Дело 2-57/2021
28RS0<номер>-62
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 марта 2021 года г. Благовещенск
Благовещенский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Залуниной Н.Г.,
при секретаре Колмогоровой Ю.Е.,
с участием представителя истца Руденко О.В. Волобуева И.А.,
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Руденко Ольги Владимировны к администрации Благовещенского района Амурской области, Соколову Сергею Сергеевичу, ООО «Риелт-Инвест», кадастровому инженеру Даниленко А.М. о признании реестровой ошибки, установлении местоположения границ земельного участка,
установил:
Руденко О.В. в лице своего представителя Волобуева И.А. обратилась в суд с иском к администрации Благовещенского района, в котором указывает, что является собственником <данные изъяты> доли земельного участка с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>, район Чигиринского водохранилища, садовое товарищество «Звезда» Дальневосточного военного института. С целью уточнения местоположения границ земельного участка истец подготовила межевой план, кадастровым инженером было установлено наложение границ земельного участка <номер> на земельный участок <номер>, а также наличие реестровой ошибки в границах земельного участка <номер>. <адрес> отказала истцу в согласовании межевого плана в виду наличия наложений на границы иного земельного участка. Поскольку границы земельного участка <номер> внесены в ЕГРН ранее, то это препятствует внесению сведений в ЕГРН о земельном участке <номер>.
В силу данных обстоятельств, уточнив исковые требования, Руденко О.В. просит
1. Признать реестровой ошибкой сведения государственного кадастра недвижимости о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>.
2. Установить границы земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес> - в границах и по координатам, определенным ООО «Земельный вопрос» и отраженным в межевом плане, выполненным кадастровым инженером Чаркиным Романом Леонидовичем.
В судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях настаивал, привёл доводы, аналогичные изложенным в иске, дополнительно суду пояснил, что собственником земельного участка <номер> является Соколов С.С., который в настоящее время пользуется земельным участком, до суда межевой план с ним не согласовывался. Воловуев И.А. пояснил, что в настоящее время ведётся работа по согласованию границ земельных участков с Соколовым С.С. Сообщил, что доля Руденко О.В. в праве собственности на земельный участок в натуре не выделена.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом. Представитель администрации Благовещенского района Амурской области в письменном отзыве просил в иске отказать, так установлен факт наложения границ земельных участков <номер> и <номер> кроме того собственником земельного участка <номер> является Соколов С.С. С учётом ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Судом установлено, что Руденко О.В. является обладателем <данные изъяты> доли в праве собственности на земельный участок по адресу: <адрес>
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № <номер> следует, что граница земельного участка с кадастровым номером <номер> не установлена в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
Согласно положенному в обоснование иска межевому плану, подготовленному Чаркиным Р.Л. ДД.ММ.ГГГГ, кадастровые работы проведены по причине отсутствия в государственном земельном кадастре сведений о границах и поворотных (узловых) точках земельного участка (граница участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства), что препятствует землепользователям данного земельного участка в оформлении прав на него. В связи с этим были уточнены границы и площадь земельного участка с кадастровым номером <номер> с целью проведения государственного кадастрового учета изменений данного объекта недвижимости, для последующего получения кадастрового паспорта (выписки из ЕГРН) в том объеме, который необходим гражданам (собственникам объектов недвижимости на участке) для осуществления правовых действий с ним. Наличие многолетних насаждений, а также проводимая на участке хозяйственная деятельность, позволяет сделать вывод что участок существует в фактических границах 15 лет и более. Участок частично ограничен забором, углы участка закреплены столбами, с южной стороны дорога общего пользования, что является объектами искусственного и естественного происхождения. Измерения проводились по существующим столбам. Таким образом, установление границ участка проведено в соответствии со ст. 22 п. 10 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, то есть границы установлены исходя из фактически существующих длительно время (более 15 лет) границ. Согласно сведений ЕГРН, происходит наложение границ на ранее учтенный участок с кадастровым номером <номер>, в местоположении которого была допущена реестровая ошибка, так как между смежными землепользователями отсутствуют споры по фактическому прохождению границ участков, следовательно, данное наложение обусловлено неточностью в геодезических данных участка <номер>, которые были внесены в ЕГРН ранее. Данное обстоятельство будет препятствовать в дальнейшем установлению границ земельного участка <номер>, о чем заказчик работ предупрежден заблаговременно. Межевой план подготовлен для рассмотрения вопроса в судебном порядке.
Администрацией Благовещенского района Амурской области не согласовала с истцом данный межевой план на том основании, что выявлено наложение границ земельного участка <номер> на границы земельного участка <номер>
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 названной статьи).
Из ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ следует, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Таким образом, описание местоположения границ объекта недвижимости (земельного участка) являются его основными сведениями.
В силу ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве (заинтересованные лица):
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет)
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана, требования к форме и составу которого определены Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке».
Выкопировкой из дежурной кадастровой карты подтверждается, что земельный участок <номер> является смежным по отношению к земельному участку <номер> Кроме того, у земельного участка <номер> имеется правообладатель Соколов С.С., который в настоящее время использует земельный участок, обрабатывает его. Данные обстоятельства представителем истца подтверждены в судебном заседании.
Вместе с тем, межевой план, подготовленный кадастровым инженером Чаркиным Р.Л. ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Руденко О.В. просит установить границы своего земельного участка, не содержит сведений о проведении согласования местоположения границ земельного участка со смежным землепользователем (заинтересованным лицом) Соколовым С.С. Акт согласования местоположения границ земельного участка не содержит указаний на Соколова С.С.
При таких данных суд полагает, что межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный кадастровым инженером Чаркиным Р.Л., изготовлен с нарушением установленных для этого требований, в связи с чем не принимается судом в качестве допустимого доказательства по делу, в соответствии с которым судом могут быть установлены границы земельного участка <номер>
В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
Иных доказательств, в соответствии с которым судом могут быть установлены границы земельного участка (иного межевого плана, акта согласования границ земельного участка), суду не представлено, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении первоначального для рассмотрения настоящего дела требования истца об установлении границ земельного участка с кадастровым номером <номер> расположенного по адресу: <адрес>, в границах и по координатам, определенным ООО «Земельный вопрос» и отраженным в межевом плане, выполненным кадастровым инженером Чаркиным Р.Л.
Поскольку границы земельного участка <номер> в ходе рассмотрения дела истцом не подтверждены и, следовательно, индивидуализировать земельный участок невозможно, оснований для вывода о нарушении прав Руденко О.В. со стороны Соколова С.С. не имеется. В этой связи требование о признании реестровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером <номер> удовлетворению не подлежит.
Дополнительно судом отмечается, что Руденко О.В. не является единственным правообладателем земельного участка <номер>, ей принадлежит <данные изъяты> в праве собственности на землю, которая, в свою очередь также не индивидуализирована, поскольку в натуре не выделена. Второй собственник земельного участка ФИО7 с исковым заявлением в суд не обращалась, данных о том, что Руденко О.В. уполномочена действовать от имени ФИО7 и распоряжаться земельным участком <номер> целиком не имеется.
Доказательств нарушения прав Руденко О.В. со стороны ООО «Риелт-Инвест», кадастрового инженера Даниленко А.М. не представлено, в ходе рассмотрения таковых фактов не установлено.
На основании изложенного требования Руденко О.В. не подлежат удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░-░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░