должностного лица были даны пояснения, дополняющие доводы, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности юридического лица.
Между тем, данные доводы не были предметом рассмотрения у должностного лица, не нашли своего отражения ни в протоколе об административном правонарушении, ни в обжалуемом постановлении. Документов и доводов относительного данного, лицом, привлекаемым к административной ответственности не предоставлялось и не запрашивалось.
Допущенные должностным лицом нарушения процессуальных требований КоАП РФ, являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу п. 4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления должностного лица и возвращение дела на новое рассмотрение. Срок давности привлечения к ответственности не истек.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 октября 2013 года N 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса). При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
постановил:
Отменить постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области – старшего государственного инспектора РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. № 207/КН/2020 от 19.10.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Хохольский сахарный комбинат» (ИНН 3631007557), предусмотренном ст. 8.2 ч.10 КоАП РФ и возвратить дело на новое рассмотрение должностному лицу.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Михина Н.А.