Дело № 2-2982/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 августа 2020 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края под председательством судьи Сердюковой А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Андрееве С.Е.,
с участием истца Власова С.В., его представителя Дубинина И.И.,
представителя ответчика Пуговской Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власова С. В. к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 о признании права на досрочное назначение пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж периодов подготовки и переподготовки спасателей, назначить страховую пенсию, взыскании судебных расходов, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Власов С.В. обратился в суд с иском к ГУ – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 о признании права на досрочное назначение пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж периодов подготовки и переподготовки спасателей, назначить страховую пенсию, взыскании судебных расходов. В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций по достижению возраста 40 лет, либо независимо возраста. Решением (№) от (дата). в назначении пенсии истцу было отказано. Обосновывается решение тем, что его специальный стаж работы составляет (№) лет (№) месяца (№) дней, при необходимом специальном стаже 15 лет. При этом в специальный стаж работы не засчитаны периоды нахождения в командировках на курсах подготовки и переподготовки спасателей: (дата) по (дата) – (№) месяца (№) дней, (дата) по (дата) – (№) дней, (дата) по (дата) – (№) дней, (дата) по (дата) – (№) дней, (дата) по (дата) – (№) дней, (дата) по (дата) – (№) дней. С данным решением истец не согласен, так как всё время работы в поисково-спасательном отряде, он непосредственно участвовал в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В период с (дата) по (дата). направлялся работодателем на обучение для повышения квалификации. В эти периоды на все суммы заработной платы производились отчисления во все фонды, в том числе и в Пенсионный фонд РФ. В связи с необоснованным отказом в назначении досрочной страховой пенсии, у Власова С.В. возникла необходимость обращения за юридической помощью к специалисту. Расходы на оказание юридической помощи составили 10 000 рублей 00 копеек, расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей 00 копеек.
В судебном заседании истец Власов С.В. на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что проходить учебу, подтверждать и улучшать свою квалификацию – это его обязанность в силу закона и должностной инструкции. Он не мог отказаться от выполнения данных обязательств. На курсы обучения его направлял работодатель, за ним сохранялось рабочее место и заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд РФ. В период нахождения на курсах он привлекался к выполнению своих должностных обязанностей в случаях ЧС.
Представитель истца Власова С.В. – Дубинин И.И, допущенный судом к участию в деле на основании устного ходатайства истца, в судебном заседании поддержал доводы своего доверителя, просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Пуговская Я.А., в судебном заседании возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, согласно которым, периоды направления истца в командировки для обучения (дата)-(дата), (дата)-(дата), (дата)-(дата), (дата)-(дата), (дата)-(дата), (дата) - (дата) не могут быть включены в специальный стаж истца в силу требований п.4,5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № Мб (далее - Правила № 516), которые применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Закона № 400-ФЗ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются в календарном порядке периоды работы, которая выполнялась постоянно, в течение полного рабочего дня. При этом, в стаж работы включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Включение в стаж иных периодов законодательством не предусмотрено. Стаж работы Власова С.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ составляет 14 лет 2 месяца 12 дней, при требуемом стаже 15 лет. Возражает против взыскания судебных расходов в сумме 10 000 рублей на оплату юридических услуг, полагая данную сумму завышенной.
Суд, выслушав пояснения истца, его представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу:
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 16 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
В соответствии с пп. 16 п. 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ данный документ не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону) право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставляется лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 установлено, что при досочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии подпунктом 16 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ применяются перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 N 702.
В соответствии с пп. 16 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ» при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формирования Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
В соответствии с пп. 18 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды работы на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее Постановление № 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с п. 4, п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 г., стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального - (персонифицированного) учета и (или) документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы после регистрации подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В судебном заседании установлено, что (дата) Власов С.В. обратился в Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости согласно п. 16 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Власов С.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 16.05.2000г.
Решением (№) от (дата) в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа 15 лет в качестве спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижению 40 лет либо независимо от возраста.
Решением (№) от (дата) в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии не были включены периоды направления истца в командировки для обучения в соответствии с п. 4,5 Правил от 11.07.2002 № 516 и в соответствии с индивидуальными сведениями, представленными страхователем (работодателем): (дата)-(дата) – (№) месяца (№) дней, (дата)-(дата) – (№) дней, (дата) – (дата) – (№) дней, (дата) – (дата) – (№) дней, (дата) – (дата) – (№) дней, (дата) – (дата) – (№) дней.
Рассматривая законность действий ответчика в части не включения вышеуказанных периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, суд приходит к следующим выводам:
Статьей 166 ТК Российской Федерации предусмотрено, что служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В пунктах 2 и 9 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" в командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем. Средний заработок за период нахождения работника в командировке, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации.
Согласно ст. 167 ТК РФ работнику, направляемому в служебную командировку, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой. Период пребывания в командировке является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен отчислять страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а значит, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, командировка представляет собой период исполнения работником служебного поручения работодателя вне места работы.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, статья 196 ТК РФ предусматривает, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Судом установлено, что согласно представленной в материалы дела трудовой книжке Власова С.В. (№), книжке спасателя (№), справке ФГКУ «ДВРПСО МЧС России» от (дата) (№) уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 п. 1 пп.16 ФЗ РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Власов С.В. с (дата) по настоящее время работает в ФГКУ «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России».
Изложенное подтверждается также справкой Хабаровского ПСО – филиала ФГКУ «ДВРПСО МЧС России» - поиска и спасения на водных объектах от (дата) (№), согласно которой, Власов С.В. работает в Хабаровском поисково-спасательном отряде – филиал ФГКУ «ДВРПСО МЧС России», организации, выполняющей неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации, с (дата) по настоящее время в должности спасателя.
Власов С.В. был направлен в служебные командировки на курсы подготовки и переподготовки спасателей в следующие периоды: с (дата) по (дата) на основании приказа (№) от (дата), с (дата) по (дата) на основании приказа (№), с (дата) по (дата) на основании приказа (№) от (дата), с (дата) по (дата) на основании приказа (№) от (дата), с (дата) по (дата) на основании приказа (№) от (дата), с (дата) по (дата) на основании приказа (№) от (дата).
Вышеизложенное так же подтверждается также справкой ФГКУ «ДВРПСО МЧС России» (№) от (дата), уточняющей особый характер работы или условии труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 п. 1 пп. 16 ФЗ РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В указанные периоды Власов С.В. проходил обучение в Учебном центре подготовки спасателей с отрывом от производства и с сохранением заработной платы, что подтверждается соответствующими табелями использования рабочего времени и расчета заработной платы, лицевыми счетами.
Согласно должностной инструкции спасателя, для возложения возложенных на него функций, спасатель обязан быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации ЧС, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку (п. 2.1). Совершенствовать навыки действия в составе поисково-спасательных, аварийно-спасательных формирований (п. 2.2).
В соответствии со статьями 116, 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Как следует из ст. 197 ТК РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации.
Согласно Постановления Минтруда РФ от 08.06.1998 N 23 "Об утверждении Положения по учету рабочего времени граждан, принятых в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей", в составе рабочего времени спасателей отдельно учитывается: время выполнения спасательных работ в нормальных условиях; время выполнения спасательных работ, оплачиваемых в повышенных размерах, в соответствии с действующими условиями оплаты труда; время выполнения работ в повседневной деятельности.
В составе времени выполнения спасателями работ в повседневной деятельности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств и т.д. учитывается время, затраченное на дежурства, учебные сборы, тренировки, профилактические мероприятия, медицинские обследования (плановые, предэкспедиционные, текущие, послеэкспедиционные), работы по обслуживанию техники и снаряжения.
Настоящее Положение распространяется на работников профессиональных аварийно - спасательных служб, профессиональных аварийно - спасательных формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Из материалов дела следует, что Власов С.В. направлялся в служебные командировки на курсы подготовки и переподготовки спасателей своим работодателем и в соответствие с требованиями ст. 187, 196, 197 ТК РФ. За ним сохранялось рабочее место, сохранялся средний заработок, а так же, за него работодателем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж.
Доводы представителя ответчика о том, что включение в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную страховую пенсию, иных периодов, таких как курсов повышения квалификации, законодательством не предусмотрено, а так же что в эти периоды истец не осуществлял работу на ставку, суд, в связи с вышеизложенным, находит не обоснованным по вышеизложенным основаниям.
Оценив представленные в данной части документы о трудовой деятельности Власова С.В. (трудовая книжка, книжка спасателя, табели использования рабочего времени и расчета заработной платы, лицевые счета, справка ФГКУ «ДВРПСО МЧС России» № 353 от 10.06.2020, уточняющей особый характер работы или условии труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 п. 1 пп. 16 ФЗ РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), суд приходит к выводу о непосредственной занятости истца в спорные периоды на полной ставке, в связи с чем, считает необходимым включить период работы истца с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) в специальный стаж.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о незаконности обжалуемого решения ответчика от (дата) в части исключения спорных периодов трудовой деятельности истца, дающих право на досрочное назначение пенсии, и об удовлетворении исковых требований Власова С.В. о включении в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» спорных периодов нахождения в командировках на курсах подготовки и переподготовки спасателей с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) в специальный стаж.
В соответствии с частью 4 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время именно после возникновения права на трудовую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Согласно части 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией в соответствии с частью 2 ст. 22 Закона № 400-ФЗ считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Правила обращения за страховой пенсией, порядок рассмотрения территориальным органом ПФР этих обращений регулируют Правила, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 884н, Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденный приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н, а также Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 № 157н.
С учетом включения в специальный стаж истца вышеуказанных спорных периодов, на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии ((дата)), его стаж составлял менее 15 лет, необходимых для досрочного назначения пенсии, в связи с чем, отказ ответчика в досрочном назначении истцу страховой пенсии является правомерным, а требование истца о назначении ему пенсии с (дата) - не обоснованным, поскольку обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время именно после возникновения права на трудовую пенсию. Назначение пенсии носит заявительный характер и осуществляется уполномоченным на это органом в лице организации ответчика. Право на досрочную пенсию у истца на момент рассмотрения настоящего дела еще не наступило. При этом, Пенсионным фондом РФ должна проверяться информация о периоде работы истца после отказа в назначении пенсии по решению от (дата) до (дата), что не относится к компетенции суда. Таким образом, исковое требование о возложении обязанности на ответчика назначить досрочную страховую пенсию Власову С.В. с (дата) не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Статья 88 ГПК РФ относит к судебным расходам государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела. Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей; почтовые расходы, другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 июля 2007 года N 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Истцом заявлены к взысканию судебные расходы: на оказание юридических услуг в сумме 10 000 рублей, которые подтверждены распиской от (дата) о получении денежных средств, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей (подтверждены чеком-ордером от 02.07.2020г.).
Поскольку решение вынесено в пользу истца, то истец вправе требовать компенсации понесенных по делу судебных расходов. Так как заявленные истцом требования были неимущественными, то положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению в силу разъяснений содержащихся в п.21 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
С учетом изложенного, принимая во внимание разумность и справедливость пределов требуемой оплаты, сложности рассматриваемого дела, объема выполненной юристом стороны истца по делу работы, количества судебных заседаний, проведенных с участием представителя истца, с учетом имеющихся возражений ответчика по данному вопросу, суд считает необходимым удовлетворить требования истца о взыскании расходов на оплату услуг юриста частично, в сумме 8000 рублей.
Кроме того, с ответчика надлежит взыскать понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в документально подтвержденной сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Власова С. В. к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 о признании права на досрочное назначение пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж периодов подготовки и переподготовки спасателей, назначить страховую пенсию, взыскании судебных расходов, – удовлетворить частично.
Включить в специальный стаж работы Власова С. В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствие с п. 16 ч.1 ст. 30 Закона РФ №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» следующие периоды: с (дата)-(дата) ((№) месяца (№) дней), (дата)-(дата) (№) дней), (дата)-(дата) ((№) дней), (дата)-(дата) ((№) дней), (дата)-(дата) ((№) дней), 09.12.2018г.-(дата) ((№) дней).
Взыскать с Государственного учреждения – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 в пользу Власова С. В. судебные расходы в сумме 8300 рублей.
В удовлетворении остальных исковых требований Власова С. В. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Сердюкова