Дело № 2-1916/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ19 ноября 2012 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Брандиной Н.В.
при секретаре Бурцевой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лагунова Андрея Викторовича к Филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области, в/ч 40658 о взыскании расходов за прохождение медкомиссии,
УСТАНОВИЛ:
Лагунов А.В. обратился в суд с иском к Филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области (далее – филиал № 1 УФО), в/ч 40658 о взыскании расходов за прохождение медкомиссии.
В обоснование иска истец указал, что работает в в/ч 40658 в должности ... «ПЖК- 2055», для работы которым допускаются лица, имеющие заключение медицинской комиссии о годности по состоянию здоровья для работы на судах. В ноябре 2011 года прошел медицинский осмотр на годность к работе мотористом судна, оплату которого произвел за счет собственных денежных средств. Однако в возмещении указанных расходов ему было отказано, подлинники квитанций возвращены филиалом № 1 УФО.
Просил взыскать с филиала № 1 УФО расходы за прохождение медицинской комиссии в сумме 2807,16 руб.
В судебном заседании истец поддержал требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – филиала № 1 УФО – в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, представил письменное мнение по иску, в котором с заявленными требованиями не согласился.
В обоснование возражений сослался на приказ Министра обороны РФ 2006 года № 20 (в ред. приказа Министра обороны РФ 2007 года № 526) «Об организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях МО РФ» которым предусмотрено обследование и лечение гражданского персонала ВС РФ в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях МО РФ бесплатно.
Привел довод о том, что приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 года № 302н определил порядок проведения периодических медицинских осмотров, который предусматривает заключение договоров на прохождение медицинских осмотров между работодателем и медучреждением.
Также указал, что в соответствии с указанием заместителя директора Департамента финансового планирования МО РФ от 28.06.2012 года № 180/7/422Т проведение медицинских осмотров персонала осуществляется военно-медицинскими учреждениями, а при их отсутствии (невозможности проведения осмотров) в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (в случае отсутствия или невозможности проведения осмотров в военно-медицинских учреждениях) на основании договоров, заключаемых военными округами.
Прохождение медицинского осмотра индивидуально работником за счет личных средств действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с требованиями п. 5 ст.219 Бюджетного кодекса РФ оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.
В связи с изложенным просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя филиала № 1 УФО, освободить от уплаты госпошлины.
Представитель ответчика - в/ч 40658 - в судебное заседание не явился, мнение по иску не представил.
Исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований).
В соответствии со статьей 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные медицинские осмотры (обследования).
Предусмотренные указанной статьей медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет работодателя.
В соответствии со ст.214 ТК РФ работник обязан соблюдать требования охраны труда, проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрены Приложениями №№ 1-3 (соответственно) к Приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 г. № 302н.
Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний (п. 2 Приложения № 3 к названному приказу).
Предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем (п. 7 Приложения № 3 к приказу).
Соответственно, без прохождения предварительных и обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний, работники не допускаются к выполнению ими трудовых обязанностей.
Как установлено судом, Лагунов А.В. работает в в/ч 40658, и в ноябре 2011 года по направлению работодателя прошел обязательный периодический медицинский осмотр в консультативно-диагностической поликлинике ФГУ «1469 ВМКГС СФ» и МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск».
При этом, за прохождение медицинского осмотра истец оплатил 2807,16 руб., что подтверждается представленными квитанциями ФГУ «1469 ВМКГС СФ», МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» (л.д.6-8), что ответчиками не оспаривается.
Таким образом, установлено, что при прохождении медицинского осмотра в военно-медицинском учреждении по направлению войсковой части с работника была взята плата за прохождение медицинской комиссии.
Согласно выписке из приказа командира в/ч 40658 от 21.12.2011 года № 609 ... «ПЖК-2055» Лагунову А.П., в соответствии со ст. 213 ТК РФ и пункта 5.11 Коллективного договора в/части 40658, подлежат оплате расходы по прохождению обязательного периодического медицинского осмотра в 2011 году (л.д.10).
До настоящего времени указанные расходы истцу филиалом № 1 Управления финансового обеспечения Министерства Обороны РФ по Мурманской области не возмещены, авансовый отчет и квитанции работнику возвращены со ссылкой на положения Приказа МО РФ № 20 от 2006 года и разъяснения начальника медицинской службы СФ от 26.02.2010 № 64/2/541 о прохождении медицинского осмотра бесплатно в медицинских учреждениях Министерства обороны РФ (л.д.16).
Вместе с тем, доводы ответчика о том, что согласно положениям приказа МО РФ № 20 от 2006 года оплата медосмотра за счет личных средств работника не предусмотрена, суд полагает не состоятельными, поскольку указаний в приказе об этом не содержится. Доказательств того, что работодателем перечислены денежные средства в медицинское учреждение для оплаты медосмотра истица – не представлено, в связи с чем, истец понес расходы вынужденно.
Ссылку ответчика на указание заместителя директора Департамента финансового планирования МО РФ от 28.06.2012 года №№ 180/7/422Т суд во внимание не принимает, поскольку оно дано после прохождения истцом медицинской комиссии.
При вынесении решения суд учитывает, что разъяснение о порядке прохождения и оплаты медицинских осмотров начальником филиала № 1 УФО дано в мае 2012 года, т.е. уже после прохождения работником медицинской комиссии и оплаты их стоимости за счет собственных средств.
Таким образом, поскольку оплата стоимости медицинской комиссии за счет собственных средств для работника была вынужденной, не прохождение обязательного периодического медицинского осмотра исключало возможность дальнейшего прохождения службы в войсковой части, суд находит требование работника о взыскании понесенных расходов за прохождение медицинского осмотра обоснованным.
На основании вышеизложенного, в силу ст.213 Трудового кодекса РФ, суд взыскивает в пользу истца понесенные им расходы в сумме 2807,16 руб., подтвержденные соответствующими квитанциями.
Взыскание денежных средств суд производит с Филиала № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области, являвшегося довольствующим органом для в/ч 40658.
Войсковую часть 40658 суд от ответственности освобождает.
Суд рассматривает спор в пределах заявленных истцом требований, на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений ст.ст. 56, 67 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лагунова Андрея Викторовича удовлетворить.
Взыскать с Филиала № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области (... ИНН 5190926491) в пользу Лагунова Андрея Викторовича расходы за прохождение медицинской комиссии в сумме 2807,16 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Председательствующий Н.В. Брандина
СПРАВКА: решение не обжаловалось.