Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-791/2017 от 30.10.2017

 Дело <номер>
Р Е Ш Е Н И Е

             Именем Российской Федерации

г. Благовещенск 13 ноября 2017 года

Благовещенский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,

при секретаре Умец О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондарева В.А. к администрации Благовещенского района Амурской области, Министерству финансов Амурской области, Министерству транспорта и строительства Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о взыскании социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате крупномасштабного наводнения,

У С Т А Н О В И Л :

Бондарев В.А. обратился в суд с указанным иском, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации природного характера - наводнения на территории Усть-Ивановского сельского совета Благовещенского района Амурской области жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, левый берег реки Зея, литер А, был затоплен. Решением Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он был признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. Решением Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было признано его право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, и он был включен в списки граждан-получателей социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения. Однако до настоящего времени выплаты ему не осуществлены. Просит суд взыскать с администрации <адрес> в его пользу социальную выплату на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 745 500 рублей. В связи с тем, что исковые требования связаны с необходимостью получения мер государственной поддержки в соответствии со ст. 112 ГПК РФ просит суд обратить решение к немедленному исполнению.

Определением Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и ЖКХ РФ.

Решением Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ иск Бондарева В.А. удовлетворен, судом постановлено: возложить на Администрацию Благовещенского района Амурской области обязанность произвести Бондареву В.А. социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года. Решение обращено к немедленному исполнению.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Определением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено по новым обстоятельствам, дело назначено к повторному рассмотрению.

В судебном заседании представители истца Бондарева В.А. - Брутская К.А. и Тихонов В.В. настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Благовещенского района Амурской области Сотникова М.Г. просила отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на прекращение с 01.01.2015 года действие Законов, регламентирующие производство социальных выплат гражданам, пострадавшим от ЧС в 2013 году.

Представитель Министерства транспорта и строительства Амурской области Омельченко Е.В. также возражала об удовлетворении требований истца по основаниям, приведенным представителем администрации Благовещенского района.

В судебное заседание не явились: истец Бондарев В.А., представители ответчиков Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, представители третьего лица Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской, Правительства Амурской области, администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области, будучи извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. В силу ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Бондарев В.А. является членом семьи Бондарева А.В. - собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Решением Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано право Бондарева В.А. на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации-крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года, расположенного по адресу: <адрес>; Бондарев В.А. включен в списки граждан–получателей социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения. Решение суда обращено к немедленному исполнению.

ДД.ММ.ГГГГ марта Бондарев В.А. обратился в Министерство строительства и архитектуры Амурской области с заявлением о предоставлении информации о том, по какой причине ему не осуществлена социальная выплата на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения.

Из сообщения Министерства строительства и архитектуры Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ<номер> следует, что администрацией Благовещенского района представлены в Минстрой области списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сформированные по судебным решениям в пользу граждан и не включенные ранее в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации на территории Амурской области. В рамках мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, социальные выплаты на капитальный ремонт из федерального бюджета членам семьи собственников не предусмотрены.

ДД.ММ.ГГГГ Бондарев В.А. обратился в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением о предоставлении информации о сроках получения социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения.

Из сообщения администрации Благовещенского района от ДД.ММ.ГГГГ <номер> на обращение Бондарева В.А. от ДД.ММ.ГГГГ<номер> следует, что на основании решения Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ Бондарев В.А. включен в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на общую площадь 149,1 кв.м., на сумму 745 500 рублей. Данные списки администрацией Благовещенского района направлены в Министерство строительства и архитектуры Амурской области. В связи с тем, что финансовое обеспечение государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт осуществляется в форме субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам, администрация Благовещенского района не обладает точной информацией о сроках предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт. По мере поступления субвенции из областного бюджета в администрацию Благовещенского района, Бондареву В.А. будет предоставлена социальная выплата на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

Обратившись в суд с настоящим иском, истец настаивает, что в соответствии с действовавшими на момент возникновения спорных правоотношений нормативными правовыми актами он имел право на получение социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения, так как является членом семьи собственника данного жилья, совместно с ним проживал в пострадавшем жилом помещении, иного пригодного для постоянного проживания жилья не имеет.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).

В соответствии с подп. «а» ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».

Подп. «г» п. 2 названного указа в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно- спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт повреждённого жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 Правительство Российской Федерации 12 октября 2013 г. в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий приняло постановление № 923 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы», которым в том числе были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года (приложение № 11 (1) к федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 — 2015 годы).

Предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Федеральным агентством по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы на цели, указанные в пункте 1 этих правил, и согласно распределению, приведённому в приложении № 4 к этой программе (пункт 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).

Одним из условий предоставления Правительством Российской Федерации трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации являлось наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья или строительства жилья (пункт 5 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).

Из приведённых нормативных положений в их взаимосвязи следует, что осуществление правового регулирования отношений по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъекта - Амурской области. К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе меры поддержки на цели капитального ремонта за счёт средств федерального бюджета. При этом наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.

На территории Амурской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 г., в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт повреждённых жилых помещений регламентировались Законом Амурской области от 28 октября 2013 г. № 257-03 «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта».

В соответствии со ст. 6 указанного Закона Амурской области, администрация Благовещенского района Амурской области обладает государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт, в том числе на включение в соответствующие списки для выплат пострадавшим гражданам денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.

При этом, в соответствии с положениями приведенного Закона Амурской области, а также Минтрансстрой Амурской области в соответствии с постановлением Губернатора Амурской области от 7 мая 2015 г. № 125 «Об утверждении Положения о министерстве транспорта и строительства Амурской области» министерство транспорта и строительства Амурской области не наделено соответствующими полномочиями по формированию списков граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области.

Вместе с тем, Закон Амурской области от 28 октября 2013 г. № 257-03 утратил силу с 01 января 2015 года в связи с принятием Закона Амурской области от 29 декабря 2014 г. № 472-03 «О признании утратившим силу Закона Амурской области «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта».

Таким образом, с 01 января 2015 года отсутствует утверждённый нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья.

Бондарев В.А. обратился в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области, Министерству финансов Амурской области, Министерству транспорта и строительства Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о взыскании социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате крупномасштабного наводнения, 21 августа 2015 года, то есть после отмены Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. № 257-03 «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта», устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения, являющимся обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов.

Учитывая изложенное, поскольку с 01 января 2015 года отсутствует утверждённый нормативным правовым актом Амурской области порядок реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения иска Бондарева В.А. о взыскании социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате крупномасштабного наводнения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Бондарева В.А. к администрации Благовещенского района Амурской области, министерству финансов Амурской области, министерству транспорта и строительства Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о взыскании социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате крупномасштабного наводнения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

2-791/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бондарев Виталий Алексеевич
Ответчики
Министерство строительства и архитектуры Амурской области
Министерство финансов Амурской обалсти
администрация Благовещенского района
Министерство финансов в лице Управления Федерального казначейства по Амурской обалсти
Другие
Администрация Усть-Ивановского сельсовета
Суд
Благовещенский районный суд Амурской области
Судья
Комогорцев Игорь Юрьевич
Дело на странице суда
blag-rs--amr.sudrf.ru
30.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
30.10.2017Передача материалов судье
30.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2017Судебное заседание
14.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее