Дело № 2-4215(2017)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2017 года Советский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Позинской С.В.
при секретаре Данченковой В.Ф.,
с участием представителя ответчика по доверенности Мозжова Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мирчука С.В. к Советской районной администрации города Брянска об отмене распоряжения Советской районной администрации города Брянска №85-р от 12.04.2016 года в части исключения из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», восстановлении права на участие в указанной подпрограмме, включении семьи в список участников молодых семей на получение субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Мирчук С.В. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что с 02.06.2009 года с составом семьи 2 человека состоял в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2007-2010 гг., однако в августе 2011 года был исключен из состава участников подпрограммы без обеспечения субсидией. Далее распоряжением Советской районной администрации г. Брянска № 318-р от 24.08.2011 года семья истца была исключена из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 гг. на основании подпунктов «а» и «б» п. 17 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Во исполнение решения Советского районного суда г. Брянска от 15.02.2013 года распоряжением районной администрации семья Мирчука С.В. с 02.06.2009 года восстановлена в составе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., муниципальной программы города Брянска «Обеспечение жильем молодых семей» на 2013-2017гг. Однако распоряжением Советской районной администрации города Брянска № 85-р от 12.04.2016 года семья истца повторно исключена из списков участников вышеуказанной подпрограммы в связи с достижением истцом возраста 36 лет.
Истец полагает, что превышение возраста 36 лет не может являться основанием для исключения его семьи из числа участников подпрограммы, поскольку при признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в число участников программы, семья отвечала критериям и требованиям подпрограммы. Кроме того, истец не был обеспечен субсидией в рамках долгосрочной целевой программы города Брянска «Обеспечение жильем молодых семей» на 2013-2017 годы, которая прекратила действовать, не улучшив его жилищные условия и в данный момент действует другая программа на 2014-2020 годы.
Просит суд отменить распоряжение Советской районной администрации города Брянска № 85-р от 12.04.2016 года в части исключения его семьи из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», восстановить право семьи истца в составе 4 человек на участие в новой подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» (2014-2020) государственной программы «Строительство, архитектура и дорожное хозяйство Брянской области» (2014-2020 года), включить его семью в списки участников молодых семей на получение субсидии.
Определением Советского районного суда г. Брянска от 14.11.2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Мирчук Т.А. – супруга истца.
В судебном заседании истец Мирчук С.В. исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Мозжов Д.Н. исковые требования не признал, ссылаясь на правомерное исключение семьи Мирчука С.В. из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в связи с достижением Мирчуком С.В. возраста 36 лет.
Третье лицо Мирчук Т.А. поддержала исковые требования истца.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что решением жилищной комиссии Советской районной администрации города Брянска от 04.06.2009 года (протокол № 20) Мирчук С.В. с составом семьи 2 человека (супруга М.Т.А., <дата> рождения) с 02.06.2009 года был включен в состав участников федеральной и областной подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной и областной целевых программ «Жилище» на 2002-2010 годы, городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2007-2010 годы.
25.05.2011 года Советской районной администрацией города Брянска в адрес Мирчука С.В. направлено письмо от 25.05.2011 г. № 2-814, в котором Мирчуку С.В. было предложено в срок до 17.06.2011 года явиться в Советскую районную администрацию города Брянска для ознакомления с новой подпрограммой, подачи нового заявления и пакета документов для участия в подпрограмме на 2011-2015 годы.
В соответствии с распоряжением Советской районной администрации города Брянска № 318-р от 24.08.20011 года, на основании подпунктов «а» и «б» п. 17 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, Мирчук С.В. и его семья исключены из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, утвержденный Постановлением Брянской городской администрации от 15.10.2010 года № 2726-и.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 15.02.2013 года распоряжение Советской районной администрации г. Брянска от 24.08.2011 г. № 318 в части исключения Мирчука С.В. из состава участников долгосрочной целевой программы города Брянска «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Брянской городской администрации от 15.10.2010 г. № 2726, признано незаконным. Суд обязал Советскую районную администрации г. Брянска восстановить Мирчука С.В. в качестве участника долгосрочной целевой программы города Брянска «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 г. годы, утвержденной постановлением Брянской городской администрации от 15.10.2010 г. № 2726, с даты подачи заявления 02.06.2009 г.
