№ 12-131/2021
Р Е Ш Е Н И Е
09 сентября 2021 года г. Спасск-Дальний
Судья Спасского районного суда Приморского края Бобрович П.В.,
с участием представителя юридического лица АО «Спасскцемент», в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении - Борисовой Инессы Николаевны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу управляющего АО «Спасскцемент» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Арутюнян А.А. о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГг. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении ОА «Спасскцемент», ИНН №, ОГРН №, юридический адрес: 692239, Приморский край, г.Спасск-Дальний, ул.Цементная, 2,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГг. №, юридическое лицо АО «Спасскцемент» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.
Как следует из текста постановления, Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора (далее - Управление) в соответствие с распоряжением Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № проведена работа по сверке реестров поднадзорных объектов недропользования, в ходе которого выявлены организации, имеющие лицензии на пользование недрами, но при этом не подавшие заявки на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, которым были направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
ДД.ММ.ГГГГ., в ходе мониторинга Федерального реестра объектов негативного воздействия (ПТО УНВОС) установлено, что по истечении 60-ти дней с момента получения предостережения, АО «Спасскцемент» (№ лицензии: №) не предоставил информацию о поставке на государственный учет и не направил ответ о рассмотрении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. В Федеральном реестре объектов негативного воздействия (ПТО УНВОС) информация о поставке на учет объекта, отсутствует.
В соответствие с п. 1 ст. 69 ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Пунктом 6 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ предусмотрено, что сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
-о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
-об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
-об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
- об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Обстоятельства правонарушения подтверждаются протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № и другими материалами дела.
До момента рассмотрения дела по существу АО «Спасскцемент» встали на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (Свидетельство о поставке объекта ОНВОС № от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, действия (бездействия) юридического лица АО «Спасскцемент» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ - невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, за что юридическое лицо привлечено к административной ответственности.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГг. №, управляющий АО «Спасскцемент» ФИО1 подал на него жалобу, из которой следует, что ДД.ММ.ГГГГг. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю в отношении заявителя было возбуждено дело об административном правонарушении. Согласно протоколу об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ. в ходе мониторинга Федерального реестра объектов негативного воздействия установлено, что по истечении 60-ти дней с момента получения предостережения, АО «Спасскцемент» не предоставило информацию о постановке на государственный учет и не направило ответ о рассмотрении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> межрегиональным управлением Росприроднадзора заявитель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.46 Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, и заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
Заявитель считает указанное наказание необоснованным, подлежащим отмене, учитывая следующие обстоятельства.
В протоколе об административном правонарушении указано о получении АО «Спасскцемент» предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований по постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Однако, в адрес заявителя указанное предостережение не поступало, также отсутствует информация о его получении.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ. АО «Спасскцемент» была подана заявка в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора на постановку объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (Прохорской карьер сланцев АО «Спасскцемент») на государственный учет. Свидетельство о постановке указанного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет было выдано заявителю ДД.ММ.ГГГГ. за №.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст. 69.2 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
ДД.ММ.ГГГГ. вступило в действие Постановление Правительства РФ от 31.12.20г. № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий». Согласно свидетельству № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Дальневосточным межрегиональным Управлением Росприроднадзора, Прохорской карьер сланцев АО «Спасскцемент» отнесен к III-й категории негативного воздействия на окружающую среду. Ранее, до вступления в силу указанного Постановления Правительства РФ, данный объект не относился к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Имеется ответ Управления Росприроднадзора по Приморскому краю за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ., сообщающий о том, что Прохорское месторождение кремнистых сланцев не относится к объектам HBOC. Таким образом, в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатация данного объекта производится заявителем с ДД.ММ.ГГГГ. и, как следует из п. 2 ст. 69.2 ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» срок, установленный для постановки на государственный учет вышеуказанного объекта, как объекта HBOC, в настоящее время не истек.
Согласно ч. 1 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст. ст. 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Ввиду возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения на основании ст. 2.9 или ввиду обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении на основании п.1, ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанное постановление может быть отменено.
На основании вышеизложенного, просит постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении АО «Спасскцемент» о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель юридического лица АО «Спасскцемент» - Борисова И.Н. полностью поддержала доводы жалобы, пояснила, что в адрес организации не поступало предостережений от Росприроднадзора, предписывающих срочную (в течение 60-дней) подачу заявки на включение Прохорского карьера сланцев на государственный учёт как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Изучив доводы жалобы, заслушав представителя юридического лица АО «Спасскцемент» Борисовой И.Н., проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, не связан их доводами и имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме, что прямо предусмотрено ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГг. № о назначении административного наказания юридическое лицо АО «Спасскцемент» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.
