Дело № 2-4596/2016 .....
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Березники 19 декабря 2016 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Бурдиной И.А.
при секретаре Плотниковой К.В.,
с участием истца Зыряновой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Березники Пермского края гражданское дело по иску Зыряновой О.С. к Правительству <адрес>, Межрайонному территориальному управлению № Министерства социального развития <адрес> о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Зырянова О.С. обратилась в суд с иском к ответчикам Правительству <адрес>, Межрайонному территориальному управлению № Министерства социального развития <адрес> о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указано, что она (Зырянова) относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО5 умерла <дата> Отец ФИО3 лишен родительских прав решением <адрес> районного суда <адрес> от <дата> Жилое помещении, в котором она (Зырянова) была зарегистрирована, по заключению Межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы <адрес> сельского поселения, от <дата> было признано непригодным для проживания. Она (Зырянова) МТУ № Министерства социального развития <адрес> включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, проживающих на территории <адрес>, имеющих право на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Она получила среднее (полное) общее образование в ГОУ СПО «<адрес> строительный техникум» по профессии «.....». Согласно сведениям Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> не имеет в собственности жилых помещений, в приватизации жилья не участвовала. По сведениям ГУП «ЦТИ <адрес>» за ней (Зыряновой) объектов недвижимости не зарегистрировано. Просит возложить на ответчиков обязанность предоставить ей (Зыряновой) по договору найма специализированного жилищного фонда благоустроенное применительно к условиям <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение не ниже установленных норм, на территории <адрес>
Истец Зырянова О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Правительства <адрес> Анфалова И.В., действующая на основании доверенности № от <дата>, в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, выразила несогласие с требованиями прокурора о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на МТУ № МСР по ПК, поскольку оно не уполномочено функцией предоставления и обеспечения жилыми помещениями. Процедура формирования специализированного жилищного фонда, а также строительство жилья и проведение конкурсных процедур носит объективно длительный характер, необходимо учитывать и периоды приобретения жилых помещений в государственную собственность, и периоды их включения в специализированный жилищный фонд.
Представитель МТУ № Министерства социального развития <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просил об исключении МТУ № из числа ответчиков, исковые требования поддерживает.
Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к выводу о законности требований, предъявленных к Правительству <адрес>.
Судом установлено, что истец Зырянова О.С. родилась <дата> в <адрес>.
Мать Зыряновой о.С. – ФИО5 умерла <дата> (л.д.15).
Отец истца – ФИО6 решением <адрес> районного суда <адрес> от <дата> был лишен родительских прав в отношении дочери Зыряновой О.С. <дата> года рождения (л.д. 12-14).
Зырянова О.С. зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.11, 21).
Заключением Межведомственной комиссии от <дата>, назначенной распоряжением главы Пожвинского сельского поселения <дата> №, жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания (л.д.17).
В период с <дата> по <дата> Зырянова О.С. обучалась в ГОУ СПО «<адрес> строительный техникум» (л.д.22).
Согласно диплому о начальном профессиональном образовании от <дата> Зырянова О.С. получила профессиональное образование в ГОУ СПО «<адрес> строительный техникум» по специальности «.....» (л.д.22).
Зырянова О.С. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, проживающих на территории <адрес>, имеющих право на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда (л.д. 8).
Согласно сведениям УФРС по ПК Зырянова О.С. не имеет в собственности жилых помещений, в приватизации не участвовала (л.д. 23).
До настоящего времени жилое помещение Зыряновой О.С. не предоставлено.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального Закона РФ от 21. 12. 1996 г. № 159 – ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из преамбулы и ст.1 указанного Закона, его положения распространяются на детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23 – летнего возраста.
Согласно ст. 5 вышеназванного закона финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, является расходными обязательствами субъектов РФ.
Статьей 6 Закона <адрес> от <дата> № «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей» (в ред. Закона <адрес> от <дата> №) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства <адрес>.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в <адрес>;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи:
1) по достижении возраста 18 лет;
2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;
3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту - список), осуществляется органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства <адрес>.
В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, соответствующие условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, и достигшие возраста 14 лет.
В соответствии с п.1 ч.1 и ч.2 ст.8.1 Закона <адрес> от <дата> № «О специализированном жилищном фонде <адрес>» (в ред. от <дата>) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством <адрес> в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Согласно ч.2 ст.1 Закона <адрес> от <дата> № «О системе исполнительных органов государственной власти <адрес>» исполнительная власть в <адрес> осуществляется системой исполнительных органов государственной власти <адрес> во главе с Правительством <адрес>, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти <адрес>.
Согласно ст.11 (ч.1, 2, 3) вышеуказанного Закона Правительство <адрес> является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти <адрес>. Правительство <адрес> возглавляет систему исполнительных органов государственной власти <адрес> и осуществляет руководство исполнительными органами государственной власти <адрес>. Правительство <адрес> в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава <адрес> и законов <адрес>, законов <адрес> и законов <адрес>, актов губернатора <адрес>, актов губернатора <адрес>, постановлений главы администрации <адрес> и актов Правительства <адрес> на территории <адрес>, осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти <адрес>, их территориальными органами и обособленными структурными подразделениями.
Исходя из вышеизложенных правовых норм, суд приходит к выводу, что применительно к данному делу именно Правительство <адрес> является надлежащим ответчиком в споре, поскольку именно на нем лежит обязанность по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на получение жилого помещения.
Требования к МТУ №6 Минсоцразвития <адрес> предъявлены необоснованно, поскольку на данный орган возложена обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Данная обязанность им исполнена, истец Зырянова О.С. в указанный список включена, ее право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда закреплено в законе, никем не оспаривается.
Доводы, изложенные в возражении ответчика на исковые требования, не могут являться основаниями для отказа в иске.
Как следует из п.п.1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства <адрес> от <дата> №, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от <дата> № и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования <адрес>, гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании <адрес>, ближайшем к месту жительства.
Таким образом, жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту их жительства. Предоставление жилого помещения в другом муниципальном образовании возможно только с их согласия.
Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования Зыряновой О.С. обоснованны, поскольку установлено, что Зырянова О.С. проживает в <адрес> края, относится к числу детей-сирот, достиг 18-летнего возраста, не является нанимателем, членом семьи нанимателя или собственником жилого помещения, включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением, однако в нарушение требований действующего законодательства жилым помещением не обеспечена.
Обязанность по обеспечению Зыряновой О.С. жилым помещением специализированного жилищного фонда должна быть возложена на Правительство <адрес>, т.к., согласно ст.5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.1, ст.11 Закона <адрес> от <дата> № «О системе исполнительных органов государственной власти <адрес>» исполнительная власть в <адрес> осуществляется системой исполнительных органов государственной власти <адрес> во главе с Правительством <адрес>, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти <адрес> Правительство <адрес> является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти <адрес>. Правительство <адрес> возглавляет систему исполнительных органов государственной власти <адрес> и осуществляет руководство исполнительными органами государственной власти <адрес> Правительство <адрес> в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава <адрес> и законов <адрес>, законов <адрес> и законов <адрес>, актов губернатора <адрес>, актов губернатора <адрес>, постановлений главы администрации <адрес> и актов Правительства <адрес> на территории <адрес>, осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти <адрес>, их территориальными органами и обособленными структурными подразделениями.
Таким образом, именно Правительство <адрес> является надлежащим ответчиком в споре, поскольку именно на нем лежит обязанность по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения.
Требования к Межрайонному территориальному управлению № Министерства социального развития <адрес> предъявлены необоснованно, поскольку на данный орган возложена обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Данная обязанность Межрайонным территориальным управлением № Министерства социального развития <адрес> исполнена, истец Зырянова О.С. включена в указанный список, его право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда закреплено законом и никем не оспаривается. В связи с изложенным, в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Межрайонному территориальному управлению № Министерства социального развития <адрес> муниципальному району следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ,
Р е ш и л :
Обязать Правительство <адрес> предоставить Зыряновой О.С., <дата>, года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям <адрес> отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. метра на территории <адрес>.
В удовлетворении исковых требований Зыряновой О.С., к Межрайонному территориальному управлению № Министерства социального развития <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись) И.А.Бурдина
Копия верна. Судья