Дело № 2а - 5259/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 июня 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Диких Е.С.,
при секретаре Волобуеве А.А.,
с участием прокурора Потаповой Е.В.,
с участием административного истца Денисенко С.А., ее представителя Сулимова Д.В., представителя административного ответчика администрации г. Благовещенска Денисовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Денисенко С. А. к администрации г. Благовещенска Амурской области о признании нормативного правового акта недействительным в части,
установил:
Денисова С.А. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что является собственником жилого дома, расположенным по адресу: *** (в квартале 263). 26.08.2016 года она обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером ***, на котором находится жилой дом, на, что было отказано. Основанием для отказа послужили те обстоятельства, что согласно ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами. Постановлением администрации г. Благовещенска № 2646 от 11.08.2006 г. утвержден проект красных линий города Благовещенска, в том числе и на территории 263 квартала. Согласно прилагаемой схеме земельный участок с южной стороны по ул. *** расположен в границах красных линий - линий, обозначающих существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11 ст. 1 ГрК РФ). В соответствии с п. 2, 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в границах территорий общего пользования. Пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ, а также п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что земельные участки общего пользования отчуждению не подлежат. Считает, что постановлением мэра г. Благовещенска от 11.08.2006 N 2646 в части земельного участка с кадастровым номером *** незаконно, так как оно нарушает её права и законные интересы, в частности права на приватизацию земельного участка и использования дома. Из смысла положений ГрК РФ и Правил землепользования и застройки следует, что при разработке, проверке и утверждении документации по планировке территории должны учитываться фактическое использование земельных участков и обеспечиваться права и законные интересы правообладателей земельных участков, в том числе на использование таких земельных участков в соответствии с целями предоставления. Данное требование администрацией города не выполнено, следовательно, оспариваемое постановление и утвержденный им проект планировки территории, не соответствуют требованиям ст. 36 ГрК РФ и Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска. По смыслу ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки, которые включают в себя градостроительные регламенты, призваны обеспечивать как публичные интересы, связанные, в частности с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, так и права и законные интересы физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки, установлении градостроительных регламентов состоит в согласовании прав собственников земельных участков и публичных интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса. Вместе с тем проектом планировки, утв. постановлением мэра г. Благовещенска от 11.08.2006 N 2646, которым были установлены красные линии, проходящие по дому, и земельному участку, такой баланс соблюден не был, поскольку красные линии проходят непосредственно по земельному участку и жилому дому, расположенному на нем с 1958 года. При принятии решения по границам земельных участка, должны соблюдаться права и интересы собственников и пользователей соседних объектов недвижимого имущества. Определение границ вновь формируемых земельных участков следует производить с учетом обеспечения соблюдения прав всех собственников, владельцев; пользователей и арендаторов, смежных с ними участков, а также (для жилой застройки) благоприятные условия проживания на смежных земельных участках. Данные требования администрацией г. Благовещенска также не соблюдены. Кроме того, нормативно-правовой акт подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет». Вопреки данным требованиям, оспариваемое решение опубликовано не в полном объеме, в связи с чем, невозможно определить границы и территорию охваченную красными линиями. Поэтому просит суд признать постановление мэра города Благовещенска № 2646 от 11.08.2006 года «Об утверждении проекта красных линий города Благовещенска» незаконным в части утверждения границ красных линий, проходящих по земельному участку с кадастровым номером ***.
В судебном заседании административный истец и ее представитель настаивали на заявленных административных исковых требованиях, изложили доводы аналогичные тем, что приведены в административном исковом заявлении. Просят административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации г. Благовещенска в судебном заседании с заявленными административными исковыми требованиями не согласилась, указав, что оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления в полном соответствии с действующим на момент его принятия федеральным и областным законодательством в рамках предоставленных администрации г. Благовещенска полномочий в сфере градостроительной деятельности. Оно было опубликовано. Ограничение на приватизацию земельных участков в границах красных линий установлено законом в общественных и государственных интересах. Права административного истца не имеют приоритета в сравнении с интересами населения муниципального образования г. Благовещенска в части развития территории города. Кроме того, обращает внимание на то, что административный истец стала владельцем жилого дома на земельном участке с кадастровым номером *** на основании договора дарения только в 2016 году, т.е. после принятия постановления № 2646 от 11.08.2006 г. Полагает, что правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, а также выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования неподлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Денисенко С.А. является собственником жилого дома № *** с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** на основании договора дарения от 03 июня 2016 года, право собственности зарегистрировано 07 июня 2016 года, запись регистрации № 28-28/001-28/301/022/2016-296/3. Этот жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером *** (выписка из ЕГРН от 26 мая 2017 года).
26 августа 2016 года Денисенко С.А. обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением (исх. № 51113 26.08.2016 года) о предоставлении в соответствии с Законом Амурской области от 10.02.2015 года № 489-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области» земельного участка с кадастровым номером *** в собственность за плату без проведения торгов.
В письме от 12 сентября 2016 года № 2803/16 администрация города Благовещенска отказала в предоставлении в собственность указанного земельного участка по мотивам того, что постановлением администрации г. Благовещенска № 2646 от 11.08.2006 года утвержден проект красных линий города Благовещенска, а запрашиваемый земельный участок с кадастровым номером *** с южной стороны по ул. *** расположен в границах красных линий - линий, обозначающих существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). В соответствии с п.2, 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в границах территорий общего пользования, п.12 ст.85 ЗК РФ, а также п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что земельные участки общего пользования отчуждению не подлежат.
В соответствии со ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Денисенко С.А. заявлены требования о признании недействительным (незаконным) постановления мэра города Благовещенска № 2646 от 11.08.2006 года в части утверждения границ красной лини, проходящей по земельному участку с кадастровым номером *** и находящимися на нем строениями, как нарушающим её права на приобретение земельного участка в собственность и распоряжение своей собственностью.
Постановлением мэра города Благовещенска от 11.08.2006 N 2646 утвержден проект красных линий города Благовещенска.
Законом Амурской области от 14.03.2005 N 447-ОЗ «О наделении муниципального образования города Благовещенск статусом городского округа и об установлении его границ» муниципальное образование город Благовещенск наделено статусом городского округа.
Как следует из п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации и т.д.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с п.16,17 ч.1 ст.33 Устава муниципального образования города Благовещенска, утв. Решением Думы города Благовещенска от 26.05.2005 N 62/89, к полномочиям администрации города Благовещенска относятся подготовка генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городского округа документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
Исходя из ст.43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ и ст.45.1 Устава муниципального образования города Благовещенска по вопросам местного значения администрация г. Благовещенска принимается нормативные правовые акты в виде постановлений.
В соответствии с постановлением администрации города Благовещенска от 29.06.2010 N 2679 официальным источником опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации печатное средство массовой информации является газета «Благовещенск».
Как следует из материалов дела, постановление мэра города Благовещенска от 11.08.2006 г. N 2646 «Об утверждении проекта границ красных линий г. Благовещенска» опубликовано в газете «Благовещенск», выпуск № 34 от 18 августа 2006 г.
Довод административного истца и его представителя о том, что постановление от 11.08.2006 г. N 2646 «Об утверждении проекта границ красных линий г. Благовещенска» было опубликовано не в полном объеме, суд находит несостоятельным. Из газеты «Благовещенск», выпуск № 34 от 18 августа 2006 г. следует, что указанное постановление опубликовано вместе с Приложением к нему № 1 и № 2, а именно схемами красных линий г. Благовещенска, п. Моховая Падь, с. Белогорье.
Таким образом, постановление мэра города Благовещенска от 11.08.2006 г. N 2646, которым утвержден проект красных линий города Благовещенска, принято органом местного самоуправления в соответствии с его полномочиями, с соблюдением формой и видом, в которых орган местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты, процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие, и опубликовано в официальном издании опубликования муниципальных правовых актов.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3).
В соответствии с п.11 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Пунктом 12 указанной статьи предусмотрено, что территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно п.10.1 этой же статьи линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Как следует из ч.1 ст.41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В соответствии со ст.42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;
б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;
в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Пунктом 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2016 N 1966-О, учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, в том числе круг объектов, не подлежащих такому отчуждению.
Пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, принятый в порядке реализации указанных конституционных положений, призван сохранить в публичной собственности определенную категорию земельных участков, обеспечивающую комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания, включая необходимую и доступную транспортную инфраструктуру. Соответственно, эта норма - притом, что право на приватизацию земли не относится к числу конституционных - не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан.
Из анализа выше приведенных норм права следует, что красные линии устанавливаются не только для фиксации границ уже существующих территории общего пользования, но и для планировки новых (изменяемых, вновь образуемых). Сам по себе факт утверждения красной линии не придает конкретному земельному участку статус территории общего пользования и не несет незамедлительного изменения границ территорий общего пользования, а лишь определяет границы этих земель, которые либо уже являются землями общего пользования, либо могут стать ими в перспективе, так же как и не представляет неограниченному кругу лиц земельный участок в пользование.
При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих осуществлять планирование территории в соответствии с ее фактическим использованием, поскольку в этом случае такое планирование было бы направлено исключительно на фиксацию существующего положения, а не на развитие (изменение) соответствующей территории в будущем.
В соответствии с ч.1 ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Решением Благовещенской городской Думы от 26 июли 2007 года № 30/75 утвержден Генеральный план города Благовещенска (изм. внесены решением Благовещенской городской Думы от 26.03.2015 N 8/92).
Как следует из выкопировки из Генерального плана города Благовещенска земельный участков с кадастровым номером *** расположен в границах зоны общественно-деловой застройки, и не отнесен к жилой зоне.
Заявления стороны административного истца о том, что установление красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером *** препятствует административному истцу в его пользовании, приобретение в собственность, а также пользованием жилым домом, расположенным на нем, не могут послужить достаточными основаниями для признания оспариваемого правого акта недействующим. Установление красной линии по земельному участку само по себе не создает препятствий в его использовании, так как в силу ч.8 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Аналогичные положения предусмотрены п. 4 ст. 85 ЗК РФ.
По смыслу ч.1 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки признаны обеспечить не только права и законные интересы собственников и правообладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом интересы иных физических лиц и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.д., которые могут вступать с объективными противоречиями с интересами собственников. Задача органов муниципальных образований при решении вопросов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников отдельных земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Отсутствие у административного истца правовой возможности приобрести земельный участок в собственность не свидетельствует об обязанности органов местного самоуправления изменять границы красных линий.
Доводы административного истца, ее представителя о том, что в со ст.36 ГрК РФ, Инструкцией о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских сельских поселениях», утв. Приказом Госстроя РФ от 02.08.1999 года № 18, установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки, красная линия не может проходить через уже отведенный (ранее) земельный участок без его предварительного изъятия для муниципальных и государственных нужд, не могут быть приняты во внимание, поскольку красные линии, которые установлены постановлением мэра г. Благовещенска № 2646 от 11 августа 2006 года обозначают планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, и не свидетельствуют об изъятии территории. Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации планирование территорий направлено на развитие (то есть изменение в будущем) территории.
Более того, из материалов дела следует, что Денисенко С.А. право собственности на жилой дом № ***, по адресу: ***, расположенном на земельном участке с кадастровым номером ***, приобрела на основании договора дарения от 03 июня 2016 года, т.е. после принятия постановления мэра г. Благовещенска № 2646 от 11 августа 2006 года «Об утверждении проекта красных линий города Благовещенска».
Принимая указанный жилой дом в дар, Денисенко С.А. должна была знать, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, находится в границах красных линиях.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе Денисенко С. А. в удовлетворении требований административного искового заявления к администрации г. Благовещенска Амурской области о признании недействительным (незаконным) постановление мэра г. Благовещенска № 2646 от 11 августа 2006 года «Об утверждении проекта красных линий города Благовещенска» в части утверждения границ красной линии, проходящей по земельному участку с кадастровым номером ***.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 217.1 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований административного искового заявления Денисенко С. А. к администрации г. Благовещенска Амурской области о признании недействительным постановление мэра г. Благовещенска № 2646 от 11 августа 2006 года «Об утверждении проекта красных линий города Благовещенска» в части утверждения границ красной линии, проходящей по земельному участку с кадастровым номером *** - отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.С. Диких
Решение в окончательной форме принято 27 июня 2017 года.
Председательствующий судья Е.С. Диких