№ 5-26/2016
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 ноября 2016 года село Шебалино
Судья Шебалинского районного суда Республики Алтай Унутов Э.Д., при подготовке к рассмотрению материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, в отношении Уланкиной А.А.,
УСТАНОВИЛ:
В суд поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, в отношении Уланкиной А.А.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении, составленном <ДАТА> инспектором ПДН ОП <Номер изъят> МВД России «Онгудайский», Уланкина А.А. <ДАТА> в 00 часов 30 минут, находясь по <адрес> на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений, нанесла ФИО3 не менее двух ударов в область лица, то есть совершила нанесение побоев (совершила нанесение иных насильственных действий, причинивших физическую боль), но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, тем самым содержат административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.1.1 КоАП РФ – «Побои» (далее также – Протокол об АП).
Изучив поступившие материалы, прихожу к следующему.
Статьей 6.1.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Часть 4 ст.4.5 КоАП РФ устанавливает, что в случае отказа в возбуждении уголовного дела …, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения).
В соответствии с п.4 ч.4 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 данного Кодекса.
В силу статьи 28.7 КоАП РФ в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1, 7.27 данного Кодекса, проводится административное расследование (ч. 1). Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 данного Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения … немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч.2). В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья данного Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении (ч.3). Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч.3.1).
Сроки проведения административного расследования и порядок их продления установлены частями 5 – 5.2 последней статьи.
Верховный Суд РФ в абзацах 3, 4 пп. "а" пункт 3 постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию, и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. Не являются административным расследованием процессуальные действия, совершенные в соответствии с нормами УПК РФ в рамках предварительного расследования по уголовному делу, возбужденному в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и впоследствии прекращенному.
Часть 3 ст. 28.5 КоАП РФ предусматривает, что в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 названного Кодекса.
Согласно ч.6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Исходя из положений ст. 28.1 и 28.2 КоАП РФ при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 данного Кодекса, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и в данном случае протокол об административном правонарушении является не документом, на основании которого возбуждается дело об административном правонарушении, а выполняет иную процессуальную функцию - фиксирует факт совершения административного правонарушения.
Вместе с тем, в поступивших материалах отсутствуют определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в том числе с записью о разъяснении участникам производства по делу об административном правонарушении их прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ, а также сведения о вручении или направлении копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему.
Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в числе прочего событие административного правонарушения, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Вместе с тем, в Протоколе об АП при описании события административного правонарушения не конкретизировано вменяемое Уланкиной А.А. деяние в соответствии с диспозицией статьи 6.1.1 КоАП РФ, не указаны причинение физической боли, а также причиненные потерпевшей конкретные телесные повреждения.
В соответствии с частями 1, 2, 4 ст.26.4 КоАП РФ в определении о назначении экспертизы должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
В представленных материалах постановление о назначении медицинской судебной экспертизы от <ДАТА>, заключение эксперта <Номер изъят> от <ДАТА> совершены в соответствии с нормами УПК РФ, в них отсутствует запись, в частности, о предупреждении эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ вышеуказанные обстоятельства являются основанием для возврата протокола об административном правонарушении должностному лицу, его составившему, в виду неправильного составления протокола и оформления других материалов, неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Кроме того, в представленных материалах отсутствуют также сведения об ознакомлении Уланкиной А.А, потерпевшей ФИО3 с определением о назначении экспертизы и разъяснении им соответствующих прав.
В Протоколе об АП при наличии сведений о свидетелях (в материалах дела), отсутствуют сведения о свидетелях и разъяснении им процессуальных прав.
Отсутствуют разъяснения установленных КоАП РФ прав, обязанностей и ответственности в письменных объяснениях ФИО3, ФИО4 (а также ст.51 Конституции РФ), Уланкиной А.А.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.1, п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол об административном правонарушении от 20.10.2016 с материалами дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, в отношении Уланкиной А.А. в ОП № 3 Межмуниципального отдела МВД России «Онгудайский» для устранения обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела.
Судья Э.Д. Унутов