Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1628/2018 ~ М-1254/2018 от 29.05.2018

2-1628/2018

Решение

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 22 июня 2018 года

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе

председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.,

при секретаре Шултуковой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Муниципального образования Саракташский район Оренбургской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области и судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО Саракташский район обратилась в суд с исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование заявленных исковых требований администрация указывает, что она является должником по исполнительному производству №-ИП, возбужденному на основании исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного Саракташским районным судом Оренбургской области, решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года. Предмет исполнения: обязать администрацию муниципального образования «Саракташский район» Оренбургской области предоставить ФИО6, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, выделенных на эти цели.

В виду того, что решение суда не исполнено, ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем Фаттаховой А.А. вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которое было получено администрацией ДД.ММ.ГГГГ года. Однако решением Саракташского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года не установлен его конкретный срок исполнения.

Истец считает, что вина администрации в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения решения суда отсутствует, так как были проявлены должная степень заботливости и осмотрительности для исполнения судебного решения. Устав муниципального образования «Саракташский район» не содержит норм, позволяющих использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Следовательно, исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа возможно только с использованием предоставляемых местному бюджету субвенций из бюджета Оренбургской области. Размер субвенций, предоставляемых бюджетам городских округов и муниципальных районов на соответствующий финансовый год для осуществления передаваемых государственных полномочий Оренбургской области, исчисляется, помимо прочего, с учетом такого показателя, как расчетная численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, включенных в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в муниципальном образовании в очередном финансовом году.

Администрация формирует и ведет список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, который ежегодно в срок до 3 февраля предоставляет в министерство образования Оренбургской области. ФИО6 состоит в списках подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по МО Саракташский район Оренбургской области.

В целях добровольного исполнения судебного решения администрацией проведена работа по предоставлению соответствующего финансирования с целью приобретения жилья для указанной категории лиц.

Истец считает, что имеются объективные причины, препятствующие своевременному исполнению решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, а также, что виновное противоправное бездействие должника отсутствует. Просит освободить от взыскания исполнительского сбора.

Представитель истца, надлежащим образом извещенный о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.

Судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттахова А.А. и представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, надлежащим образом извещенные о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представитель третьего лица - Федерального казначейства по Оренбургской области, надлежащим образом извещенный о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Неявка представителя истца, ответчиков является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных правах, что не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, извещенных о дне и месте судебного заседания надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 11, 12, 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – 5 дней.

Согласно частей 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

Частью 2 ст. 112 этого Закона предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. При этом закон не устанавливает каких-либо ограничительных сроков для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора

В соответствии с частью 6 статьи 112 указанного Федерального Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно п. 75 Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Из материалов дела следует, что решением Саракташского районного суда Оренбургской области от 03.10.2017 года удовлетворены заявленные прокурором Саракташского района в интересах ФИО6 к администрации МО Саракташский район исковые требования, которым на ответчика возложена обязанность предоставить ФИО6 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, за счет средств бюджета Оренбургской области.Указанное судебное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.

На основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного Саракташским районным судом Оренбургской области, ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП в интересах ФИО6 возбуждено исполнительное производство, в постановлении установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения в этот срок требований исполнительного документа и при отсутствии доказательств невозможности его исполнения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, подлежит взысканию исполнительский сбор.

Факт получения истцом копии постановления о возбуждении исполнительного производства им не оспаривался.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ года по исполнительному производству был взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим законом дополнительные гарантии, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только сначала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета, что предусмотрено ч. 2 ст. 83 БК РФ.

Как следует из материалов дела на момент вынесения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ года администрация муниципального образования не располагала свободными жилыми помещениями, которые бы отвечали по площади и качеству требованиям, установленным ст. 2 и ст. 19.1 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года № 1347/285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области». Доказательств обратному суду не представлено.

Приобретение жилых помещений осуществляется администрацией муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг да обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Сроки, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» необходимые для проведения конкурсных процедур в целях исполнения решения суда по приобретению жилого помещения, превышают пятидневный срок, установленный приставом для добровольного исполнения обязательства.

С учетом п.6 Правил расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 19.10.2011 года № 1015-п (в редакции от 12.11.2014 года), формирование жилого фонда для осуществления муниципальными образованиями переданных полномочий за счет субвенций производится путем строительства муниципального жилья или приобретение жилья в муниципальную собственность.

После оформления жилого помещения в муниципальную собственность принимается решение о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд, предназначенный для предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с п.11 Правил.

Материалы дела свидетельствуют о том, что истцом принимались меры к исполнению судебного решения об обеспечении взыскателя жильем.

Так, ДД.ММ.ГГГГ года истец в лице главы Саракташского района Жанбаева Б.Н. обратился в Министерство социального развития Оренбургской области с просьбой рассмотреть вопрос о выделении дополнительных денежных средств для исполнения решения суда о предоставлении жилья для граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, ФИО6.

Материалы дела свидетельствуют о том, что истцом принимались необходимые меры к исполнению судебного решения о возложении обязанности предоставить ФИО6. жилое помещение, эти меры при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, были приняты должником в полном объеме.

Суд принимает во внимание то, что решением Саракташского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ года не установлен конкретный срок его исполнения. Также надлежит учитывать, что приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», сроки государственной регистрации недвижимого имущества составляют более пяти дней, в течение которых истцу было предложено исполнить решение в добровольном порядке. Администрацией муниципального образования проведена должная работа по предоставлению соответствующего финансирования с целью приобретения жилья для указанной категории лиц, в том числе для ФИО6

Кроме того, ч.2 ст. 92, ч.1 ст. 99 ЖК РФ предусматривают порядок включения в специализированный жилищный фонд жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после чего администрация заключает договоры найма специализированного жилого помещения. Также надлежит учитывать сроки государственной регистрации недвижимого имущества.

Таким образом, принимая во внимание, что финансирование реализации государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений осуществляется за счет средств областного бюджета Оренбургской области, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдение установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины (противоправного бездействия) должника в неисполнении судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ года в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок.

Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 30.07.2001 года № 13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Оценив представленные доказательства, суд, учитывая отсутствие вины должника в неисполнении решения Саракташского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ года, приходит к выводу, что истцом принимались все возможные меры к исполнению решения суда, а наличие объективных уважительных причин – процедуры и порядка предоставления квартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, исключает возможность исполнения требований исполнительного документа в 5-дневный срок.

В связи с изложенным, исковые требования администрации муниципального образования администрации МО Саракташский район Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного с администрации на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ года подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования администрации Муниципального образования Саракташский район Оренбургской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области и судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить администрацию Муниципального образования Саракташский район Оренбургской области от уплаты исполнительского сбора в сумме 50000 руб., взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой АйслуАкжигитовной от ДД.ММ.ГГГГ года по исполнительному производству№-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Бахтиярова Т.С.

Мотивированный текст решения суда изготовлен 28 июня 2018 года

2-1628/2018 ~ М-1254/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация муниципального образования Саракташский район
Ответчики
УФССП России по Оренбургской области
Другие
Федеральное казначейство по Оренбургской области
Суд
Промышленный районный суд г. Оренбурга
Судья
Бахтиярова Татьяна Сергеевна
Дело на сайте суда
promyshleny--orb.sudrf.ru
29.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2018Передача материалов судье
01.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2018Подготовка дела (собеседование)
18.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2018Судебное заседание
28.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2018Дело оформлено
08.08.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее