Дело №2-1337/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*** год г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи М.В. Исаченко, при секретаре Островской Р.В.,
С участием истца Сорокина В.В.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокина Виктора Васильевича к администрации г. Благовещенска о признании незаконным решения об отказе в выборе участка для размещения (реконструкции) гаража, возложении обязанности предоставить земельный участок, -
УСТАНОВИЛ:
В Благовещенский городской суд обратился Сорокин В.В. с указанным исковым заявлением, в обоснование иска указал, что *** и *** обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения (реконструкции) существующего гаража с целью организации предпринимательской деятельности в квартале *** г. Благовещенска.На существующий гараж имеется Свидетельство о государственной регистрации права *** от ***, *** от ***, *** от *** Для успешной предпринимательской деятельности необходимо провести его реконструкцию, увеличив рабочую площадь гаража для установки пресса, токарного станка, обустройства помещения для отдыха и переодевания в рабочую одежду.Для решения вопроса он прошел согласования со всеми необходимыми инстанциями:земельным управлением администрации города; Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области;Южным межрайонным отделом по охране окружающей среды министерства имущественных отношений, природных ресурсов, лесного хозяйства Амурской области;Управлением государственного пожарного надзора ГУ ГОЧС Амурской области; Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города; МП «Зеленстрой»;Министерством культуры и архивного дела Амурской области. Отделом историко-культурного наследия;в общей сложности получил согласие у 17 инстанций решавших вопрос о размещении (реконструкции) существующего гаража.По заявке администрации был изготовлен кадастровый паспорт и им оплачен.Администрацией г. Благовещенска запрашиваемый участок был выставлен на конкурс в газете Благовещенск, который он выиграл.После всех согласований *** заместителем Благовещенска ИА было отказано в размещении (реконструкции) гаража. С данным решением истец не согласен. Запрашиваемый земельный участок площадью 50 кв.м находится в существующем гаражном комплексе. Гаражный комплекс весь находится в границах красных линий. Запрашиваемый земельный участок имеет ограждение со всех сторон: с Севера - примыкает к его гаражу, с Юга - огражден производственной территорией, с востока - огражден производственной территорией, с запада - огражден соседними гаражами. Таким образом, земельный участок не имеет свободного доступа для общего пользования и по факту не может нести функцию территории общего пользования, на нем нет линейных объектов.В настоящее время земельный участок заброшен, зарос травой и мусором на его территорию проникают люди, используя вместо туалета, нарушая санитарный режим. Просит признать отказ администрации г. Благовещенска в выборе участка для размещения (реконструкции) гаража незаконным, обязать администрацию г. Благовещенска предоставить ему запрашиваемый земельный участок для размещения (реконструкции) существующего гаража.
В судебном заседании истец на иске настаивал, пояснил, что земельный участок запрашивается для реконструкции своего собственного гаража, построенного так же в границах красных линий, однако у администрации города Благовещенска при выборе земельного участка для строительства гаража не было претензий относительно наличия красных линий.
В судебное заседание не явился представитель ответчика администрации г. Благовещенска, извещенный о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, об уважительности причин неявки представителя ответчика суду ничего не известно. Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Из письменного отзыва администрации г. Благовещенска, представленного в адрес суда *** следует, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих незаконность оспариваемого решения, позволяющих сделать вывод о том, что отказ в выборе земельного участка от *** *** приняты в нарушение требований действующего законодательства, а также нарушает права и свободы заявителя. В администрацию города Благовещенска поступили заявления Сорокина В.В. от *** ***, от *** ***з, о выборе земельного участка для размещения (реконструкции) гаража в западном промышленно-селитебном планировочном районе г. Благовещенска. Управлением архитектуры и градостроительства была проведена работа по вышеуказанным заявлениям в результате чего, при предварительном рассмотрении возможности размещения гаражей на запрашиваемом земельном участке в западном промышленно-селитебном планировочном районе были установлены обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о невозможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке: запрашиваемый земельный участок запроектирован с нарушением красной линии (т.е расположен на территории общего пользования). Согласно ч. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее -линейные объекты). Постановлением мэра г. Благовещенска от *** *** утвержден проект красных линий г. Благовещенска. В соответствии с ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Вместе с тем как видно из заявления земельный участок запрашивается для строительства (т.е. для личного использования). В соответствии с положениями ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом. При этом Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. Таким образом, предоставление земельного участка на каком либо праве на территории общего пользования невозможно, поскольку территории общего пользования вообще не предусмотрена для какого либо индивидуального использования со стороны граждан и юридических лиц. Кроме того требования истца в части признания права на приобретение земельного участка и его предоставления не могут быть удовлетворены поскольку согласно ст. 32 ЗК РФ основанием для предоставления земельного участка для строительства является решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Вместе с тем такое решение о предварительном согласовании Сорокину В.В. запрашиваемого земельного участка администрация г. Благовещенска не принимала. Таким образом, обжалуемый ответ администрации г. Благовещенска о невозможности обеспечения выбора земельного участка по заявлению Сорокина В.В. соответствует действующему законодательству и оснований для признания ответа недействительным не имеется.
Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлениями *** от ***, *** *** с заявлениями о возможности выбора земельного участка, для размещения объекта (реконструкции) - гаража в западном промышленно-селитебном планировочном районе г. Благовещенска. К заявлению приложена схема участка.
Управлением архитектуры и градостроительства была проведена работа по вышеуказанным заявлениям, по результатам которой Сорокину В.В. дан письменный ответ от *** ***, из которого следует, что в ходе проведения процедуры выбора земельного участка (акт выбора от *** ***) выявлено, что запрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий на территории общего пользования.В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. В соответствии с п. 12 ст.1 ГК РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).Согласно пункту 2.3 Порядка выбора земельных участков для строительства объектов капитального строительства на территории г. Благовещенска, утвержденного постановлением мэра г. Благовещенска от *** ***, в случае нахождения запрашиваемого земельного участка на территории общего пользования принимается решение о невозможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке.По совокупности положений статьи 36 ГК РФ, территории общего пользования не могут использоваться для застройки. Так, частью 1 статьи 36 ГК РФ установлено, что правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитальногостроительства определяется градостроительным регламентом. При этом согласно п. 2 ч. 4 ст. 36 ГК РФ, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорииобщего пользования.На основании вышеизложенного, администрация г. Благовещенска отказывает в размещении (реконструкции) гаража на запрашиваемом земельном участке и информирует об отсутствии иных вариантов размещения объекта в границах указанного земельного участка.
Согласно ч. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ выбор земельного участка является первым этапом в процедуре предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, выбор земельного участка для строительства как один из этапов предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: осуществляется органом местного самоуправления; осуществляется с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах; включает в себя согласование акта выбора земельного участка с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, в случаях, предусмотренных федеральными законами; результатом по итогам согласования (несогласования) является либо решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, либо решение об отказе в размещении объекта.
В соответствии с Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, в целях упорядочения процесса выбора земельных участков для строительства на территории города Благовещенска мэром г. Благовещенска принято постановление от *** ***, которым утвержден Порядок выбора земельных участков для строительства объектов капитального строительства на территории г. Благовещенска.
В соответствии с пунктом 2.1. Порядка выбора земельных участков, поступившее в администрацию города заявление гражданина или юридического лица либо обращение уполномоченного органа государственной власти о выборе земельного участка для строительства, направляется в управление организации городского строительства администрации города для предварительного рассмотрения возможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке и подготовки ситуационного плана земельного участка.
Предварительное рассмотрение возможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке проводится на основании: информации, указанной в заявлении физического или юридического лица, либо в обращении уполномоченного органа государственной власти о назначении объекта, его технических и технологических данных, предполагаемом месте его размещения, обосновании примерного размера земельного участка, технико-экономическом обосновании проекта строительства или необходимых расчетов (при наличии), Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска; утвержденного проекта красных линий; информации о наличии либо отсутствии утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории, в границы которой входит запрашиваемый земельный участок; информации о наличии либо отсутствии решения о разработке документации по планировке территории, в границы которой входит запрашиваемый земельный участок; информации о наличии сформированных земельных участках, границы которых пересекаются с предполагаемыми границами запрашиваемого земельного участка, а также правах третьих лиц на такие земельные участки; обследования участка на местности; информации о наличии либо отсутствии проложенных инженерных сетей на территории, в границы которой входит запрашиваемый земельный участок; иной информации, полученной от органов государственной власти, организаций, учреждений в соответствии с их полномочиями по запросу администрации города.
В случаях, установленных пунктом 2.3. Порядка выбора земельных участков принимается решение о невозможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом участке.
Информация о невозможности выбора земельного участка для строительства или отказ в размещении объекта с обоснованием причин направляется уполномоченному органу государственной власти либо заявителю соответственно (пункт 2.4. Порядка выбора земельных участков).