Распоряжением Советской районной администрации города Брянска № 85-р от 12.04.2016 года семья Мирчук С.В. исключена из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в связи с исполнением Мирчуку С.В. 36 лет (протокол заседания жилищной комиссии № 12 от 07.04.2016 года).
Так, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 июля 2014 года N 21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 сентября 2001 года N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 Правительство Российской Федерации утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы и соответствующие Правила, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015-2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Закрепив в указанных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты (подпункт «а» пункта 6 Правил). Такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 15 января 2015 года N 3-О).
Согласно вышеуказанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).
Во исполнение Постановления Брянской городской администрации от 21.10.2013 года N 2586-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Брянска" утверждена муниципальная программа "Реализация полномочий органов местного самоуправления города Брянска" на 2014 – 2017 годы (Постановление Брянской городской администрации от 25 декабря 2013 г. N 3336-п).
В рамках указанной муниципальной программы "Реализация полномочий органов местного самоуправления города Брянска" на 2014 - 2017 годы утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2014 - 2017 годы.
В целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2014 - 2017 годы и создания условий для приобретения (строительства) жилья молодыми семьями города Брянска Постановлением Брянской городской администрации от 15 февраля 2013 года N 345-п были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила).
В соответствии с частью 7 Правил участником Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей. При этом согласно пункту «а» указанной части Правил возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 8 Правил).
Однако постановление Брянской городской администрации от 25 декабря 2013 г. N 3336-п утратило силу с 01 января 2016 года в связи с изданием Постановления Брянской городской администрации от 30.12.2015 г. N 4532-п, в соответствии с которым внесены изменения в муниципальную программу "Реализация полномочий органов местного самоуправления города Брянска" на 2014 - 2017 годы.
Из анализа указанных норм следует, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участником подпрограммы, а с момента ее включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Таким образом, как в силу федерального, так и областного законодательства молодая семья с момента признания ее участником подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии, а в случае утраты статуса молодой семьи, она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
Доводы представителя ответчика согласуются с позицией Конституционного суда РФ, изложенной в определениях от 15 января 2015 года N 3-О, от 23 апреля 2015 года N 997-О, от 29 марта 2016 года N 699-О, указывающего, что само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Возможность приобретения семьей Мирчука С.В. субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы, в том числе в период неправомерного исключения его семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.03.2016 года № 699-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дурягиной Е.А. на нарушение ее конституционных прав подпунктом «А» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» оспариваемое нормативное положение Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования как само по себе, так и во взаимосвязи с иными положениями данных Правил не вводит каких-либо неоправданных ограничений для молодых семей и не допускает неравенства в правовом регулировании при реализации прав этой категории граждан на государственную поддержку в решении жилищной проблемы и, соответственно, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы, указанные в жалобе.
В связи с чем, доводы истца о том, что на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме семья отвечала всем предъявленным требованиям, не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о нарушении права молодой семьи на участие в подпрограмме, которое в соответствии с условиями подпрограммы утратилось по достижении Мирчука С.В. возраста, превышающего 35 лет.
При таких обстоятельствах распоряжение Советской районной администрации г. Брянска № 85-р от 12.04.2016 года в части исключения истца из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» принято в пределах предоставленных полномочий, сомнений в своей законности не вызывает, является правильными и обоснованным. Суд не находит оснований для отмены или изменения указанного распоряжения и для включения семьи истца в список участников молодых семей на получение субсидии.
На основании изложенного, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Мирчука С.В. к Советской районной администрации города Брянска об отмене распоряжения Советской районной администрации города Брянска №85-р от 12.04.2016 года в части исключения его семьи из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», восстановлении права на участие в указанной подпрограмме, включении в список участников молодых семей на получение субсидии - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Позинская
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 01 декабря 2017 года.
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 06 декабря 2017 года.
Судья С.В. Позинская