В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения по ст. 8.46 КоАП РФ состоит в невыполнении или несвоевременном выполнении обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены принципы, в том числе, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Виды хозяйственной деятельности, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды"), государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
В силу пункта 1 статьи 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Пунктом 2 статьи 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Как следует из протокола № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг. и постановления о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ., в вину юридическому лицу АО «Спасскцемент» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, вменяются обстоятельства, установленные в ходе проведенной работы в соответствии с распоряжением Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № по сверке реестров поднадзорных объектов недропользования, в ходе которой выявлены организации, имеющие лицензии на пользование недрами, но при этом не подавшие заявки на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, которым были направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
При этом с протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу об административном правонарушении отсутствует указание на место и время совершения юридическим лицом АО «Спасскцемент» административного правонарушения, что является существенным недостатком протокола и не может быть восполнено при рассмотрении жалобы по существу, не позволяет суду апелляционной инстанции сопоставить вмененное должностным лицом и указанное в протоколе время совершения административного правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ, с нормативно-правовыми актами, устанавливающими обязанность юридического лица по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Кроме того, в постановлении по делу об административном правонарушении должностное лицо квалифицирует действия юридического лица по ст. 8.46 КоАП РФ, как невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, предоставлению сведений для актуализации учетных сведений.
Вместе с тем, протокол об административном правонарушении и описательно-мотивировочная часть постановления не содержат прямого указания на конкретные действия или бездействия АО «Спасскцемент» по невыполнению или несвоевременному выполнению обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Кроме того, при исследовании материалов административного дела № в отношении юридического лица АО «Спасскцемент», возбужденного по ст. 8.46 КоАП РФ, судом установлено, что истребованные в Дальневосточном межрегиональном управлении службы по надзору в сфере природопользования (структурного подразделения Росприроднадзора) материалы административного дела № не содержат следующих документов: Распоряжения Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №; акта о результатах проведённой работы в соответствии с указанным распоряжением; предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды, направленного в адрес юридического лица АО «Спасскцемент».
В соответствии с п.3 ст. 4.2, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об охране окружающей среды", критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно предоставленному представителем юридического лица в судебное заседание ответу Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ. № установлено, что объект «Прохорское месторождение кремнистых сланцев» АО «Спасскцемент», по адресу: <адрес>, не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учёт в связи с отсутствием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствием сбросов в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п.п. 1-4, 7, 8 Критериев, утверждённых постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г. №1029"Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. №1029 утратило силу с 1 января 2021 года в связи с изданием постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496, период действия документа: с 09.10.2015г. по 31.12.2020г..
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в период действия Критериев, утверждённых постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г. №1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", в период с 09.10.2015г. по 31.12.2020г. объект «Прохорское месторождение кремнистых сланцев», принадлежащий АО «Спасскцемент», не подлежал постановке на государственный учёт в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно свидетельству № от ДД.ММ.ГГГГ. о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учёт, установлен факт постановки ДД.ММ.ГГГГ. юридическим лицом АО «Спасскцемент» объекта «Прохорское месторождение кремнистых сланцев» на государственный учёт в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об исполнении юридическим лицом АО «Спасскцемент» обязанности по своевременной постановке объекта «Прохорское месторождение кремнистых сланцев» на государственный учёт в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с учётом изменений внесённых в Критерии Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
Шестимесячный срок для постановки объекта на государственный учёт в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установленный пунктом 2 статьи 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", АО «Спасскцемент» не нарушен.
Статья 8.46 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
С точки зрения состава административного правонарушения необходимо рассматривать его субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону.
Отсутствие состава административного правонарушения означает, что факт деяния имел место, однако при этом отсутствует хотя бы один из необходимых признаков, в совокупности образующих состав правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в невыполнении или несвоевременном выполнении обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
В судебном заседании при рассмотрении жалобы установлено, что в действиях юридического лица АО «Спасскцемент» отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.
Учитывая, что в действиях юридического лица АО «Спасскцемент» отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, в действиях юридического лица АО «Спасскцемент» отсутствует состав административного правонарушения.
Иных фактов, подтверждающих невыполнение или несвоевременное выполнение юридическим лицом АО «Спасскцемент» обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, материалы административного дела № не содержат.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии доказательств невыполнения или несвоевременного выполнения юридическим лицом АО «Спасскцемент» обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях юридического лица АО Спасскцемент» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.
В силу требований п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ судья,
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Арутюнян А.А. о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГг. № по делу об административном правонарушении о назначении АО «Спасскцемент» административного наказания в виде штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного с. 8.46 КоАП РФ - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через Спасский районный суд Приморского края.
Судья Бобрович П.В.