Из материалов дела следует, что Управлением архитектуры и градостроительства была проведена работа по заявления Сорокина В.В. от *** ***з, от *** ***з, при этом, при предварительном рассмотрении возможности размещения гаражей на запрашиваемом земельном участке в западном промышленно-селитебном планировочном районе были установлены обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о невозможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке: запрашиваемый земельный участок запроектирован с нарушением красной линии (т.е расположен на территории общего пользования).
Согласно ч. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Постановлением мэра города Благовещенска от *** *** утвержден проект красных линий города Благовещенска. Постановление опубликовано в газете «Благовещенск» *** от ***
Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса РФ территорией общего пользования, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, не могут использоваться для застройки. Согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом. Согласно п.2 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
В соответствии с п. 4 ст. 40 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования в городских и сельских поселениях, к которым в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ относятся и проезды, предназначены для удовлетворения общественных интересов населения; порядок их использования определяется органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Из содержания пунктов 11, 12 статьи 1 ГрК РФ следует, что к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в т.ч. площади, улицы, проезды, скверы, бульвары), и обозначенные красными линиями.
На основании п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от *** *** "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлена аналогичная Земельному кодексу норма о том, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, парками, лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Таким образом, территория общего пользования не предусмотрена для какого - либо использования со стороны граждан и юридических лиц.
В соответствии с действующим законодательством проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе проекта планировки территории согласно ст. 42 Гр К РФ.
В соответствии с Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике от *** ***, п. 4.1 проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов.
В силу п. 4.3 Инструкции, в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки.
В силу п. 4.4 Инструкции при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
Из п. 4.6 Инструкции следует, что корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Анализ норм Градостроительного Кодекса РФ, его статей 28, 58 позволяет суду сделать вывод, что проект красных линий относится к градостроительной документации и в силу положений п.4.4 Инструкции может быть разработан в качестве самостоятельного документа - проекта красных линий для обеспечения возможности осуществления строительства на территории г. Благовещенска, распоряжения земельным участками.
Суд обращает внимание, что постановление мэра г. Благовещенска от *** *** является действующим, не отменено, не признано незаконным, подлежит применению к спорным правоотношениям, несоответствия постановления закону суд не усматривает.
Учитывая приведенные обоснования, суд считает установленным наличие красной линии по части земельного участка, запрашиваемого истцом, что подтверждено фрагментом топографического плана г. Благовещенска. В этой связи у администрации г. Благовещенска отсутствовали основания для утверждения и выдачи схемы расположения запрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, решения вопроса о предоставлении участка истцу в собственность за плату.
Между тем, судом установлено, что запрашиваемый истцом земельный участок является смежным с земельным участком с кадастровым номером ***, принадлежащим истцу на праве собственности, в границах которого также проходит красная линия, и на котором расположен гараж с кадастровым номером ***, принадлежащий истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 28 *** и ***, для реконструкции которого истцом подано заявление о выборе земельного участка.
Кроме того, из материалов дела следует, что по заявлениям Сорокина В.В. проведена процедура выбора земельного участка, что следует из акта *** о выборе земельного участка для размещения объекта от ***, в соответствии с которым установлено, что участок пригоден для реконструкции гаража.
В силу ст. 6 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации г. Благовещенска от *** *** в выборе земельного участка для размещения гаража в западном промышленно-селитебном планировочном районе г. Благовещенска является незаконным, нарушает права истца, поскольку размещение гаражей на данном участке допускается ответчиком в рамках исполнения полномочий по распоряжению земельными участками.
Рассматривая требования Сорокина В.В. о возложении на администрацию г. Благовещенска обязанности предоставить ему запрашиваемый земельный участок для размещения (реконструкции) гаража, суд полагает их заявленными преждевременно, поскольку согласно ст. 32 ЗК РФ основанием для предоставления земельного участка для строительства является решение о предварительном согласовании места размещения объекта, вместе с тем такое решение о предварительном согласовании Сорокину В.В. запрашиваемого земельного участка администрация г. Благовещенска не принимала, однако, учитывая, что отказ администрации г. Благовещенска от *** *** об отказе в выборе земельного участка для размещения гаража в западном промышленно-селитебном планировочном районе г. Благовещенска, признан незаконным, у органа местного самоуправления сохраняется обязанность по рассмотрению заявлений Сорокина В.В. от *** ***, от *** ***.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ *** *** ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ *** ***, ░░ *** ***, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░