Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6697/2018 ~ М-6052/2018 от 20.11.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2018 <адрес> городской суд <адрес>

в составе

судьи Николаева М.Н.

при секретаре ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2 комиссариату <адрес> о восстановлении права на ранее назначенную выплату ежегодной денежной компенсации на оздоровление

Установил

    ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО2 комиссариату <адрес> о восстановлении права на ранее назначенную выплату ежегодной денежной компенсации на оздоровление в размере 6 102 руб. 14 коп., указав, что он является инвалидом II группы в следствии участия в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, названная выплата в указанном им размере ему выплачивалась вплоть по 2016 год, при его проживании в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ он стал получать выплаты в возмещение вреда здоровью в <адрес>, через ФИО2 комиссариат <адрес>, однако указанная сумма назначена и выплачена ему в меньшем размере, а именно за 2017 г. в сумме 1468 руб. 74 коп., за 2018 г. 1505 руб. 46 коп., что он считает незаконным.

     ФИО1 в судебном заседании иск поддержал.

     Представитель ФИО2 комиссариата <адрес> в судебном заседании возражал против иска.

     Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд находит иск ФИО1 подлежащим удовлетворению.

     В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

     Частью 3 указанного закона, в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ, предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

     Согласно ст. 39 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции Федерального закона (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере: инвалидам I и II групп - 500 рублей.

     Согласно ст. 39 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции Федерального закона (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере: пятикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

     Согласно разъяснениям, данным в пунктах 5, 6, 7, 8 и 8.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»:

     «5. В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.

     При рассмотрении дел об индексации названных сумм, начиная с февраля 1997 г., необходимо иметь в виду следующее.

     Суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы исходя из роста минимального размера оплаты труда с февраля 1997 г. до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в указанный период этот показатель не изменялся (Федеральные законы от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФЗ и от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ).

     Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации". Однако если такая индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ

     В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ, равного 1,581 (132 : 83,49), а с ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до ДД.ММ.ГГГГ не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

     6. В соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с ДД.ММ.ГГГГ, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.

     Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) и части 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после ДД.ММ.ГГГГ ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

     Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.

     Сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте Российской Федерации, либо от федерального органа исполнительной власти.

     7. При рассмотрении до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ) требований об индексации ежемесячных сумм возмещения вреда необходимо было учитывать, что в соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ индексации подлежал и максимальный размер сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, определенный в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, поскольку данная норма в этой части не признавалась неконституционной.

     Часть третья статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 31-ФЗ) не исключает возможность индексации после ДД.ММ.ГГГГ максимального размера выплат, перечисленных в частях первой и второй данной нормы, хотя не содержит прямого указания об этом. Предусмотренное в частях первой и второй статьи 2 названного Закона ограничение является способом определения предельного размера ежемесячных выплат при их назначении и не распространяется на отношения, связанные с индексацией назначенных компенсационных сумм в возмещение вреда здоровью. В соответствии с частью третьей статьи 2 этого Закона индексации подлежат размеры выплат, предусмотренные в частях первой и второй данной нормы, без каких-либо ограничений.

     8. В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 31-ФЗ), начиная с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым Законом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Исключение составляют пособия и иные выплаты, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.

     Исходя из текста Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 31-ФЗ, также входили ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные базовым Законом, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.

     8.1. Решения судов об индексации с учетом роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, а также иных компенсационных выплат, входящих в объем возмещения вреда (за исключением тех, которые индексируются в соответствии с другими федеральными законами), и о взыскании образовавшейся в связи с этим задолженности, вынесенные до ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть пересмотрены только по тому основанию, что редакция части третьей статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ была изменена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 31-ФЗ, поскольку эти решения были постановлены в соответствии с действовавшей в тот период редакцией базового Закона с учетом положений, закрепленных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П. Такие решения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (статья 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

     При этом необходимо учитывать, что присужденная на основании вступившего до ДД.ММ.ГГГГ в законную силу решения суда сумма задолженности, образовавшаяся в связи с отсутствием индексации, впоследствии не подлежит возврату или зачету в счет будущих платежей (статьи 411 и 1109 ГК РФ), а ежемесячная денежная сумма либо иная компенсационная выплата, проиндексированная с учетом роста величины прожиточного минимума, не может быть пересчитана в сторону уменьшения».

     Постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджета на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

      Так Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.

     В частности, согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 г., установлен с ДД.ММ.ГГГГ размер индексации 1,054 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 4.2 Федерального закона "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

     Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» установлен с ДД.ММ.ГГГГ размер индексации 1,025 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

     Судом установлено, что ФИО1 является инвали<адрес> группы вследствие Чернобыльской катастрофы и на 2016 г. ему выплачивались ежегодные суммы денежной компенсации на оздоровление в размере 6 102 руб. 14 коп. на основании ст. 39 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

     Так, решением Ленинградского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску ФИО1 к Калининградскому областному ФИО2 комиссариату об индексации денежных выплат установлено, что размер ежегодной денежной компенсации на оздоровление за 2000 год составлял 417 руб. 45 коп. (83.49 х 5).

     Решением суда ФИО2 комиссариат <адрес> обязан осуществить индексацию ФИО1 ежегодную денежную компенсацию на оздоровление за период с 01 июля по ДД.ММ.ГГГГ в 1,581 раза,

За 2001 г. - в 1,581, 1,515 раза,

За 2002 г. - в 1,581, 1,515 и 2,12 раза,

За 2003 г. - в 1,581, 1,515, 2,12 и 1,06 раза,

За 2004 г. - в 1,581, 1,515, 2,12, 1,06 и 1,21 раза,

За 2005 г. - в 1,581, 1,515, 2,12, 1,06, 1,21 и 1,11 раза,

За 2006 г. - в 1,581, 1,515, 2,12, 1,06, 1,21, 1,11 и 1,09 раза.

     Кроме того, ФИО2 комиссариат <адрес> обязан производить ежегодную индексацию выплат исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

     Следовательно, на 2014 год размер ежегодной компенсации составил:

417.45 х 1,581, х 1,515,х 2,12, х 1.06 х 1.21 х 1.11 х 1.09 х 1,08 х 1.105 х 1.13 х 1.1 х 1.065 х 1.06 х 1.055 х 1.05 = 6 102 руб. 14 коп.

     Определением Ленинградского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ изменен способ и порядок исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, и изменен механизм индексации.

     Указанным определением постановлено осуществлять ФИО1 индексацию производимых на основании Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячных компенсационных выплат на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление с даты, когда размер этих выплат будет равен сумме, подлежащей к выплате данной категории по Постановлению Правительства Российской Федерации.

     ФИО1 произведена оплата ежегодной денежной компенсации на оздоровление на 2016 г. в размере 6102 руб. 14 коп.

      С ДД.ММ.ГГГГ, в связи с изменением истцом места своего жительства, ему назначены ФИО2 комиссариатом <адрес> и выплачены в счет ежегодной денежной компенсации за вред здоровью за 2017 г. в размере 1468 руб. 74 коп., за 2018 г. - 1505 руб. 46 коп. (л.д. 12).

     Разрешая исковые требования, суд находит их правомерными, так как размер указанной выплаты в виде ежегодной денежной компенсации на оздоровление в размере 6 102 руб. 14 коп. установлены для истца в соответствии с произведенной индексацией в соответствии с действовавшим законодательством и на основании судебных постановлений и в их исполнение и выплачивались фактически истцу.

     Хотя размер ежегодной денежной компенсации на оздоровление не совпадает с выплатой в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации, однако индексация данной суммы состоялась во исполнение ранее вынесенного судебного акта, фактически носит опережающий характер индексации и индексация данной выплаты приостановлена также судебным постановлением до той даты, когда размер этих выплат будет равен сумме, подлежащей к выплате данной категории - инвалидам II группы по Постановлению Правительства Российской Федерации.

     В связи с изложенным, удовлетворяя иск ФИО1 к ФИО2 комиссариату <адрес> о восстановлении права на ранее назначенную выплату ежегодной денежной компенсации на оздоровление суд определяет размер суммы ежегодной денежной компенсации на оздоровление, подлежащей выплате ФИО1 ФИО2 комиссариатом <адрес> начиная с 2017 г. в размере 6102 руб. 14 коп. и взыскивает с <адрес> ФИО2 комиссариата в пользу ФИО1 сумму недоплаты ежегодной денежной компенсации на оздоровление за 2017 и 2018 г. в размере 9 230 руб. 08 коп. (6 102.14 х 2 = 12 204.28 - 1468.74 - 1505.46 = 9 230.08).

     Также суд взыскивает с ФИО2 комиссариата <адрес> начиная с 2019 г. в пользу ФИО1 сумму ежегодной денежной компенсации на оздоровление в сумме 6102 руб. 14 коп., с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации с даты, когда размер этих выплат будет равен сумме, подлежащей к выплате данной категории - инвалидам II группы по Постановлению Правительства Российской Федерации.

     Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Решил

     Иск ФИО1 к ФИО2 комиссариату <адрес> о восстановлении права на ранее назначенную выплату ежегодной денежной компенсации на оздоровление удовлетворить.

     Определить размер суммы ежегодной денежной компенсации на оздоровление, подлежащей выплате ФИО1 ФИО2 комиссариатом <адрес> начиная с 2017 г. в размере 6102 руб. 14 коп.

     Взыскать с <адрес> ФИО2 комиссариата в пользу ФИО1 сумму недоплаты ежегодной денежной компенсации на оздоровление за 2017 и 2018 г. в размере 9 230 руб. 08 коп.

     Взыскивать с ФИО2 комиссариата <адрес> начиная с 2019 г. в пользу ФИО1 сумму ежегодной денежной компенсации на оздоровление в сумме 6102 руб. 14 коп., с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации с даты, когда размер этих выплат будет равен сумме, подлежащей к выплате данной категории - инвалидам II группы по Постановлению Правительства Российской Федерации.

     Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение одного месяца.

Судья

2-6697/2018 ~ М-6052/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Петухов Борис Александрович
Ответчики
Московский областной военкомат
Суд
Подольский городской суд Московской области
Судья
Николаев Максим Николаевич
Дело на странице суда
podolsky--mo.sudrf.ru
20.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2018Передача материалов судье
21.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2018Подготовка дела (собеседование)
05.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2018Судебное заседание
17.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2018Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее